[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Приложение N2 к приказу Минобразования России от 14.09.99 N 286 М А К Е Т Министерство образования Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации __________________В.Д.Шадриков _____ ______________ 1999 г. Номер государственной регистрации Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление _________________________ (указывается код и наименование направления) Степень (квалификация) - магистр __________________________________________ (указывается наименование степени (квалификации) магистра) Вводится с момента утверждения Москва 199 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ_____________________ (указывается код и наименование направления) 1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации ___________________ (указывается номер и дата приказа, утвердившего данное направление). 1.2. Степень (квалификация) выпускника _______________________ . (указывается наименование степени (квалификации) магистра) Нормативный срок освоения основной образовательной программы под- готовки магистра по направлению ________________________ (указывается код и наименование направления) при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подго- товки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответст- вующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). 1.3. Квалификационная характеристика выпускника (Дается квалификационная характеристика выпускника, согласованная с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должнос- тей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного пос- тановлением Минтруда России от 21.08.98 N37.) Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фунда- ментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научноисследо- вательской работе, а при условии освоения соответствующей образова- тельно-профессиональной программы педагогического профиля - к педаго- гической деятельности. 1.4. Возможности продолжения образования. Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: _________________________________________ (перечисляются соответствующие научные специальности) 1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) _____________________________________ (приводится перечень представленных учебно-методическим объединением вузов (УМО) аннотированных магистерских программ данного направления) Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отража- ющие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конк- ретным разделам соответствующих наук. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГ- РАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА 2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подго- товки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование опре- деленной ступени, подтвержденное документом государственного образца. 2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям ____________________________________________________________________ , (Перечисляются соответствующие направления подготовки с указанием ко- дов. Указываемый здесь перечень направлений может дополняться и кор- ректироваться в соответствии с обновлением перечня направлений подго- товки и специальностей высшего профессионального образования) зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурс- ной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению. 2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подго- товки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональ- ное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государс- твенным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ____________________________________ (указывается код и наименование направления) 3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра раз- рабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и науч- нопедагогической) практик и программы научно-исследовательской работы. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной об- разовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образова- тельным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, нес- колько магистерских программ. 3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (да- лее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подго- товки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонен- та, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны до- полнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра долж- на иметь следующую структуру: в соответствии с программой подготовки бакалавра: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления; цикл ФТД - факультативные дисциплины; цикл СД - специальные дисциплины; ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра; в соответствии с программой специализированной подготовки: цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки; цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки; НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно- педагогическая) работа магистра; ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной об- разовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подго- товку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ _________________________________________________ (указывается код и наименование направления) --------------------------------------------------------------------- Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов --------------------------------------------------------------------- 1 2 3 --------------------------------------------------------------------- Требования к обязательному минимуму содержания основ- (Указывается ной образовательной программы подготовки бакалавра по суммарный данному направлению определены в государственном об- объем часов разовательном стандарте высшего профессионального об- теоретического разования подготовки бакалавра по направлению обучения и ___________________ (код и наименование направления). практик ГОС бакалавра ---------------------------------------------------------------------- Итого часов подготовки бакалавра ________ ---------------------------------------------------------------------- Требования к обязательному минимуму содержания специализированной подготовки ---------------------------------------------------------------------- ДНМ.00 Дисциплины направления 1134 Федеральный компонент 700 ДНМ.01 Современные проблемы науки (с учетом (Указывается специфики направления) общий объем по ДНМ.02 История и методология науки (с учетом циклу, компо- специфики направления) нентам цикла ДНМ.03 Компьютерные технологии в науке и и отдельным дис- образовании (с учетом специфики циплинам феде- направления) федерального компонента) Национально-региональный (вузовский ) 434 компонент ДНМ.04 Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ДНМ.05 Дисциплины по выбору студента ______________________________________ и т.д. (остальные часы используются по усмотрению вуза) --------------------------------------------------------------------- СДМ.00 Специальные дисциплины 900 СДМ.01 Состав и содержание специальных (Указывается ит.д. дисциплин определяется требованиями общий объем по специализации магистра при реализации циклу ) конкретной магистерской программы ДВМ.00 Дисциплины по выбору студента 300 --------------------------------------------------------------------- НИРМ.00 Научно-исследовательская работа 2034 НИРМ.01 Научно-исследовательская работа в семестре (Указывается НИРМ.02 Научно-исследовательская практика общий объем по НИРМ.03 Научно-педагогическая практика циклу и НИРМ.04 Подготовка магистерской диссертации отдельным видам работы) --------------------------------------------------------------------- ИГАМ Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификаци- _______ недель онной работы (магистерской диссертации) --------------------------------------------------------------------- Итого часов специализированной подготовки 4068 магистра Всего ________ --------------------------------------------------------------------- 5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ _______________________ (указывается код и наименование направления) 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе: образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель специализированная программа подготовки магистра - 104 недели, из них: теоретическое обучение, включая научно- исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии, - ______ недель практики (перечисляются конкретные виды практик с указанием количества недель, отводимых на их проведение) - не менее ______ недель итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы, - не менее ______ недель каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) - не менее ______ недель 5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (са- мостоятельной) работы. 5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по ос- новной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неде- лю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в не- делю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисципли- нам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен сос- тавлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ____________________________ (указывается код и наименование направления) В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реа- лизации вузом основной образовательной программы подготовки магистра по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации. 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, ре- ализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра. Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведе- ния, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высше- го учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачте- но). В период действия данного документа перечень магистерских прог- рамм может быть изменен и дополнен в установленном порядке. Требования к научно-исследовательской части программы _________ ____________________________________________________________________ (заполняется на основании предложений УМО) 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте; предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий фи- зической культурой в объеме 2-4 часов в неделю; осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим доку- ментом. 6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть 6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя ма- гистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета. 6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса ______________________________________________________________________ (Указывается, что реализация основной образовательной программы подго- товки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научнометодической деятельностью; УМО на основании реальных данных может установить необходимую долю преподава- телей, имеющих ученую степень и звание) 6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса ____________________________________________________________________ (П. 6.2.3 должен отражать уровень необходимого лабораторно-прак- тического и информационного обеспечения учебного процесса для подго- товки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечень профессиональных журналов, реферативных журналов, тре- бования к научной литературе; указания о наличии информационых баз и доступа к различным сетевым источникам информации. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-мето- дической документацией по всем видам учебных занятий - практикам, кур- совому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения. Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам). 6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса ________________________________________________________________ (Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать ма- териально-технической базой, соответствующей действующим санитар- но-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготов- ки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных при- мерным учебным планом). 6.2.5. Требования к организации практик ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ (Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО) 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ____________________________________________ (указывается код и наименование направления) 7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра 7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бака- лавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению ______________________________ (указывается код и наименование направления) 7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и на- учнопедагогической деятельности, требующими широкого образования в со- ответствующем направлении; умения: формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научноисследо- вательской и педагогической деятельности и требующие углубленных про- фессиональных знаний; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать сущест- вующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного иссле- дования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением современных инфор- мационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с прив- лечением современных средств редактирования и печати. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ (Далее указываются требования, отличающие выпускника магистратуры по данному направлению, которые позволяют установить соответствие вы- полнения профессиональных задач, уровня образованности, культуры вы- пускника квалификационным требованиям, изложенным в п.1.3). 7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистран- та по научно-исследовательской части программы специализированной под- готовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать тре- бования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность за- ниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражаю- щими содержание специализированной подготовки. 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра 7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает за- щиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответс- твии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на госу- дарственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соот- ветствующим научным направлениям. Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации вы- пускников. При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необхо- димо руководствоваться следующим: основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магис- терской диссертации); программа и порядок проведения государственных аттестационных ис- пытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной ито- говой аттестации. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего професси- онального образования, должна обеспечивать не только закрепление ака- демической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессио- нальной деятельности. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав опреде- ляются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации. При экспертизе выпускной квалификационной работы (магис- терской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов. 7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных ис- пытаний выпускников (заполняется в соответствии с предложениями УМО) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Составители: Учебно-методическое объединение по образованию в области (указывается наименование УМО) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения ___________ _____________________________________________________________ (указывается наименование учебно-методического объединения, дата проведения заседания УМО и номер протокола) Председатель Совета УМО ____________ Ф.И.О. (подпись) Заместитель председателя ____________ Ф.И.О. (подпись) Согласовано: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаков Начальник отдела _________ _____________ Ф.И.О. (название отдела) (подпись) Сотрудник, курирующий данное направление _____________ Ф.И.О. (подпись)