Вернуться

Н.С. Проскурина

СОВРЕМЕННОЕ ДОМАШНЕЕ КОВРОДЕЛИЕ
//Этнография Алтая: Материалы II научно-практической конференции.
Барнаул: "Полиграфист", 1996. С. 157-160

             Декоративно-прикладное искусство села Михайловки Усть-Калманского района отличается многообразием видов и форм. Художественный труд сельских мастериц проявился в таких давних традиционных формах народного творчества как вышивка, ткачество, узорное тканье, кружевоплетение. В конце 70-х годов XX столетия в село пришло искусство ручного изготовления ковров. К сожалению, не удалось установить, кто принес эту традицию. По словам Н.С.Бровкиной, переняли способ изготовления ковров михайловские мастерицы от женщин, временно проживающих в селе. На протяжении последующих лет ковроделие изменялось по сюжету, краскам, манере исполнения.
             При подготовке данной работы, использовался материал, со╜бранный в ходе опроса мастериц. Занимаются этим промыслом как женщины старшего поколения, так и молодые, имеющие свободное время. По их свидетельству, прежде чем приступить к непосредст╜венному изготовлению ковра, нужно было приготовить все необхо╜димое для этого процесса. В первую очередь выбиралась основа будущего ковра. Чаще всего в качестве основы использовалась бязь, мешковина, редко льняные простыни. Позднее (с середины 80-х го╜дов) для этой цели стали применять гобеленовые покрывала. В по╜следнем случае процесс выбивания облегчался, поскольку воспроизводился в цвете уже существующий орнамент. А поскольку основа была плотной, то ковер лучше держал форму. В этом было его преимущество.
             Вторым этапом ковродельного ремесла являлась подготовка станка или пял, на которые натягивалась основа будущего ков╜ра (Рис. 1). Определенного эталона для изготовления пял не сущест╜вовало. Они могли быть абсолютно различной формы. Наиболее распространенными являлись пяла в виде высокого (до уровня среднего стола) прямоугольного приспособления с двумя дощатыми стен╜кам и рамкой вверху. Работали за ним сидя.
             Единственным условием являлось пустое внутреннее простран╜ство, которое позволяло бы свободно двигаться игле. Иногда исполь╜зовали в качестве замены станка стиральную машину. Иглы также имели различную форму. Но чаще всего применяли большие медицинские иглы, на острие которых на расстоянии 2-3 мм от конца
            - с. 157
делалось отверстие. Размер отверстия зависел от толщины нити. Для качественного изготовления ковра на игле устанавливался ограничи╜тель, регулирующий длину ворса. Выбивают ковры шерстяными ни╜тками домашнего изготовления, крашенными анилиновым красителем различного цвета. Процесс крашения весьма прост и используется очень широко в настоящее время. Предварительно отпряденную и ссученную шерстяную пряжу белого цвета стирали и замачивали в емкость с растворенным в воде красителем и добавленным уксусом. Ставили на огонь и кипятили определенное время. Для прядения ковровой нити использовали шерсть овец весенней стрижки. По свидетельству мастериц, она отличается большей длиной и меньшей засоренностью (из-за длительного стойлового содержания). В настоящее время используется преимущественно эластиковая нить различных расцветок. Это значительно сокращает продолжитель╜ность работы и позволяет выбивать ковры, женщинам, не умеющим прясть.
             После того, как основа натянута на пялы и приготовлены нити различных цветов и оттенков, мастерицы приступают к изго╜товлению ковра. Этот процесс получил название "выбивание■. Вначале закрепляют нить и вводят иглу сверху до ограничителя. После чего иглу осторожно выводят через только что сделанное отверстие, следя чтобы она скользила по нити, оставленной снизу основы. Затем вводят иглу рядом и т.д. Таким образом с лицевой стороны (снизу) образуются ровные петли, с изнаночной стороны - стежки. Плотность ворса зависит при этом от частоты стежков. Если требуется четче выделить орнамент, поступают следующим образом: во-первых, плотность стежков основного фона должна быть гораздо меньше, чем плотность стежков орнамента; во-вторых, направление стежков ор╜намента не должно соответствовать направлению стежков основного фона. Выделения отдельных мотивов орнамента добиваются тем же способом.
             По окончании работы края основы подгибают и подшивают. Изначальная сторона для прочности промачивается клеем "бустилат". Иногда приклеивается марля. По словам Бровкиной Н.С. наизготовление одного ковра размером 2 на 3 м требуется около 1-1,5 месяца ежедневной работы. Сложность орнамента ковра и качество его исполнения зависели только от таланта и мастерства изготовительницы. Начинающие снимали узоры для ковров у подруг, знакомых и учились на простых композициях. С появлением навыков каждая мастерица рисовала свои узоры, создавая, неповторимые произведе╜ния искусства.
             Господствующим орнаментом является растительный. Цветочные мотивы отличаются своей простотой и в то же время оригинальностью. В своем большинстве они строятся в виде гирлянды роз,
            - с. 159
гвоздик, ромашек, незабудок и других мелких цветов. Часто применяется прием разброса в шахматном порядке цветочных веток или букетов. Если за основу брали гобеленовое покрывало, то орнамент мог быть любого характера, в том числе и геометрического. Кроме геометрического и растительного орнамента, встречаются ковры выраженным сюжетом по мотивам сказок. Обычно это ковры неболь╜ших размеров и используются для украшения детской комнаты. Ос╜новной фон ковра может быть различного цвета. Но, как правило, он более темный, чем тона орнаментального сюжета.
             Непродолжительные сроки выбивания ковров, наличие сырья отсутствие сложных инструментов способствовали быстрому распространению ковроделия в с.Михайловка.
            - С.160