Приказ 301 - О состоянии подготовки педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России

Содержание


Министерство образования Российской Федерации  
 
                              П Р И К А З 
 
                        от  01.02.2000    N 301           
  

             О состоянии подготовки педагогических 
                    кадров в высших и средних 
                    профессиональных учебных 
                      заведениях России

     Во исполнение   решения   коллегии  Минобразования  России  от
14.12.99 N 23/1

ПРИКАЗЫВАЮ:

     1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего  и
среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.), Управлению
среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) совместно с
Советом  по  педагогическому  образованию при Минобразовании России
(Матросовым В.Л.) при  разработке  государственных  образовательных
стандартов высшего (до 1 февраля 2000 г.) и среднего педагогическо-
го образования нового поколения:
     1.1. Учесть  изменения,  произошедшие  в  программах  среднего
(полного) общего образования,  вариативность образовательных  прог-
рамм  и  многообразие учебников,  современные подходы к организации
учебного процесса,  воспитательной  работе  с  учащимися,  а  также
предстоящий переход к 12-летнему полному среднему образованию.
     1.2. Оптимизировать подготовку педагогических кадров на основе
обобщения  опыта использования системы многоуровневого образования,
предусмотрев завершение каждой ступени образования присвоением  со-
ответствующей квалификации.
     1.3. Обеспечить интеграцию высшего и среднего  педагогического
образования  на  основе преемственности содержания профессиональных
образовательных программ.
     2. Управлению  высшего профессионального образования (Новикову
Ю.А.) совместно с Управлением среднего профессионального  образова-
ния (Анисимовым П.Ф.), Управлением послевузовского и дополнительно-
го профессионального образования  (Безлепкиным  В.В.),  Управлением
правового  обеспечения (Волоховой Е.Д.) и органами управления обра-
зованием разработать систему мероприятий до 2010 года  по  созданию
на  базе вузов учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного
педагогического образования в срок до ноября 2000 года.
     3. УМО  высших учебных заведений Российской Федерации по педа-
гогическому образованию (Матросову В.Л.,  Бордовскому  Г.А.)  до  1
февраля 2000 г. разработать образовательные стандарты второго поко-
ления,  предусмотрев углубление фундаментальности образования и вы-
деление времени,  достаточного для проведения студентами исследова-
ний в предметной области изучаемой специальности и  подготовки  вы-
пускной квалификационной работы.
     4. Управлению экономики (Шленову Ю.В.)  ежегодно  совместно  с
Управлением высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.),
Управлением  среднего  профессионального  образования   (Анисимовым
П.Ф.),  Управлением образовательных программ и стандартов высшего и
среднего профессионального образования (Шестаковым Г.К.) и  Советом
по  педагогическому образованию при Минобразовании России (Матросо-
вым В.Л.) при определении контрольных цифр приема в  педагогические
высшие и средние учебные заведения учитывать реальные демографичес-
кие процессы и перспективы перехода на 12-  летнее  полное  среднее
образование.
     5. Поручить Совету по педагогическому образованию при Минобра-
зовании России (Матросову В.Л.) обеспечить проведение предватитель-
ного рассмотрения учебников и учебных пособий для системы непрерыв-
ного педагогического образования на предмет присвоения грифа Минис-
терства образования Российской Федерации.
     6. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуни-
чеву В.Н.) и Государственной инспекции по аттестации учебных  заве-
дений России (Анурину В.О.) привлекать Совет по педагогическому об-
разованию при Минобразовании России (Матросова В.Л.) к рассмотрению
документов педагогических вузов и средних специальных учебных заве-
дений по изменению их статуса, аттестации и аккредитации.
     7. Ректору  Московского  педагогического государственного уни-
верситета Матросову В.Л. до 30 июня 2000 г. совместно с Управлением
развития  научных  исследований (Стрихановым М.Н.) рассмотреть воз-
можность создания на  базе  Университета  научно-исследовательского
института  комплексных проблем непрерывного педагогического образо-
вания.
     8. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Зо-
рину Н.Л.) в срок до 31 августа 2000 г. внести предложения по комп-
лектованию  библиотечных фондов учебных заведений системы педагоги-
ческого образования учебниками  и  учебно-методической  литературой
для общеобразовательных школ.
     9. Ректорам педагогических вузов предусмотреть расширение  ко-
личества  целевых  мест  приема в рамках контрольных цифр приема по
заочной форме обучения,  финансируемых из федерального бюджета, для
лиц,  имеющих среднее педагогическое образование и работающих в об-
разовательных учреждениях.
     10. Рекомендовать руководителям органов управления образовани-
ем субъектов Российской Федерации:
     10.1. Провести  анализ  потребности в педагогических кадрах до
2010 года,  внести соответствующие коррективы в программы  развития
образования  регионов  и  представить  в Управление образовательных
программ и стандартов высшего и среднего профессионального  образо-
вания (Шестакову Г.К.) до 31 августа 2000 г. предложения по измене-
нию структуры и объемов подготовки педагогических кадров  на  перс-
пективу.
     10.2. Обеспечить переподготовку и повышение квалификации руко-
водящих,  научно-педагогических и педагогических работников системы
образования в соответствии  с  изменившимися  программами  среднего
(полного) общего образования и современными подходами к организации
учебно-воспитательного процесса,  в том числе для системы  дополни-
тельного и специального образования.
     10.3. Продолжить работу  по  обеспечению  развития  материаль-
но-технической базы подведомственных учреждений педагогического об-
разования.
     10.4. Разработать  программы профессиональной переподготовки и
повышения квалификации учителей сельских школ на базе высших  учеб-
ных  заведений и образовательных учреждений дополнительного профес-
сионального образования и представить до 1 июля 2000 г.  в Управле-
ние послевузовского и дополнительного профессионального образования
(Безлепкину В.В.).
     10.5. Продолжить работу по разработке нормативно-правовой базы
и учебнопрограммной документации функционирования и развития  учеб-
но-научнопедагогических комплексов непрерывного педагогического об-
разования.
     11. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и
среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) и  Управле-
нию  среднего  профессионального  образования (Анисимову П.Ф.) сов-
местно с Советом по педагогическому образованию при  Минобразовании
России  (Матросовым  В.Л.) разработать программу развития педагоги-
ческого образования в России,  в течение 2000 года, организовать ее
широкое  обсуждение  на региональных и всероссийских конференциях и
последующее рассмотрение на коллегии Минобразования России в декаб-
ре 2000 года.
     12. Контроль за исполнением настоящего  приказа  возложить  на
заместителя Министра Шадрикова В.Д.

Министр                                  В.М. Филиппов



Содержание