[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 2 Приложение N 5
к приказу Минобразования
России от 14.09.99 N 286
-----------------------------------------------------------------
3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ЦИКЛУ
"ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ"
(являются частью примерных учебных программ дисциплин)
3.1. Требования к образованности бакалавра естественнонаучных и
сельскохозяйственных направлений высшего профессионального образования
После освоения математических и естественнонаучных дисциплин ба-
калавр должен иметь представления:
об основных математических структурах и методах;
математическом моделировании;
информации, способах ее хранения, обработки и представления, о
правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государс-
твенной тайны в Российской Федерации;
возможностях применения фундаментальных законов физики и химии
для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, вклю-
чая биологические объекты;
происхождении и эволюции Вселенной;
свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
физических, химических и биологических методах исследований;
современных достижениях естественных наук, физических принципах
работы
современных технических устройств;
экологических принципах рационального природопользования;
роли биологических законов в решении социальных проблем.
Бакалавр должен знать и уметь использовать:
в области математики:
основы математического анализа;
основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
основы теории вероятности и математической статистики;
в области информатики:
понятие информации, способы ее хранения и обработки;
структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное
программное обеспечение своей профессиональной деятельности;
в области физики:
физические основы механики: кинематику и законы динамики матери-
альной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, ос-
новы релятивистской механики;
физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний, ин-
терференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;
статистическую физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую
теорию, свойства статистических ансамблей, функции распределения час-
тиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термо-
динамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов;
электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические
поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распростране-
ние электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона;
основы оптики, атомной и ядерной физики;
квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуализм
волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение
атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;
в области химии:
химические системы: дисперсные, растворы, электрохимические, ка-
талитические;
реакционную способность веществ;
методы химической идентификации веществ;
энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реак-
ции;
основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров;
в области биологии с основами экологии:
живые системы: особенности биологического уровня организации ма-
терии, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы гене-
тики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организ-
мов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь
с окружающей средой, надорганизменные системы;
физиологию, экологию и здоровье, биосоциальные особенности чело-
века; экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру, динамику,
пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рацио-
нального природопользования;
по дисциплине "Концепции современного естествознания" иметь поня-
тие:
об основных этапах развития естествознания, особенностях совре-
менного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
концепции пространства и времени;
принципах симметрии и законах сохранения;
состоянии в естествознании;
концептуальной и континуальной традициях в описании природы;
динамических и статистических закономерностях в естествознании;
соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро-
ения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные
состояния и наоборот;
самоорганизации в живой и неживой природе;
иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и ме-
гамира; взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими
процессами;
специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии
живых систем и их целостности в гомеостазе;
иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии
живых систем;
биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости
биосферы и принципах систематики;
физиологических основах психологии, социального поведения, эколо-
гии и здоровья человека;
взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис-
темах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой
культуры; возможностях и перспективах математического моделирования в
различных областях современного естествознания.
3.2. Требования к образованности бакалавра гуманитарных и социально-
экономических направлений высшего профессионального образования
После освоения математических и естественнонаучных дисциплин ба-
калавр должен иметь представления:
о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и
истории;
математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, прин-
ципах математических рассуждений и математических доказательств;
логических, топологических и алгебраических структурах на мно-
жестве;
неевклидовых геометрических системах;
математическом моделировании;
информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о правовом
регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной
тайны в Российской Федерации;
проблеме искусственного интеллекта, способах представления и ма-
нипулировании ими (об инженерии знаний);
роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.
основных этапах развития естествознания, особенностях современно-
го естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
концепции пространства и времени;
принципах симметрии и законах сохранения;
понятии состояния в естествознании;
концептуальной и континуальной традициях в описании природы;
динамических и статистических закономерностях в естествознании;
соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро-
ения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные
состояния и наоборот;
самоорганизации в живой и неживой природе;
иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и ме-
гамира;
взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими про-
цессами;
специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии
живых систем и их целостности в гомеостазе;
иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии
живых систем;
биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости
биосферы и принципах систематики;
физиологических основах психологии, социального поведения, эколо-
гии и здоровья человека;
взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис-
темах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой
культуры.
По направлениям, для которых основная образовательная программа
предполагает изучение дисциплин "Математика" и "Информатика", бакалавр
должен иметь представление:
об основных математических структурах и методах;
математическом моделировании;
информации, способах ее хранения, обработки и представления;
знать и уметь использовать:
основы математического анализа;
основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
основы теории вероятности и математической статистики;
понятие информации, способы ее хранения и обработки;
структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное
программное обеспечение своей профессиональной деятельности;
3.3. Требования к образованности бакалавра технических направлений
высшего профессионального образования
После освоения математических и естественнонаучных дисциплин ба-
калавр должен иметь представления:
о математике как особом способе познания мира, общности ее поня-
тий и представлений;
математическом моделировании;
информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и го-
сударственной тайны в Российской Федерации;
основных организационных, инженерно-технических и иных мерах за-
щиты информации, в том числе сведений, составляющих государственную
тайну;
фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности ес-
тествознания и возможности его дальнейшего развития;
дискретности и непрерывности в природе;
соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро-
ения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
динамических и статистических закономерностях в природе;
вероятности как объективной характеристике природных систем;
изменениях и их специфичности в различных разделах естествозна-
ния;
принципах симметрии и законах сохранения;
соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
состояниях в природе и их изменениях со временем;
индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
времени в естествознании;
основных химических системах и процессах;
взаимосвязи между свойствами химической системы, природой веществ
и их реакционной способностью;
методах химической идентификации и определения веществ;
особенностях биологической формы организации материи, принципах
воспроизводства и развития живых систем;
Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
биосфере и направлении ее эволюции;
целостности и гомеостазе живых систем;
взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис-
темах;
экологических принципах охраны природы и рациональном природо-
пользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий;
новейших открытиях естествознания, перспективах их использования
для построения технических устройств;
физическом, химическом и биологическом моделировании;
последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения
единства биосферы и биосоциальной природы человека;
Бакалавр должен знать и уметь использовать:
в области математики и информатики:
основные понятия и методы математического анализа, линейной ал-
гебры, аналитической геометрии, теории функций комплексного переменно-
го, дискретной математики, дифференциальных уравнений, теории вероят-
ности и математической статистики;
математические модели простейших систем и процессов в естествоз-
нании и технике;
вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необхо-
димые расчеты в рамках построенной модели;
иметь опыт:
употребления математической символики для выражения количествен-
ных и качественных отношений объектов;
исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оцен-
кой пределов применимости полученных результатов;
использования основных приемов обработки экспериментальных дан-
ных;
аналитического и численного решения алгебраических уравнений;
исследования, аналитического и численного решения обыкновенных
дифференциальных уравнений;
аналитического и численного решения основных уравнений математи-
ческой физики;
программирования и использования возможностей вычислительной тех-
ники и программного обеспечения;
в области физики, химии и экологии:
знать и уметь использовать:
основные понятия, законы и модели механики, электричества и маг-
нетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и
термодинамики, химических систем, химической термодинамики и кинетики,
реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии;
методы теоретического и экспериментального исследования в физике,
химии, экологии;
уметь оценивать численные порядки величин, характерных для раз-
личных разделов естествознания.
4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА
4.1. При формировании государственных образовательных стандартов
(ГОС) необходимо указывать объем трудоемкости по каждой дисциплине фе-
дерального компонента цикла ЕН. При формировании ГОС, в которых от-
сутствуют дисциплины, вносимые по предложению УМО, отведенные на них
часы распределяются между остальными дисциплинами федерального компо-
нента цикла.
4.2. При формировании ГОС по физико-математическим, химическим и
биологическим направлениям и специальностям, для которых какая-либо
дисциплина цикла является неотъемлемой частью профессиональной подго-
товки, эта дисциплина из цикла ЕН может быть перенесена в цикл дисцип-
лин направления или общепрофессиональных дисциплин. При этом решение о
перераспределении выделенных на ее изучение часов в рамках цикла ЕН
или их передаче в цикл общепрофессиональных дисциплин принимается по
рекомендации соответствующего УМО.
4.3. Содержание дисциплин цикла, устанавливаемых по предложению
УМО, должно учитывать профиль подготовки выпускников и быть увязано с
общими математическими и естественнонаучными дисциплинами; естествен-
нонаучные дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО, для различ-
ных групп направлений составляют от 100 до 150 часов трудоемкости.
4.4. При формировании основной образовательной программы вуз (фа-
культет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обуче-
ния) - не менее 50 проц. трудоемкости для аудиторных занятий со сту-
дентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30 проц.
объема часов;
в составе национально-регионального (вузовского) компонента - по-
ловину количества часов на дисциплины по выбору студента.
4.5. При формировании основной образовательной программы вуз (фа-
культет) имеет право:
при подготовке бакалавров по социально-гуманитарным направлениям
заменить комплексную дисциплину "Математика и информатика" раздельными
дисциплинами "Математика" и "Информатика" эквивалентной суммарной тру-
доемкости с предъявлением к бакалавру соответствующих требований;
при подготовке бакалавров по математическим направлениям заменить
дисциплины "Химия" и "Биология с основами экологии" комплексной дис-
циплиной "Концепции современного естествознания" эквивалентной суммар-
ной трудоемкости с предъявлением к бакалавру соответствующих требова-
ний.
4.6. При подготовке специалистов, обучающихся на соответствующих
специальностях высшего профессионального образования, вуз (факультет)
имеет право использовать указанные структуру, содержание и порядок ре-
ализации цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин,
вводя отличия по глубине проработки отдельных разделов программ, что
повлечет за собой изменение соотношения между количеством лекций, се-
минаров и лабораторных занятий, изменение их характера и направленнос-
ти.
4.7. Отклонения в объеме цикла и отдельных дисциплин при состав-
лении ГОС, формировании основных образовательных программ, примерных и
рабочих учебных планов не должны превышать 5 проц. рекомендованного
объема трудоемкости.
--------------------------------------------------------------------
окончание приложения