[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Message-Id: <14616.990208@bspu.secna.ru> Errors-To: aad@bspu.secna.ru Reply-To: shdo-l@bspu.secna.ru Originator: shdo-l@bspu.secna.ru Sender: shdo-l@bspu.secna.ru Precedence: bulk From: Андрей ДанькинTo: shdo_www@bspu.secna.ru Subject: Проблемы использования информационных технологий обучения в преподавании специальных дисциплин. X-Listprocessor-Version: 6.0 -- ListProcessor by Anastasios Kotsikonas Sender: Kaigorodov Evgeniy evk@college.biysk.secna.ru Subject: Проблемы использования информационных технологий обучения в преподавании специальных дисциплин. ------------------------------------------------------- Компьютеризация учебного процесса и более интенсивное применение технических средств обучения были объявлены приоритетными направлениями развития в Алтайском политехническом колледже с 1996 года. Хотелось бы поделиться основными проблемами использования информационных технологий, основываясь на двухлетнем опыте работы с ними. В преподавании спецдисциплин эффективно используются системы автоматизированного тестового контроля знаний. Анализ опыта использования таких систем позволяет сделать следующие выводы. К сожалению, методические аспекты применяемых информационных технологий не успевают за развитием технических средств. Создается впечатление , что их разработчики не достаточно хорошо знают содержание предметной области и не учитывают присущую ей специфику обучения. Предлагаемые на рынке программного обеспечения системы не доработаны и имеют ряд существенных недостатков в методическом плане. Прежде всего это относится к содержательному наполнению тестирующих программ , которое зачастую не соответствует основным разделам курса, что создает трудности в их применении. Вызывают удивление и примитивные методы выставления оценки при тестовом контроле ( за правильный ответ "5", за неверный "2" , итоговая оценка - как средняя арифметическая) , что является также серьезным недостатком систем в методическом плане при довольно хорошо разработанном в настоящее время математическом аппарате анализ результатов теста. Кроме того, что многие компьютерные системы тестового контроля далеки от совершенства по своим дидактическим характеристикам, имеются серьезные недостатки в техническом оформлении этих программных продуктов. Пользователю таких систем желательно наличие возможности самостоятельно создавать тесты, то есть использовать программу как оболочку, наполняя ее своим содержанием. Многие программные средства действительно предоставляют такую возможность , но структура входного файла настолько сложна, что преподавателю специальных дисциплин, не являющемуся опытным пользователем, самостоятельно решить эту задачу не под силу. Положительным опытом использования компьютерных технологий в учебном процессе является применение обучающих программ. Использование этих программ привело к пониманию того, что компьютерное обучение первоначально шло по стопам традиционного обучения, где главное - передача знаний от учителя (программы) к ученику. Структура программ сохраняла докомпьютерную технологию обучения: подача материала - контрольный вопрос - ответ, следующая порция материала и т.д. Сейчас пришло понимание , что компьютер является уникальным техническим средством и необходимо не копировать на него методы традиционного обучения , а вырабатывать новые. Одна из таких попыток- рассматривать процесс обучения не как перенос знаний , а как процесс управления мышлением студента. Тогда обучающая программа должна не передавать знания , а помогать самому учащемуся эти знания открыть. Обучающие программы именно такого типа , предоставляющие возможность решать поисковые и исследовательские задачи, мы стараемся использовать в преподавании некоторых курсов. Здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами. Для эффективного применения обучающих систем необходимо пересматривать структуру учебных дисциплин , и как следствие, преобразовывать весь учебный процесс, потому что компьютерное обучение по идее своей является индивидуальным, кроме того, реализация всех его преимуществ упирается в техническую сторону , то есть в обеспеченность учащихся вычислительной техникой. Вторая проблема - неподготовленность студентов и преподавателей к таким методам обучения. Традиционные методы всегда носили законченный характер, определяя уровни , на которые должен выйти учащийся. Поисковые обучающие программы не имеют верхних границ, а многообразие путей получения результатов , отсутствие единого алгоритма движения приводят учащихся в недоумение. Без вмешательства преподавателя они не могут получить в полном объеме даже тех знаний , которые им давало традиционное докомпьютерное обучение. Единственный путь эффективного использования компьютера состоит в разработке совершенно новых курсов, с самого начала ориентированных на применение компьютерных средств, на новые информационные технологии, где преподавателю отводится роль консультанта. В заключение, остановимся на проблемах применения компьютерных систем, предназначенных для автоматизации профессиональной деятельности будущих специалистов. Поскольку использование таких систем является важной составляющей подготовки современного специалиста, требуется Государственным образовательным стандартом, вот уже два года используются средства автоматизации профессиональной деятельности экономистов, модельеров-конструкторов, технологов машиностроения, юристов, которых готовит наш колледж. Анализ опыта использования автоматизированных систем в преподавании спецдисциплин выявил следующие проблемы. Разработчики информационных технологий не представляют специфику применения их программных продуктов в учебных заведениях. Использование систем автоматизации в процессе обучения носит периодический характер, то есть ежегодно они должны иметь первоначальное состояние. На практике пришлось столкнуться с тем, что приобретенный учебный класс по пакету бухгалтерских программ , то есть специально ориентированная на учебные цели версия оказалась одноразовой, поскольку не имела функции обновления всех настроек. Еще одна важная мысль касается стоимости автоматизированных систем для учебных заведений ( не обучающих программ, а учебных версий систем автоматизации профессиональной деятельности ). Разработчики информационных технологий должны понять , что использование именно их программного обеспечения является мощным средством рекламы и пропаганды популярности фирмы через будущих специалистов, которые, окончив учебное заведение, примут участие в бурно протекающих в настоящее время процессах автоматизации управления и учета на предприятиях. Производители программного обеспечения должны добиваться включения в учебные программы именно их систем, поскольку в содержание курсов в качестве примера прикладных программ могут быть включены любые системы автоматизации. Естественно , предпочтение будет отдаваться более дешевым, с наилучшим методическим сопровождением, приспособленным для обучения работе в данной системе, лишенным других недостатков. Резюмируя все сказанное, хотелось бы пожелать разработчикам программного обеспечения учесть все замечания , а потенциальным потребителям избежать наших ошибок. В перспективах развития использования информационных технологий обучения - применение комплексов видео компьютерной демонстрации, что позволит использовать компьютер на лекционных занятиях с большим количеством слушателей и , сохраняя традиционные формы обучения, разработать в то же время новые методические подходы к изложению материала. Дело в том , что в настоящее время накоплены значительные объемы демонстрационных материалов в формате компьютерных программ и видеозаписи. Использование их в учебном процессе осложнено тем , что изображение на экране монитора компьютера или телевизора не достаточно для демонстрации всей аудитории. Решить такую проблему на самом совершенном техническом уровне позволяют демонстрационные комплексы. Наличие хотя бы одного такого устройства позволит не отставать от передовых информационных технологий и интенсивно развивать внедрение технических средств обучения в преподавание всех дисциплин. Е.В.Кайгородов, преподаватель экономических дисциплин Алтайского политехнического колледжа, председатель городского метод.объединения по информатизации спец.дисциплин г.Бийск evk@college.biysk.secna.ru ===8<===========Конец пересланного письма=========== С уважнием, Андрей! ----------------------------------- Андрей Данькин/\Andrew Dunkin ВебМастер БГПУ/\WebMaster of BSPU mailto:aad@bspu.secna.ru http://bspu.secna.ru/ -----------------------------------