[Предыдущий][Следующий][Содержание]
часть 2 Приложение N 5 к приказу Минобразования России от 14.09.99 N 286 ----------------------------------------------------------------- 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ЦИКЛУ "ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ" (являются частью примерных учебных программ дисциплин) 3.1. Требования к образованности бакалавра естественнонаучных и сельскохозяйственных направлений высшего профессионального образования После освоения математических и естественнонаучных дисциплин ба- калавр должен иметь представления: об основных математических структурах и методах; математическом моделировании; информации, способах ее хранения, обработки и представления, о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государс- твенной тайны в Российской Федерации; возможностях применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, вклю- чая биологические объекты; происхождении и эволюции Вселенной; свойствах ядер атомов и элементарных частиц; физических, химических и биологических методах исследований; современных достижениях естественных наук, физических принципах работы современных технических устройств; экологических принципах рационального природопользования; роли биологических законов в решении социальных проблем. Бакалавр должен знать и уметь использовать: в области математики: основы математического анализа; основы алгебры, геометрии и дискретной математики; основы теории дифференциальных уравнений и численных методов; основы теории вероятности и математической статистики; в области информатики: понятие информации, способы ее хранения и обработки; структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ; основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное программное обеспечение своей профессиональной деятельности; в области физики: физические основы механики: кинематику и законы динамики матери- альной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, ос- новы релятивистской механики; физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний, ин- терференцию и дифракцию волн, спектральное разложение; статистическую физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую теорию, свойства статистических ансамблей, функции распределения час- тиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термо- динамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов; электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распростране- ние электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона; основы оптики, атомной и ядерной физики; квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи; в области химии: химические системы: дисперсные, растворы, электрохимические, ка- талитические; реакционную способность веществ; методы химической идентификации веществ; энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реак- ции; основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров; в области биологии с основами экологии: живые системы: особенности биологического уровня организации ма- терии, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы гене- тики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организ- мов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы; физиологию, экологию и здоровье, биосоциальные особенности чело- века; экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рацио- нального природопользования; по дисциплине "Концепции современного естествознания" иметь поня- тие: об основных этапах развития естествознания, особенностях совре- менного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах; концепции пространства и времени; принципах симметрии и законах сохранения; состоянии в естествознании; концептуальной и континуальной традициях в описании природы; динамических и статистических закономерностях в естествознании; соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро- ения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; самоорганизации в живой и неживой природе; иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и ме- гамира; взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами; специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе; иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии живых систем; биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; физиологических основах психологии, социального поведения, эколо- гии и здоровья человека; взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис- темах, принципах охраны природы и рационального природопользования; месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры; возможностях и перспективах математического моделирования в различных областях современного естествознания. 3.2. Требования к образованности бакалавра гуманитарных и социально- экономических направлений высшего профессионального образования После освоения математических и естественнонаучных дисциплин ба- калавр должен иметь представления: о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории; математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, прин- ципах математических рассуждений и математических доказательств; логических, топологических и алгебраических структурах на мно- жестве; неевклидовых геометрических системах; математическом моделировании; информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации; проблеме искусственного интеллекта, способах представления и ма- нипулировании ими (об инженерии знаний); роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях. основных этапах развития естествознания, особенностях современно- го естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах; концепции пространства и времени; принципах симметрии и законах сохранения; понятии состояния в естествознании; концептуальной и континуальной традициях в описании природы; динамических и статистических закономерностях в естествознании; соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро- ения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; самоорганизации в живой и неживой природе; иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и ме- гамира; взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими про- цессами; специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе; иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии живых систем; биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; физиологических основах психологии, социального поведения, эколо- гии и здоровья человека; взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис- темах, принципах охраны природы и рационального природопользования; месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры. По направлениям, для которых основная образовательная программа предполагает изучение дисциплин "Математика" и "Информатика", бакалавр должен иметь представление: об основных математических структурах и методах; математическом моделировании; информации, способах ее хранения, обработки и представления; знать и уметь использовать: основы математического анализа; основы алгебры, геометрии и дискретной математики; основы теории дифференциальных уравнений и численных методов; основы теории вероятности и математической статистики; понятие информации, способы ее хранения и обработки; структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ; основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное программное обеспечение своей профессиональной деятельности; 3.3. Требования к образованности бакалавра технических направлений высшего профессионального образования После освоения математических и естественнонаучных дисциплин ба- калавр должен иметь представления: о математике как особом способе познания мира, общности ее поня- тий и представлений; математическом моделировании; информации, методах ее хранения, обработки и передачи; правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и го- сударственной тайны в Российской Федерации; основных организационных, инженерно-технических и иных мерах за- щиты информации, в том числе сведений, составляющих государственную тайну; фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности ес- тествознания и возможности его дальнейшего развития; дискретности и непрерывности в природе; соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности стро- ения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; динамических и статистических закономерностях в природе; вероятности как объективной характеристике природных систем; изменениях и их специфичности в различных разделах естествозна- ния; принципах симметрии и законах сохранения; соотношениях эмпирического и теоретического в познании; состояниях в природе и их изменениях со временем; индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; времени в естествознании; основных химических системах и процессах; взаимосвязи между свойствами химической системы, природой веществ и их реакционной способностью; методах химической идентификации и определения веществ; особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; биосфере и направлении ее эволюции; целостности и гомеостазе живых систем; взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосис- темах; экологических принципах охраны природы и рациональном природо- пользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий; новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств; физическом, химическом и биологическом моделировании; последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; Бакалавр должен знать и уметь использовать: в области математики и информатики: основные понятия и методы математического анализа, линейной ал- гебры, аналитической геометрии, теории функций комплексного переменно- го, дискретной математики, дифференциальных уравнений, теории вероят- ности и математической статистики; математические модели простейших систем и процессов в естествоз- нании и технике; вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необхо- димые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: употребления математической символики для выражения количествен- ных и качественных отношений объектов; исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оцен- кой пределов применимости полученных результатов; использования основных приемов обработки экспериментальных дан- ных; аналитического и численного решения алгебраических уравнений; исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений; аналитического и численного решения основных уравнений математи- ческой физики; программирования и использования возможностей вычислительной тех- ники и программного обеспечения; в области физики, химии и экологии: знать и уметь использовать: основные понятия, законы и модели механики, электричества и маг- нетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, химической термодинамики и кинетики, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии; методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии; уметь оценивать численные порядки величин, характерных для раз- личных разделов естествознания. 4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА 4.1. При формировании государственных образовательных стандартов (ГОС) необходимо указывать объем трудоемкости по каждой дисциплине фе- дерального компонента цикла ЕН. При формировании ГОС, в которых от- сутствуют дисциплины, вносимые по предложению УМО, отведенные на них часы распределяются между остальными дисциплинами федерального компо- нента цикла. 4.2. При формировании ГОС по физико-математическим, химическим и биологическим направлениям и специальностям, для которых какая-либо дисциплина цикла является неотъемлемой частью профессиональной подго- товки, эта дисциплина из цикла ЕН может быть перенесена в цикл дисцип- лин направления или общепрофессиональных дисциплин. При этом решение о перераспределении выделенных на ее изучение часов в рамках цикла ЕН или их передаче в цикл общепрофессиональных дисциплин принимается по рекомендации соответствующего УМО. 4.3. Содержание дисциплин цикла, устанавливаемых по предложению УМО, должно учитывать профиль подготовки выпускников и быть увязано с общими математическими и естественнонаучными дисциплинами; естествен- нонаучные дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО, для различ- ных групп направлений составляют от 100 до 150 часов трудоемкости. 4.4. При формировании основной образовательной программы вуз (фа- культет) обязан выделить: по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обуче- ния) - не менее 50 проц. трудоемкости для аудиторных занятий со сту- дентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30 проц. объема часов; в составе национально-регионального (вузовского) компонента - по- ловину количества часов на дисциплины по выбору студента. 4.5. При формировании основной образовательной программы вуз (фа- культет) имеет право: при подготовке бакалавров по социально-гуманитарным направлениям заменить комплексную дисциплину "Математика и информатика" раздельными дисциплинами "Математика" и "Информатика" эквивалентной суммарной тру- доемкости с предъявлением к бакалавру соответствующих требований; при подготовке бакалавров по математическим направлениям заменить дисциплины "Химия" и "Биология с основами экологии" комплексной дис- циплиной "Концепции современного естествознания" эквивалентной суммар- ной трудоемкости с предъявлением к бакалавру соответствующих требова- ний. 4.6. При подготовке специалистов, обучающихся на соответствующих специальностях высшего профессионального образования, вуз (факультет) имеет право использовать указанные структуру, содержание и порядок ре- ализации цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин, вводя отличия по глубине проработки отдельных разделов программ, что повлечет за собой изменение соотношения между количеством лекций, се- минаров и лабораторных занятий, изменение их характера и направленнос- ти. 4.7. Отклонения в объеме цикла и отдельных дисциплин при состав- лении ГОС, формировании основных образовательных программ, примерных и рабочих учебных планов не должны превышать 5 проц. рекомендованного объема трудоемкости. -------------------------------------------------------------------- окончание приложения