Приказ 286 - Приложение 5 (часть2)

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
часть 2                                Приложение N 5  
                                       к приказу Минобразования 
                                       России от 14.09.99   N 286  
-----------------------------------------------------------------  
             3.  ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ЦИКЛУ  
        "ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ"  
        (являются частью примерных учебных программ дисциплин)  
  
     3.1. Требования  к  образованности бакалавра естественнонаучных и  
сельскохозяйственных направлений высшего профессионального образования  
     После освоения  математических и естественнонаучных дисциплин ба-  
калавр должен иметь представления:  
     об основных математических структурах и методах;  
     математическом моделировании;  
     информации, способах  ее хранения,  обработки и представления,  о  
правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государс-  
твенной тайны в Российской Федерации;  
     возможностях применения фундаментальных законов  физики  и  химии  
для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем,  вклю-  
чая биологические объекты;  
     происхождении и эволюции Вселенной;  
     свойствах ядер атомов и элементарных частиц;  
     физических, химических и биологических методах исследований;  
     современных достижениях естественных наук,  физических  принципах  
работы  
     современных технических устройств;  
     экологических принципах рационального природопользования;  
     роли биологических законов в решении социальных проблем.  
Бакалавр должен знать и уметь использовать:  
     в области математики:  
     основы математического анализа;  
     основы алгебры, геометрии и дискретной математики;  
     основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;  
     основы теории вероятности и математической статистики;  
     в области информатики:  
     понятие информации, способы ее хранения и обработки;  
     структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;  
     основные типы алгоритмов,  языки программирования  и  стандартное  
программное обеспечение своей профессиональной деятельности;  
     в области физики:  
     физические основы механики:  кинематику и законы динамики матери-  
альной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, ос-  
новы релятивистской механики;  
     физику колебаний и волн:  кинематику гармонических колебаний, ин-  
терференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;  
     статистическую физику и  термодинамику:  молекулярно-кинетическую  
теорию,  свойства статистических ансамблей, функции распределения час-  
тиц по скоростям и координатам,  законы термодинамики, элементы термо-  
динамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов;  
     электричество и магнетизм:  постоянные и переменные электрические  
поля в вакууме и веществе,  теорию Максвелла, свойства и распростране-  
ние электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона;  
     основы оптики, атомной и ядерной физики;  
     квантовую физику:  состояние частиц в квантовой механике, дуализм  
волн  и  частиц,  соотношение неопределенностей,  электронное строение  
атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;  
     в области химии:  
     химические системы:  дисперсные, растворы, электрохимические, ка-  
талитические;  
     реакционную способность веществ;  
     методы химической идентификации веществ;  
     энергетику и кинетику химических процессов,  колебательные  реак-  
ции;  
     основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров;  
     в области биологии с основами экологии:  
     живые системы:  особенности биологического уровня организации ма-  
терии,  принципы воспроизводства и развития живых систем, законы гене-  
тики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организ-  
мов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь  
с окружающей средой, надорганизменные системы;  
     физиологию, экологию и здоровье,  биосоциальные особенности чело-  
века;  экологию и охрану природы:  экосистемы, их структуру, динамику,  
пределы устойчивости,  роль антропогенных воздействий, принципы рацио-  
нального природопользования;  
     по дисциплине "Концепции современного естествознания" иметь поня-  
тие:  
     об основных  этапах развития естествознания,  особенностях совре-  
менного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;  
     концепции пространства и времени;  
     принципах симметрии и законах сохранения;  
     состоянии в естествознании;  
     концептуальной и континуальной традициях в описании природы;  
     динамических и статистических закономерностях в естествознании;  
     соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро-  
ения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные  
состояния и наоборот;  
     самоорганизации в живой и неживой природе;  
     иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и  ме-  
гамира;  взаимосвязях между физическими,  химическими и биологическими  
процессами;  
     специфике живого,  принципах эволюции, воспроизводства и развитии  
живых систем и их целостности в гомеостазе;  
     иерархичности, уровнях  организации  и функциональной ассимметрии  
живых систем;  
     биологическом многообразии,  его  роли  в сохранении устойчивости  
биосферы и принципах систематики;  
     физиологических основах психологии, социального поведения, эколо-  
гии и здоровья человека;  
     взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис-  
темах, принципах охраны природы и рационального природопользования;  
     месте человека  в  эволюции Земли,  о ноосфере и парадигме единой  
культуры;  возможностях и перспективах математического моделирования в  
различных областях современного естествознания.  
  
 3.2. Требования к образованности бакалавра гуманитарных и социально-  
   экономических направлений высшего профессионального образования  
     После освоения математических и естественнонаучных дисциплин  ба-  
калавр должен иметь представления:  
     о месте и роли математики в современном мире,  мировой культуре и  
истории;  
     математическом мышлении,  индукции и дедукции в математике, прин-  
ципах математических рассуждений и математических доказательств;  
     логических, топологических и алгебраических  структурах  на  мно-  
жестве;  
     неевклидовых геометрических системах;  
     математическом моделировании;  
     информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о правовом  
регулировании  отношений  в  сфере защиты информации и государственной  
тайны в Российской Федерации;  
     проблеме искусственного интеллекта,  способах представления и ма-  
нипулировании ими (об инженерии знаний);  
     роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.  
     основных этапах развития естествознания, особенностях современно-  
го естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;  
     концепции пространства и времени;  
     принципах симметрии и законах сохранения;  
     понятии состояния в естествознании;  
     концептуальной и континуальной традициях в описании природы;  
     динамических и статистических закономерностях в естествознании;  
     соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро-  
ения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные  
состояния и наоборот;  
     самоорганизации в живой и неживой природе;  
     иерархии структурных  элементов материи от микро- до макро- и ме-  
гамира;  
     взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими про-  
цессами;  
     специфике живого,  принципах эволюции, воспроизводства и развитии  
живых систем и их целостности в гомеостазе;  
     иерархичности, уровнях  организации  и функциональной ассимметрии  
живых систем;  
     биологическом многообразии,  его  роли  в сохранении устойчивости  
биосферы и принципах систематики;  
     физиологических основах психологии, социального поведения, эколо-  
гии и здоровья человека;  
     взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис-  
темах, принципах охраны природы и рационального природопользования;  
     месте человека  в  эволюции Земли,  о ноосфере и парадигме единой  
культуры.  
     По направлениям,  для  которых основная образовательная программа  
предполагает изучение дисциплин "Математика" и "Информатика", бакалавр  
должен иметь представление:  
     об основных математических структурах и методах;  
     математическом моделировании;  
     информации, способах ее хранения, обработки и представления;  
     знать и уметь использовать:  
     основы математического анализа;  
     основы алгебры, геометрии и дискретной математики;  
     основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;  
     основы теории вероятности и математической статистики;  
     понятие информации, способы ее хранения и обработки;  
     структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;  
     основные типы алгоритмов,  языки программирования  и  стандартное  
программное обеспечение своей профессиональной деятельности;  
  
  3.3. Требования к образованности бакалавра технических направлений   
                высшего профессионального образования  
     После освоения  математических и естественнонаучных дисциплин ба-  
калавр должен иметь представления:  
     о математике как особом способе познания мира,  общности ее поня-  
тий и представлений;  
     математическом моделировании;  
     информации, методах ее хранения, обработки и передачи;  
     правовом регулировании  отношений в сфере защиты информации и го-  
сударственной тайны в Российской Федерации;  
     основных организационных,  инженерно-технических и иных мерах за-  
щиты информации,  в том числе сведений,  составляющих  государственную  
тайну;  
     фундаментальном единстве естественных наук,  незавершенности  ес-  
тествознания и возможности его дальнейшего развития;  
     дискретности и непрерывности в природе;  
     соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро-  
ения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;  
     динамических и статистических закономерностях в природе;  
     вероятности как объективной характеристике природных систем;  
     изменениях и  их  специфичности в различных разделах естествозна-  
ния;  
     принципах симметрии и законах сохранения;  
     соотношениях эмпирического и теоретического в познании;  
     состояниях в природе и их изменениях со временем;  
     индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;  
     времени в естествознании;  
     основных химических системах и процессах;  
     взаимосвязи между свойствами химической системы, природой веществ  
и их реакционной способностью;  
     методах химической идентификации и определения веществ;  
     особенностях биологической формы организации  материи,  принципах  
воспроизводства и развития живых систем;  
     Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;  
     биосфере и направлении ее эволюции;  
     целостности и гомеостазе живых систем;  
     взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис-  
темах;  
     экологических принципах  охраны  природы  и рациональном природо-  
пользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий;  
     новейших открытиях естествознания,  перспективах их использования  
для построения технических устройств;  
     физическом, химическом и биологическом моделировании;  
     последствиях своей профессиональной деятельности с  точки  зрения  
единства биосферы и биосоциальной природы человека;  
     Бакалавр должен знать и уметь использовать:  
в области математики и информатики:  
     основные понятия и методы математического анализа,  линейной  ал-  
гебры, аналитической геометрии, теории функций комплексного переменно-  
го,  дискретной математики, дифференциальных уравнений, теории вероят-  
ности и математической статистики;  
     математические модели простейших систем и процессов в  естествоз-  
нании и технике;  
     вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необхо-  
димые расчеты в рамках построенной модели;  
     иметь опыт:  
     употребления математической  символики для выражения количествен-  
ных и качественных отношений объектов;  
     исследования моделей  с учетом их иерархической структуры и оцен-  
кой пределов применимости полученных результатов;  
     использования основных  приемов  обработки экспериментальных дан-  
ных;  
     аналитического и численного решения алгебраических уравнений;  
     исследования, аналитического и  численного  решения  обыкновенных  
дифференциальных уравнений;  
     аналитического и численного решения основных уравнений  математи-  
ческой физики;  
     программирования и использования возможностей вычислительной тех-  
ники и программного обеспечения;  
в области физики, химии и экологии:  
     знать и уметь использовать:  
     основные понятия,  законы и модели механики, электричества и маг-  
нетизма,  колебаний и волн,  квантовой физики, статистической физики и  
термодинамики, химических систем, химической термодинамики и кинетики,  
реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии;  
     методы теоретического и экспериментального исследования в физике,  
химии, экологии;  
     уметь оценивать численные порядки величин,  характерных для  раз-  
личных разделов естествознания.  
  
                     4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА  
     4.1. При формировании государственных образовательных  стандартов  
(ГОС) необходимо указывать объем трудоемкости по каждой дисциплине фе-  
дерального компонента цикла ЕН.  При формировании ГОС,  в которых  от-  
сутствуют дисциплины,  вносимые по предложению УМО,  отведенные на них  
часы распределяются между остальными дисциплинами федерального  компо-  
нента цикла.  
     4.2. При формировании ГОС по физико-математическим,  химическим и  
биологическим  направлениям  и специальностям,  для которых какая-либо  
дисциплина цикла является неотъемлемой частью профессиональной  подго-  
товки, эта дисциплина из цикла ЕН может быть перенесена в цикл дисцип-  
лин направления или общепрофессиональных дисциплин. При этом решение о  
перераспределении  выделенных  на  ее изучение часов в рамках цикла ЕН  
или их передаче в цикл общепрофессиональных дисциплин  принимается  по  
рекомендации соответствующего УМО.  
     4.3. Содержание дисциплин цикла,  устанавливаемых по  предложению  
УМО,  должно учитывать профиль подготовки выпускников и быть увязано с  
общими математическими и естественнонаучными дисциплинами;  естествен-  
нонаучные дисциплины,  устанавливаемые по предложению УМО, для различ-  
ных групп направлений составляют от 100 до 150 часов трудоемкости.  
     4.4. При формировании основной образовательной программы вуз (фа-  
культет) обязан выделить:  
     по каждой  естественнонаучной  дисциплине (при очной форме обуче-  
ния) - не менее 50 проц.  трудоемкости для аудиторных занятий со  сту-  
дентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30 проц.  
объема часов;  
     в составе национально-регионального (вузовского) компонента - по-  
ловину количества часов на дисциплины по выбору студента.  
     4.5. При формировании основной образовательной программы вуз (фа-  
культет) имеет право:  
     при подготовке бакалавров по социально-гуманитарным  направлениям  
заменить комплексную дисциплину "Математика и информатика" раздельными  
дисциплинами "Математика" и "Информатика" эквивалентной суммарной тру-  
доемкости с предъявлением к бакалавру соответствующих требований;  
     при подготовке бакалавров по математическим направлениям заменить  
дисциплины  "Химия"  и "Биология с основами экологии" комплексной дис-  
циплиной "Концепции современного естествознания" эквивалентной суммар-  
ной  трудоемкости с предъявлением к бакалавру соответствующих требова-  
ний.  
     4.6. При подготовке специалистов,  обучающихся на соответствующих  
специальностях высшего профессионального образования,  вуз (факультет)  
имеет право использовать указанные структуру, содержание и порядок ре-  
ализации цикла общих математических  и  естественнонаучных  дисциплин,  
вводя  отличия по глубине проработки отдельных разделов программ,  что  
повлечет за собой изменение соотношения между количеством лекций,  се-  
минаров и лабораторных занятий, изменение их характера и направленнос-  
ти.  
     4.7. Отклонения  в объеме цикла и отдельных дисциплин при состав-  
лении ГОС, формировании основных образовательных программ, примерных и  
рабочих  учебных  планов не должны превышать 5 проц.  рекомендованного  
объема трудоемкости.  
-------------------------------------------------------------------- 
окончание приложения 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]