том 7 издание 2 (апрель 1994 г.)
Мнения редакционной коллегии
1) МОЩЬ И ПАРАДОКСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯКарен Ван Дер Вен Karen VanderVen <vandervk@alpha.acast.nova.edu> Дистанционное обучение для будущего обладает потенциалом не только эффективно осуществлять обучение, по сравнению с тем, как это делается в настоящее время, но также объединяет более близко людей, чем это происходит в традиционных образовательных аудито- риях. Однако, парадоксально то, что дистанционное обучение не сможет заменить полностью очное взаимодействие людей и учрежде- ний высшего образования. Остановимся на этой проблеме, как на од- ном из неотделимых элементов этой проблемы. Прежде всего, каким образом дистанционное обучение может быть бо- лее эффективным? Дистанционное обучение, как это хорошо известно, способно приобщить большое количество людей к образовательным ре- сурсам путем простого включения выключателя компьютера. Но в большей мере, может быть менее заметно, оно неизбежно связана с КОНТЕКСТОМ, в котором заключается информация, в большей мере, чем это имеет место при традиционном обучении. Обратим наше внимание, например, на так называемое профессиональное обучение, при кото- ром необходимо для практикантов видеть, развивать, совершенство- вать профессиональную способность в контексте или практическом приложении. "Виртуальная реальность" обеспечивает именно это. На экране подготавливаемый профессионал может увидеть демонстрируе- мые действия, показываемую способность или применение и в то же самое время не в состоянии практически осуществлять это в контек- сте, а также приспосабливаться к изменениям, происходящим в кон- тексте. Таким образом, виртуальная реальность при дистанционном обучении позволит достичь наиболее прогрессивных уровней профес- сионального знания и искусства, которые могут быть применены на практике. Практически виртуальная реальность в некотором смысле может даже заменить "полевую работу" или практический компонент професионального обучения, при котором обучающийся студент осу- ществляет расстановку в практических занятиях. Различные контек- стуальные условия и обстоятельства могут меняться систематично и влияние выбранного действия обучающего контролируется одновремен- но по линии отдельного объекта для опыта обучения. Далее, каким же образом дистанционное обучение охватит больше лю- дей? Некоторые свидетельства того, что дистанционное обучение объединяет людей, делая их ближе друг другу, кажутся нелепицей. И некоторые противостоят технологии потому, что верят, будто бы она является препятствием для отношений между людьми. Но, электрон- ные учебные помещения, электронная почта, щиты отображения инфор- мации и тому подобные устройства воспринимаются как интегрирован- ное целое и, фокусируясь на образовательных целях, будут способ- ны к почти невероятному контакту и взаимодействию людей как коли- чественно, так и качественно. Обучаемые совместно студенты всего мира могут быть частью особо- го класса или учебной группы и могут осуществлять индивидуальные контакты друг с другом так, как им хочется, в любое время дня и ночи. И, наконец, тогда, что же является парадоксом? В реальности, ког- да обучаемые на расстоянии сближаются еще сильнее, они уще же- лают пребывать лицом к лицу с другими дышащими и живыми существа- ми. Точно так же люди хотели бы вставать утром и идти на работу, если не для радости труда, то для радости общения со своими това- рищами и коллегами. Для продуктивного использования образова- тельной технологии при дистанционном обучении нет необходимости исключать непосредственное общение студентов с другими преподава- телями и с другими обучающимися. Мы должны быть уверены, что в наших новых построениях дистанционного обучения всегда включен компонент, приводящий людей к непосредственному контакту друг с другом. Если мы это делаем, сочетая с тем, что Джон Нейсбитт на- зывает, "Высокая технология-высокий уровень контакта"-- то мы достигнем беспрецедентного уровня педагогического эффекта. 2)Сильвия Шарп Sylvia Charp <charp@eniac.seas.upenn.edu> Большие преимущества или наступательность при использовании дис- танционного обучения получаются при обучении с расширением сущес- твующей учебной программы, эффективности отдачи затрат, распреде- ления ресурсов и преподавательского состава, доступе к материа- лам, которые нельзя получить другим способом в связи с экономи- ческой или географической изоляцией образовательных учреждений. Усовершенствования в технологии (например, волоконная оптика, со- товая связь, непосредственная связь через спутник) имеют своим результатом снижение затрат, легкость предоставления и большие возможности в интерактивном обучении. Развитие и оснащение новых внутриструктурных инструктивных видов обучения которые делают упор на сотрудничество между отдельными местами, будет продол- жаться. Tипы мастерства или компетенции, которые студенты развивают, от- личаются от тех, что характеризуют успех в обычных школьных ауди- ториях. Характеристики автономности, активного слушания и способ- ность работать независимо при отсутствии живого инструктора опре- делились в качестве решающего компонента успеха студента. Новые виды оценки потребуют определения и измерения достижений студен- та, его успехов. |
Web-master: Ikar Akimenko <ikar@oasis.secna.ru>
Copyright © 1998 Oasis Web Group