Министерство образования Российской Федерации П Р И К А З от 01.02.2000 N 301 О состоянии подготовки педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 14.12.99 N 23/1 ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.), Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) совместно с Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России (Матросовым В.Л.) при разработке государственных образовательных стандартов высшего (до 1 февраля 2000 г.) и среднего педагогическо- го образования нового поколения: 1.1. Учесть изменения, произошедшие в программах среднего (полного) общего образования, вариативность образовательных прог- рамм и многообразие учебников, современные подходы к организации учебного процесса, воспитательной работе с учащимися, а также предстоящий переход к 12-летнему полному среднему образованию. 1.2. Оптимизировать подготовку педагогических кадров на основе обобщения опыта использования системы многоуровневого образования, предусмотрев завершение каждой ступени образования присвоением со- ответствующей квалификации. 1.3. Обеспечить интеграцию высшего и среднего педагогического образования на основе преемственности содержания профессиональных образовательных программ. 2. Управлению высшего профессионального образования (Новикову Ю.А.) совместно с Управлением среднего профессионального образова- ния (Анисимовым П.Ф.), Управлением послевузовского и дополнительно- го профессионального образования (Безлепкиным В.В.), Управлением правового обеспечения (Волоховой Е.Д.) и органами управления обра- зованием разработать систему мероприятий до 2010 года по созданию на базе вузов учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного педагогического образования в срок до ноября 2000 года. 3. УМО высших учебных заведений Российской Федерации по педа- гогическому образованию (Матросову В.Л., Бордовскому Г.А.) до 1 февраля 2000 г. разработать образовательные стандарты второго поко- ления, предусмотрев углубление фундаментальности образования и вы- деление времени, достаточного для проведения студентами исследова- ний в предметной области изучаемой специальности и подготовки вы- пускной квалификационной работы. 4. Управлению экономики (Шленову Ю.В.) ежегодно совместно с Управлением высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.), Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестаковым Г.К.) и Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России (Матросо- вым В.Л.) при определении контрольных цифр приема в педагогические высшие и средние учебные заведения учитывать реальные демографичес- кие процессы и перспективы перехода на 12- летнее полное среднее образование. 5. Поручить Совету по педагогическому образованию при Минобра- зовании России (Матросову В.Л.) обеспечить проведение предватитель- ного рассмотрения учебников и учебных пособий для системы непрерыв- ного педагогического образования на предмет присвоения грифа Минис- терства образования Российской Федерации. 6. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуни- чеву В.Н.) и Государственной инспекции по аттестации учебных заве- дений России (Анурину В.О.) привлекать Совет по педагогическому об- разованию при Минобразовании России (Матросова В.Л.) к рассмотрению документов педагогических вузов и средних специальных учебных заве- дений по изменению их статуса, аттестации и аккредитации. 7. Ректору Московского педагогического государственного уни- верситета Матросову В.Л. до 30 июня 2000 г. совместно с Управлением развития научных исследований (Стрихановым М.Н.) рассмотреть воз- можность создания на базе Университета научно-исследовательского института комплексных проблем непрерывного педагогического образо- вания. 8. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Зо- рину Н.Л.) в срок до 31 августа 2000 г. внести предложения по комп- лектованию библиотечных фондов учебных заведений системы педагоги- ческого образования учебниками и учебно-методической литературой для общеобразовательных школ. 9. Ректорам педагогических вузов предусмотреть расширение ко- личества целевых мест приема в рамках контрольных цифр приема по заочной форме обучения, финансируемых из федерального бюджета, для лиц, имеющих среднее педагогическое образование и работающих в об- разовательных учреждениях. 10. Рекомендовать руководителям органов управления образовани- ем субъектов Российской Федерации: 10.1. Провести анализ потребности в педагогических кадрах до 2010 года, внести соответствующие коррективы в программы развития образования регионов и представить в Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образо- вания (Шестакову Г.К.) до 31 августа 2000 г. предложения по измене- нию структуры и объемов подготовки педагогических кадров на перс- пективу. 10.2. Обеспечить переподготовку и повышение квалификации руко- водящих, научно-педагогических и педагогических работников системы образования в соответствии с изменившимися программами среднего (полного) общего образования и современными подходами к организации учебно-воспитательного процесса, в том числе для системы дополни- тельного и специального образования. 10.3. Продолжить работу по обеспечению развития материаль- но-технической базы подведомственных учреждений педагогического об- разования. 10.4. Разработать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей сельских школ на базе высших учеб- ных заведений и образовательных учреждений дополнительного профес- сионального образования и представить до 1 июля 2000 г. в Управле- ние послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкину В.В.). 10.5. Продолжить работу по разработке нормативно-правовой базы и учебнопрограммной документации функционирования и развития учеб- но-научнопедагогических комплексов непрерывного педагогического об- разования. 11. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) и Управле- нию среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) сов- местно с Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России (Матросовым В.Л.) разработать программу развития педагоги- ческого образования в России, в течение 2000 года, организовать ее широкое обсуждение на региональных и всероссийских конференциях и последующее рассмотрение на коллегии Минобразования России в декаб- ре 2000 года. 12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Шадрикова В.Д. Министр В.М. Филиппов