Приказ 206 - О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
Министерство образования Российской Федерации   
  
                           П Р И К А З  
  
                     от  23.08.99    N 206  
 
  
     Объявляю постановление Правительства Российской Федерации: 
 
                "ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
 
                    от 2 августа  1999 г. N 887 
 
                             г.Москва 
 
 
             О совершенствовании системы оплаты жилья 
            и коммунальных услуг и мерах по социальной 
                         защите населения 
 
 
     В целях реализации положений  Послания  Президента  Российской 
Федерации  Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (0 положе- 
нии в стране и основных направлениях  политики  Российской  Федера- 
ции),  касающихся  совершенствования  системы оплаты жилья и комму- 
нальных услуг и реализации мер по социальной защите населения в со- 
ответствии  со  статьей  15 Закона Российской Федерации "Об основах 
федеральной жилищной политики" в условиях проведения  жилищнокомму- 
нальной реформы, Правительство Российской Федерации 
постановляет: 
     1.Продолжить реформирование  правоотношений  в  жилищно-комму- 
нальной сфере и системы управления жилищным фондом, обеспечивая при 
этом адресную социальную защиту населения. Увязывать изменение пла- 
ты за жилье и коммунальные услуги с системой мер по социальной  за- 
щите  малоимущих  граждан,  уровнем доходов населения и реализацией 
мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг. 
     2.Утвердить прилагаемое  Положение  о предоставлении гражданам 
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. 
     Установить, что  разъяснения о применении указанного Положения 
дает Государственный комитет Российской Федерации по  строительству 
и жилищно-коммунальному комплексу. 
     3. Структура платежей граждан (кроме собственников частных до- 
мовладений),  проживающих  в домах,  относящихся к жилищному фонду, 
независимо от формы собственности, включает плату: 
     за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; 
     за капитальный ремонт жилищного фонда; 
     за наем жилья (для нанимателей жилья). 
     Кроме того,  граждане,  проживающие в домах, относящихся к жи- 
лищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают комму- 
нальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горя- 
чее водоснабжение,  газоснабжение,  электроснабжение, вывоз бытовых 
отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.). 
     4. Установить,  что  сбор платы за жилье и коммунальные услуги 
производится собственником домовладения или уполномоченной им орга- 
низацией через расчетнокассовые центры. 
     5. При поэтапном прекращении перекрестного субсидирования пла- 
ты  за  газ  и  электрическую  энергию одновременно отражать в сче- 
те-квитанции на оплату гражданами указанных коммунальных услуг  со- 
ответственно пересчитанные ежемесячные субсидии. 
     В отношении отдельных видов коммунальных услуг могут быть вве- 
дены  в установленном порядке дополнительные меры социальной защиты 
граждан, связанные с оплатой этих услуг. При расчете субсидий, пре- 
доставляемых в соответствии с Положением о предоставлении гражданам 
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным настоя- 
щим постановлением,  такие дополнительные меры социальной защиты не 
учитываются. 
     Предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или 
оперативном управлении государственный жилищный фонд и  оказывающие 
жилищно-коммунальные услуги,  компенсируют в порядке, устанавливае- 
мом государственными органами власти субъектов Российской Федерации 
и  органами  местного  самоуправления,  за счет собственных средств 
затраты,  связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право 
гражданам,  проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному 
фонду. 
     6. Рекомендовать  органам исполнительной власти субъектов Рос- 
сийской Федерации и органам местного самоуправления в 1999-2000 годах: 
     а) обеспечивать оформление в соответствии с  законодательством 
Российской Федерации договоров найма жилого помещения между нанима- 
телями и собственниками жилья; 
     б) перевести  обслуживание  жилищного  фонда полностью на кон- 
курсную основу; 
     в) разработать  и утвердить стандарты качества предоставляемых 
коммунальных услуг; 
     г) предусматривать при формировании на основе действующей бюд- 
жетной классификации  расходных  статей  бюджетов  соответствующего 
уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предос- 
тавлением гражданам субсидий. 
     7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Рос- 
сийской Федерации: 
     а) не снижать финансовую помощь и не увеличивать нормативы от- 
числений от регулирующих налогов (на срок не  менее  трех  лет)  на 
сумму экономии средств,  полученной в результате проведения реформы 
жилищно-коммунального хозяйства,  в отношении муниципальных образо- 
ваний, активно проводящих указанную реформу; 
     б) осуществлять контроль за соответствием стандартов  перехода 
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в регионах феде- 
ральным стандартам; 
     в) увязывать  изменения  тарифов  на электро-,  теплоэнергию и 
газ,  получаемые с соответствующих оптовых рынков, с динамикой поэ- 
тапного  перехода  к  оплате населением жилищно-коммунальных услуг, 
обеспечивающей самоокупаемость этих услуг. 
     8. Органами местного самоуправления утверждаются: 
     нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; 
     ставки и  тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов 
на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их сни- 
жению  в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на 
товары,  работы и услуги,  учитываемых в их оплате,  необоснованных 
затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на 
жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обя- 
зательном  порядке  экспертиза экономической обоснованности тарифов 
на товары,  работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих 
услуг. 
     Органы местного самоуправления имеют право в течение  переход- 
ного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собс- 
твенных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в со- 
вокупном  доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые 
жилищно-коммунальные услуги. 
     При этом  установление  предельных размеров платы населения за 
жилье и коммунальные услуги ниже федерального  стандарта  не  может 
служить основанием для перераспределения средств. 
     9. Рекомендовать органам местного самоуправления в целях улуч- 
шения  сбора  платы  за жилье и коммунальные услуги,  рационального 
распределения указанных средств,  усиления социальной защиты малои- 
мущих слоев населения: 
     создавать расчетно-кассовые центры по сбору и обработке комму- 
нальных  платежей и предоставлению субсидий гражданам на оплату жи- 
лищно-коммунальных услуг; 
     устанавливать размер  платы  за  жилье и коммунальные услуги в 
пределах федерального стандарта максимально допустимой  доли  собс- 
твенных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в со- 
вокупном доходе семьи на одного человека  с  предоставлением  соот- 
ветствующих субсидий. 
     10. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федера- 
ции  и органам местного самоуправления представлять в Государствен- 
ный комитет Российской Федерации по строительству и  жилищно-комму- 
нальному комплексу по итогам полугодия информацию о ходе выполнения 
настоящего постановления. 
     11. Признать  утратившим силу постановление Правительства Рос- 
сийской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы 
оплаты  жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Рос- 
сийской Федерации, 1996, N 26, ст.3139). 
 
Председатель Правительства 
Российской Федерации                         С.Степашин 
 
                                     УТВЕРЖДЕНО 
                            постановлением Правительства 
                                Российской Федерации 
                             от 2 августа 1999 г. N 887 
 
 
 
                             ПОЛОЖЕНИЕ 
           о предоставлении гражданам субсидий на оплату 
                    жилья и коммунальных услуг 
 
 
     1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее имену- 
ются - субсидии) предоставляются гражданам органами государственной 
власти субъектов  Российской  Федерации и органами местного самоуп- 
равления в пределах социальной нормы  площади  жилья  и  нормативов 
потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума,  со- 
вокупного дохода семьи и действующих льгот. 
     При этом в семье, в которой совокупный доход на одного челове- 
ка не превышает установленного прожиточного  минимума,  собственные 
расходы на  оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной 
нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг  не 
должны превышать  половины усьановленного федеральным законом мини- 
мального размера оплаты труда на одного человека. 
     2. Предоставление  субсидий осуществляется в установленном по- 
рядке в соответствии с ежегодно утвержденными федеральными стандартами: 
     социальной нормы площади жилья; 
     предельной стоимости  предоставляемых жилищно-коммунальных ус- 
луг на 1 кв. метр общей площади; 
     максимально допустимой  доли  собственных  расходов граждан на 
оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в  пре- 
делах социальной нормы площади жилья и нормативов потребеления ком- 
мунальных услуг. 
     3. Величина субсидий рассчитывается по двум вариантам. 
     I вариант.  Для граждан,  в семьях  которых  совокупный  доход 
семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, 
а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату  жилья 
и  коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социаль- 
ной нормы площади жилья и нормативов потребеления коммунальных  ус- 
луг  ниже  половины установленного федеральным законом минимального 
размера оплаты труда,  величина субсидии определяется  как  разница 
между  установленным на данный период времени размером оплаты жилья 
и коммунальных услуг и  максимально  допустимой  долей  собственных 
расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы пло- 
щади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. 
     Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного 
человека ниже установленного прожиточного минимума,  а  максимально 
допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных 
услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади 
жилья  и  нормативов  потребления коммунальных услуг равна половине 
или выше половины установленного федеральным  законом  минимального 
размера  оплаты  труда,  величина субсидии определяется как разница 
между установленным на данный период времени размером оплаты  жилья 
и коммунальных услуг и половиной установленного федеральным законом 
минимального размера оплаты труда. 
     II вариант.  Для  граждан,  в  семьях которых совокупный доход 
семьи на одного человека выше установленного прожиточного минимума, 
величина  субсидии  определяется как разница между установленным на 
данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг  и 
максимально  допустимой долей собственных расходов в совокупном до- 
ходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья  и  нормативов 
потребления коммунальных услуг. 
     4. При расчете величины субсидий на оплату коммунальных  услуг 
(водоснабжение,  водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабже- 
ние, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслу- 
живание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение отдельных 
видов фактически предоставляемых услуг. При этом величина ежемесяч- 
ных субсидий на оплату указанных услуг,  определяемая в установлен- 
ном порядке организацией, уполномоченной собственником домовладения 
осуществлять  сбор  и обработку жилищнокоммунальных платежей и пре- 
доставление этих субсидий,  должна  указываться  в  соответствующем 
платежном документе (счете-квитанции). 
     5. Субсидии предоставляются  гражданам,  проживающим  в  домах 
(включая общежития),  относящихся к жилищному фонду,  независимо от 
формы собственности. 
     Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем,  утрачивают право 
на субсидию. 
     6. Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной орга- 
ном местного самоуправления,  после предъявления гражданами необхо- 
димых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнитель- 
ной власти субъекта Российской  Федерации  порядком  предоставления 
субсидий гражданам. 
     Предоставление субсидий всем имеющим на  это  право  гражданам 
является  непременным  условием законности решений органов местного 
самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных ус- 
луг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организа- 
циями, предоставляющими жилищнокоммунальные услуги, и собственника- 
ми домовладений не может служить основанием для отказа либо задерж- 
ки предоставления гражданам субсидий. 
     7. Субсидии  предоставляются  гражданам  в безналичной форме в 
виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги. 
     Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам 
граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии  с  платежным 
документом (счетом - квитанцией). 
     Порядок выделения и учета средств,  направляемых на предостав- 
ление  субсидий,  устанавливается  органами  государственной власти 
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления." 
 
ПРИКАЗЫВАЮ: 
 
     Ректорам (директорам) образовательных учреждений,  руководите- 
лям предприятий и организаций, подведомственных Минобразованию Рос- 
сии, органам управления образованием субъектов Российской Федерации: 
     постановление Правительства Российской Федерации "О совершенс- 
твовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по соци- 
альной  защите населения" от 02.08.99 N 887 принять к руководству и 
исполнению, 
     признать утратившим  силу приказ Госкомвуза России от 16.07.96 
N 1258. 
 
Заместитель Министра                            Г.А.Балыхин 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]