Министерство образования Российской Федерации
П Р И К А З
от 01.02.2000 N 301
О состоянии подготовки педагогических
кадров в высших и средних
профессиональных учебных
заведениях России
Во исполнение решения коллегии Минобразования России от
14.12.99 N 23/1
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и
среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.), Управлению
среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) совместно с
Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России
(Матросовым В.Л.) при разработке государственных образовательных
стандартов высшего (до 1 февраля 2000 г.) и среднего педагогическо-
го образования нового поколения:
1.1. Учесть изменения, произошедшие в программах среднего
(полного) общего образования, вариативность образовательных прог-
рамм и многообразие учебников, современные подходы к организации
учебного процесса, воспитательной работе с учащимися, а также
предстоящий переход к 12-летнему полному среднему образованию.
1.2. Оптимизировать подготовку педагогических кадров на основе
обобщения опыта использования системы многоуровневого образования,
предусмотрев завершение каждой ступени образования присвоением со-
ответствующей квалификации.
1.3. Обеспечить интеграцию высшего и среднего педагогического
образования на основе преемственности содержания профессиональных
образовательных программ.
2. Управлению высшего профессионального образования (Новикову
Ю.А.) совместно с Управлением среднего профессионального образова-
ния (Анисимовым П.Ф.), Управлением послевузовского и дополнительно-
го профессионального образования (Безлепкиным В.В.), Управлением
правового обеспечения (Волоховой Е.Д.) и органами управления обра-
зованием разработать систему мероприятий до 2010 года по созданию
на базе вузов учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного
педагогического образования в срок до ноября 2000 года.
3. УМО высших учебных заведений Российской Федерации по педа-
гогическому образованию (Матросову В.Л., Бордовскому Г.А.) до 1
февраля 2000 г. разработать образовательные стандарты второго поко-
ления, предусмотрев углубление фундаментальности образования и вы-
деление времени, достаточного для проведения студентами исследова-
ний в предметной области изучаемой специальности и подготовки вы-
пускной квалификационной работы.
4. Управлению экономики (Шленову Ю.В.) ежегодно совместно с
Управлением высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.),
Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым
П.Ф.), Управлением образовательных программ и стандартов высшего и
среднего профессионального образования (Шестаковым Г.К.) и Советом
по педагогическому образованию при Минобразовании России (Матросо-
вым В.Л.) при определении контрольных цифр приема в педагогические
высшие и средние учебные заведения учитывать реальные демографичес-
кие процессы и перспективы перехода на 12- летнее полное среднее
образование.
5. Поручить Совету по педагогическому образованию при Минобра-
зовании России (Матросову В.Л.) обеспечить проведение предватитель-
ного рассмотрения учебников и учебных пособий для системы непрерыв-
ного педагогического образования на предмет присвоения грифа Минис-
терства образования Российской Федерации.
6. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуни-
чеву В.Н.) и Государственной инспекции по аттестации учебных заве-
дений России (Анурину В.О.) привлекать Совет по педагогическому об-
разованию при Минобразовании России (Матросова В.Л.) к рассмотрению
документов педагогических вузов и средних специальных учебных заве-
дений по изменению их статуса, аттестации и аккредитации.
7. Ректору Московского педагогического государственного уни-
верситета Матросову В.Л. до 30 июня 2000 г. совместно с Управлением
развития научных исследований (Стрихановым М.Н.) рассмотреть воз-
можность создания на базе Университета научно-исследовательского
института комплексных проблем непрерывного педагогического образо-
вания.
8. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Зо-
рину Н.Л.) в срок до 31 августа 2000 г. внести предложения по комп-
лектованию библиотечных фондов учебных заведений системы педагоги-
ческого образования учебниками и учебно-методической литературой
для общеобразовательных школ.
9. Ректорам педагогических вузов предусмотреть расширение ко-
личества целевых мест приема в рамках контрольных цифр приема по
заочной форме обучения, финансируемых из федерального бюджета, для
лиц, имеющих среднее педагогическое образование и работающих в об-
разовательных учреждениях.
10. Рекомендовать руководителям органов управления образовани-
ем субъектов Российской Федерации:
10.1. Провести анализ потребности в педагогических кадрах до
2010 года, внести соответствующие коррективы в программы развития
образования регионов и представить в Управление образовательных
программ и стандартов высшего и среднего профессионального образо-
вания (Шестакову Г.К.) до 31 августа 2000 г. предложения по измене-
нию структуры и объемов подготовки педагогических кадров на перс-
пективу.
10.2. Обеспечить переподготовку и повышение квалификации руко-
водящих, научно-педагогических и педагогических работников системы
образования в соответствии с изменившимися программами среднего
(полного) общего образования и современными подходами к организации
учебно-воспитательного процесса, в том числе для системы дополни-
тельного и специального образования.
10.3. Продолжить работу по обеспечению развития материаль-
но-технической базы подведомственных учреждений педагогического об-
разования.
10.4. Разработать программы профессиональной переподготовки и
повышения квалификации учителей сельских школ на базе высших учеб-
ных заведений и образовательных учреждений дополнительного профес-
сионального образования и представить до 1 июля 2000 г. в Управле-
ние послевузовского и дополнительного профессионального образования
(Безлепкину В.В.).
10.5. Продолжить работу по разработке нормативно-правовой базы
и учебнопрограммной документации функционирования и развития учеб-
но-научнопедагогических комплексов непрерывного педагогического об-
разования.
11. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и
среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) и Управле-
нию среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) сов-
местно с Советом по педагогическому образованию при Минобразовании
России (Матросовым В.Л.) разработать программу развития педагоги-
ческого образования в России, в течение 2000 года, организовать ее
широкое обсуждение на региональных и всероссийских конференциях и
последующее рассмотрение на коллегии Минобразования России в декаб-
ре 2000 года.
12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра Шадрикова В.Д.
Министр В.М. Филиппов