Н.С. Проскурина
ТРАДИЦИИ ВЫШИВКИ УСТЬ-КАЛМАНСКОГО РАЙОНА
//Этнография Алтая: Материалы II научно-практической конференции. Барнаул: "Полиграфист", 1996. С. 134-140
Русское народное искусство рождалось самой жизнью народа в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству [1]. Народная вышивка девятнадцатого - начала двадцатого столетий, сохранив многое из древнего наследия, активно перерабатывала его, включая в новую эстетическую систему. Одним из важных факторов
- с. 134
обновления искусства являлось изменение функциональной роли предметов, создание новых вещей. Это способствовало разви╜тию "жанровой структуры" народной вышивки, переводу многих сюжетов и мотивов в другие техники [2]. Однако в различных районах эти процессы протекали по-разному.
В конце XIX в. Усть-Калманский район оказался лежащим на путях переселения крестьян из центральных губерний России. Поэтому, наряду со старожильческими селами, мы встречаем здесь и села, основанные переселенцами. Известный консерватизм крестьянского быта, устойчивость его основных форм позволили долгое время существовать рядом различным традициям народного искусства (вышивки в том числе), не ассимилируясь друг в друге. Вышивка крестьянок села Михайловки отличается многообразием, красотой и неповторимостью создаваемых узоров. Вероятно причиной тому явилась разнородность первых жителей села, принесших с собой тради╜ции ремесла из различных губерний Центральной России.
Наиболее полно вышивка представлена на полотенцах, кото╜рые и в начале XX-го века являлись не только утилитарной, но и ритуальной принадлежностью быта. Их использовали в родильных и крестильных, похоронных и свадебных обрядах. Полотенцами укра╜шали иконы и зеркала, в большие церковные праздники развешивали на стены, некоторые из традиционных форм применения полотенец сохранились и до наших дней.
Размеры вышиваемых полотенец были различны. Ширина колебалась от 30 до 36 см, в зависимости от ширины тканого полотна. Длина зависела от назначения полотенца. Длина "утирок", предназ╜наченных для вытирания рук, не превышала 170 см и их орнамента╜ми была весьма скромной. Полотенца, которые использовались в обрядах и которыми "убирали" иконы, зеркала, называли "рушниками" и украшали достаточно богато (длина достигала 3,5 м). И те, и другие дополнялись наконечниками, часто вязаными крючком из белых хлопчатобумажных ниток. Причем размеры и плотность вязания наконечников были различны. К 20-м годам ХХ-го века в селе стали появляться фабричные кружева. Женщины-информаторы вспоминали о существовании ранее "стеновых платков". Однако до настоящего времени ни один не сохранился.
Для вышивания полотенец брали тонкую домотканую льняную холстину, поверхность которой по счету нитей позволяла точно повторять даже самые сложные узоры. Нитки использовали льняные или шерстяные, своего изготовления, окрашенные растительными красителями. Желтый цвет получали от окрашивания травой серпием,
- с. 135
красный - из самок червеца, собранных на траве "зверобой. Но уже в начале ХХ-го века стали использовать покупные красные, черные, желтые нитки - "бумагу". Привозные ткани появились в селе только к 20-м годам нашего столетия.
Все сохранившиеся до нашего времени полотенца, вышиты тестом по счету нитей или по канве. В зависимости от орнамента и желания вышивальщицы, крест мог быть простым или болгарским (двойным).
Первое из исследуемых полотенец (Рис.1) представляет собой тканое "запросто" льняное полотно домашнего изготовления (длина 140 см). Необходимо отметить, что первоначально оно было, видимо, гораздо длиннее, поскольку по центру сшито швом "через край". Вероятно, в результате использования середина полотна пришла в негодность и была удалена. Концы холста украшены вышивкой и наконечниками фабричного изготовления (ширина 16 см).
Вышивка исполнена в технике болгарского креста (по счету) красными и черными хлопчатобумажными нитками. Для воспроиз╜ведения отдельных геометризованых мотивов орнамента используется незаконченный болгарский крест, состоящий из перекрещивающихся двух диагональных и одного вертикального стежков. Основной отличительной чертой переселенческих полоте╜нец является крупный разреженный орнамент. На данном полотенце он представлен двумя крупными "вазонами". Интересно отметить, что сами "вазоны" вышиты красной нитью, а контур очерчен черной. Можно предположить, что эта традиция была принесена из Тамбов╜ской губернии.
Наряду с общим растительным характером композиции в ней присутствуют геометрические элементы. Нижнюю грань орнамен╜тального сюжета составляют чередующиеся квадраты и круги (или усеченные ромбы). Видимо, этот элемент является отголоском древ╜ней традиции, когда основную композицию снизу ограничивала рам╜ка из чередующихся элементов [3]. Это означало многократно повторяющуюся молитву или заговор на урожай. Рассматривая вы╜шивку с семантической точки зрения, необходимо отметить, что изображение "вазонов" близко по своему значению к изображению мирового дерева" и связано с олицетворением сил природы и с зем╜ледельческим культом. Эта композиция, видимо, отражает идею пробуждающейся весенней природы. Рождающее весеннее солнце посылает свои лучи на "просыпавшуюся" землю, даря ей тепло и плодородие.
- с. 137
Таким образом, рассматриваемое полотенце и его орнамент еще сохраняют в себе черты древней традиции изготовления и украшения полотенец. Однако, с началом двадцатого века, под влиянием городской моды активизируется, начавшаяся задолго до этого, демифологизация содержания мотивов, нарастает тяга к уточнению деталей, конкретизации образа. Особенно активным было воздействие городских образцов с растительным орнаментом (Рис. 3,4). В шитье "крестом" появляется изображение цветов: роз, тюльпанов, незабу╜док, маков. Орнаментом такого характера отличается второе из рас╜сматриваемых нами полотенец, изготовленное в 30-е годы (Рис.3). Полотенце предназначалось для украшения иконы и представляет собой тканое "запросто" тонкое льняное полотно длиной 212 см. Кон╜цы его украшены вышивкой и наконечниками (20 см), связанными крючком из белых хлопчатобумажных ниток. Вышивка выполнена в технике болгарского креста красной и черной "бумагой". Говорить о семантической роли данного орнамента не приходится. Таким образом, поддаваясь влиянию городской моды, полотенца крестьянок села Михайловки теряют свою сакральную роль, оставаясь предметами бытового и декоративного характера.
Следующее рассматриваемое полотенце - кержацкий "рукотерт", найденный экспедиционной группой БГПУ в селе Усть-Калманка (Рис.2). Временем изготовления "рукотерта" является последнее десятилетие 19 в., что очевидно по наличию тех новшеств в украшении полотенца, которые пришли в среду кержаков с городской модой. "Рукотерт" представляет собой льняное полотенце домашнего изготовления длиной 2 м. Ширина (35 см.) соответствует традиционной. Однако полотенце украшено весьма скромной вы╜шивкой и наконечниками ("галунцами"), связанными крючком из белых хлопчатобумажных ниток. Общая ширина украшенного конца 28 см. Традиционно концы кержацких полотенец украшались раз╜личного типа вышивкой, тканьем, вязанием, достигая до 125 см дли╜ны, при чем "галунцы" были многоцветными с вывязанным традиционно-геометрическим узором [4]. Вышивка исполнена в технике болгарского креста красной и черной бумагой по счету нитей холста. Блонквист Е.Э. отмечает, что распространение вышивки крестом по счету нитей связано с наплывом "рассейских" переселенцев, оказавших определенное влияние на развитие вышивки кержачек. Орнамент данного полотенца четко скомпонован и традиционно ог╜раничен сверху и снизу узкой вышитой полоской. Он уже не содержит архаического мотива - ромба, характерного для большинства кержацких полотен, описанных в работах Блонквиста Е.Э., Амброза А.К.,
- с. 139
Русаковой Л.М. Орнамент данного полотенца, гармонично сочетая в себе элементы растительного и геометрического характера, символизирует, видимо, бесконечный круговорот солнца и жизни в древности смерть и рождение мыслились неразрывно, как вечно■ воскресение. В первую очередь это связывалось с зерном. В период уборки урожая, вызревшие злаки срезали, молотили. Но вскоре "хо╜ронили" в землю зерна и они возрождались для новой жизни, подобно тому, как умирало и рождалось солнце [5].
Подобное взаимовлияние и взаимозаимствование отмечаются и в вышивках других полотенец конца XIX - начала XX вв. Усть-Калманского района.
Примечания
1. Богуславская И.Я. Русское народное искусство 1968. С.5 К сноске
2. Бадяева Г.Л. Тенденции развития крестьянской вышивки и особенности искусства строчевышивальных промыслов второй половины 19 - начала 20 вв. //Русские художественные промыслы 19-20 вв. и городские социальные основы искусства. 1983. С.77-94. К сноске
3. Дурасов Г.П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1990. С.17. К сноске
4. Блонквист Э.Е., Гринкова. Бухтарминские старообрядцы. 1930. К сноске
5. Русакова Л.М. Архаический мотив ромба с крючками в узорах полотенец сибирских крестьянок //Культурно-бытовые процессы у русских Сибири 18 начала 20 вв. Новосибирск, 1985. С. 129. К сноске
- С.140
|