[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Министерство образования Российской Федерации
П Р И К А З
от 23.08.99 N 206
Объявляю постановление Правительства Российской Федерации:
"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 1999 г. N 887
г.Москва
О совершенствовании системы оплаты жилья
и коммунальных услуг и мерах по социальной
защите населения
В целях реализации положений Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (0 положе-
нии в стране и основных направлениях политики Российской Федера-
ции), касающихся совершенствования системы оплаты жилья и комму-
нальных услуг и реализации мер по социальной защите населения в со-
ответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" в условиях проведения жилищнокомму-
нальной реформы, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1.Продолжить реформирование правоотношений в жилищно-комму-
нальной сфере и системы управления жилищным фондом, обеспечивая при
этом адресную социальную защиту населения. Увязывать изменение пла-
ты за жилье и коммунальные услуги с системой мер по социальной за-
щите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией
мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг.
2.Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении гражданам
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Установить, что разъяснения о применении указанного Положения
дает Государственный комитет Российской Федерации по строительству
и жилищно-коммунальному комплексу.
3. Структура платежей граждан (кроме собственников частных до-
мовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду,
независимо от формы собственности, включает плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жи-
лищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают комму-
нальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горя-
чее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых
отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
4. Установить, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги
производится собственником домовладения или уполномоченной им орга-
низацией через расчетнокассовые центры.
5. При поэтапном прекращении перекрестного субсидирования пла-
ты за газ и электрическую энергию одновременно отражать в сче-
те-квитанции на оплату гражданами указанных коммунальных услуг со-
ответственно пересчитанные ежемесячные субсидии.
В отношении отдельных видов коммунальных услуг могут быть вве-
дены в установленном порядке дополнительные меры социальной защиты
граждан, связанные с оплатой этих услуг. При расчете субсидий, пре-
доставляемых в соответствии с Положением о предоставлении гражданам
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным настоя-
щим постановлением, такие дополнительные меры социальной защиты не
учитываются.
Предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или
оперативном управлении государственный жилищный фонд и оказывающие
жилищно-коммунальные услуги, компенсируют в порядке, устанавливае-
мом государственными органами власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления, за счет собственных средств
затраты, связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право
гражданам, проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному
фонду.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации и органам местного самоуправления в 1999-2000 годах:
а) обеспечивать оформление в соответствии с законодательством
Российской Федерации договоров найма жилого помещения между нанима-
телями и собственниками жилья;
б) перевести обслуживание жилищного фонда полностью на кон-
курсную основу;
в) разработать и утвердить стандарты качества предоставляемых
коммунальных услуг;
г) предусматривать при формировании на основе действующей бюд-
жетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего
уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предос-
тавлением гражданам субсидий.
7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации:
а) не снижать финансовую помощь и не увеличивать нормативы от-
числений от регулирующих налогов (на срок не менее трех лет) на
сумму экономии средств, полученной в результате проведения реформы
жилищно-коммунального хозяйства, в отношении муниципальных образо-
ваний, активно проводящих указанную реформу;
б) осуществлять контроль за соответствием стандартов перехода
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в регионах феде-
ральным стандартам;
в) увязывать изменения тарифов на электро-, теплоэнергию и
газ, получаемые с соответствующих оптовых рынков, с динамикой поэ-
тапного перехода к оплате населением жилищно-коммунальных услуг,
обеспечивающей самоокупаемость этих услуг.
8. Органами местного самоуправления утверждаются:
нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов
на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их сни-
жению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на
товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных
затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на
жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обя-
зательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов
на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих
услуг.
Органы местного самоуправления имеют право в течение переход-
ного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собс-
твенных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в со-
вокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги.
При этом установление предельных размеров платы населения за
жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может
служить основанием для перераспределения средств.
9. Рекомендовать органам местного самоуправления в целях улуч-
шения сбора платы за жилье и коммунальные услуги, рационального
распределения указанных средств, усиления социальной защиты малои-
мущих слоев населения:
создавать расчетно-кассовые центры по сбору и обработке комму-
нальных платежей и предоставлению субсидий гражданам на оплату жи-
лищно-коммунальных услуг;
устанавливать размер платы за жилье и коммунальные услуги в
пределах федерального стандарта максимально допустимой доли собс-
твенных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в со-
вокупном доходе семьи на одного человека с предоставлением соот-
ветствующих субсидий.
10. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции и органам местного самоуправления представлять в Государствен-
ный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-комму-
нальному комплексу по итогам полугодия информацию о ходе выполнения
настоящего постановления.
11. Признать утратившим силу постановление Правительства Рос-
сийской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы
оплаты жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Рос-
сийской Федерации, 1996, N 26, ст.3139).
Председатель Правительства
Российской Федерации С.Степашин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 августа 1999 г. N 887
ПОЛОЖЕНИЕ
о предоставлении гражданам субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг
1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее имену-
ются - субсидии) предоставляются гражданам органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуп-
равления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов
потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, со-
вокупного дохода семьи и действующих льгот.
При этом в семье, в которой совокупный доход на одного челове-
ка не превышает установленного прожиточного минимума, собственные
расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной
нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не
должны превышать половины усьановленного федеральным законом мини-
мального размера оплаты труда на одного человека.
2. Предоставление субсидий осуществляется в установленном по-
рядке в соответствии с ежегодно утвержденными федеральными стандартами:
социальной нормы площади жилья;
предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных ус-
луг на 1 кв. метр общей площади;
максимально допустимой доли собственных расходов граждан на
оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пре-
делах социальной нормы площади жилья и нормативов потребеления ком-
мунальных услуг.
3. Величина субсидий рассчитывается по двум вариантам.
I вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход
семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума,
а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья
и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социаль-
ной нормы площади жилья и нормативов потребеления коммунальных ус-
луг ниже половины установленного федеральным законом минимального
размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница
между установленным на данный период времени размером оплаты жилья
и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных
расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы пло-
щади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного
человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально
допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади
жилья и нормативов потребления коммунальных услуг равна половине
или выше половины установленного федеральным законом минимального
размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница
между установленным на данный период времени размером оплаты жилья
и коммунальных услуг и половиной установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
II вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход
семьи на одного человека выше установленного прожиточного минимума,
величина субсидии определяется как разница между установленным на
данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и
максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном до-
ходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов
потребления коммунальных услуг.
4. При расчете величины субсидий на оплату коммунальных услуг
(водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабже-
ние, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслу-
живание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение отдельных
видов фактически предоставляемых услуг. При этом величина ежемесяч-
ных субсидий на оплату указанных услуг, определяемая в установлен-
ном порядке организацией, уполномоченной собственником домовладения
осуществлять сбор и обработку жилищнокоммунальных платежей и пре-
доставление этих субсидий, должна указываться в соответствующем
платежном документе (счете-квитанции).
5. Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах
(включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от
формы собственности.
Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право
на субсидию.
6. Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной орга-
ном местного самоуправления, после предъявления гражданами необхо-
димых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнитель-
ной власти субъекта Российской Федерации порядком предоставления
субсидий гражданам.
Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам
является непременным условием законности решений органов местного
самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных ус-
луг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организа-
циями, предоставляющими жилищнокоммунальные услуги, и собственника-
ми домовладений не может служить основанием для отказа либо задерж-
ки предоставления гражданам субсидий.
7. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в
виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам
граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным
документом (счетом - квитанцией).
Порядок выделения и учета средств, направляемых на предостав-
ление субсидий, устанавливается органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления."
ПРИКАЗЫВАЮ:
Ректорам (директорам) образовательных учреждений, руководите-
лям предприятий и организаций, подведомственных Минобразованию Рос-
сии, органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации "О совершенс-
твовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по соци-
альной защите населения" от 02.08.99 N 887 принять к руководству и
исполнению,
признать утратившим силу приказ Госкомвуза России от 16.07.96
N 1258.
Заместитель Министра Г.А.Балыхин