[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Приложение N2 к приказу
Минобразования России
от 14.09.99 N 286
М А К Е Т
Министерство образования Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
__________________В.Д.Шадриков
_____ ______________ 1999 г.
Номер государственной регистрации
Государственный образовательный
стандарт
высшего профессионального образования
Направление _________________________
(указывается код и наименование направления)
Степень (квалификация) - магистр
__________________________________________
(указывается наименование степени (квалификации) магистра)
Вводится с момента утверждения
Москва 199
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ_____________________
(указывается код и наименование направления)
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования
Российской Федерации ___________________ (указывается номер и дата
приказа, утвердившего данное направление).
1.2. Степень (квалификация) выпускника _______________________ .
(указывается наименование степени (квалификации) магистра)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы под-
готовки магистра по направлению ________________________
(указывается код и наименование направления) при
очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подго-
товки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответст-
вующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра
(2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
(Дается квалификационная характеристика выпускника, согласованная с
квалификационными требованиями Квалификационного справочника должнос-
тей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного пос-
тановлением Минтруда России от 21.08.98 N37.)
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фунда-
ментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научноисследо-
вательской работе, а при условии освоения соответствующей образова-
тельно-профессиональной программы педагогического профиля - к педаго-
гической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям: _________________________________________
(перечисляются соответствующие научные специальности)
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки) _____________________________________
(приводится перечень представленных учебно-методическим
объединением вузов (УМО) аннотированных магистерских программ данного
направления)
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через
авторские магистерские программы (магистерские специализации), отража-
ющие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конк-
ретным разделам соответствующих наук.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГ-
РАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО
ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подго-
товки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование опре-
деленной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям
____________________________________________________________________ ,
(Перечисляются соответствующие направления подготовки с указанием ко-
дов. Указываемый здесь перечень направлений может дополняться и кор-
ректироваться в соответствии с обновлением перечня направлений подго-
товки и специальностей высшего профессионального образования)
зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурс-
ной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подго-
товки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональ-
ное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к
конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым
для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государс-
твенным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному
направлению.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ____________________________________
(указывается код и наименование направления)
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра раз-
рабатывается на основании настоящего государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин,
программы учебных и производственных (научно-исследовательской и науч-
нопедагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной об-
разовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации
и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образова-
тельным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, нес-
колько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (да-
лее - образовательная программа) состоит из основной образовательной
программы подготовки бакалавра и программы специализированной подго-
товки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонен-
та, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы.
Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны до-
полнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра долж-
на иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной об-
разовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подго-
товку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО
НАПРАВЛЕНИЮ _________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
---------------------------------------------------------------------
Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
---------------------------------------------------------------------
1 2 3
---------------------------------------------------------------------
Требования к обязательному минимуму содержания основ- (Указывается
ной образовательной программы подготовки бакалавра по суммарный
данному направлению определены в государственном об- объем часов
разовательном стандарте высшего профессионального об- теоретического
разования подготовки бакалавра по направлению обучения и
___________________ (код и наименование направления). практик ГОС
бакалавра
----------------------------------------------------------------------
Итого часов подготовки бакалавра ________
----------------------------------------------------------------------
Требования к обязательному минимуму содержания
специализированной подготовки
----------------------------------------------------------------------
ДНМ.00 Дисциплины направления 1134
Федеральный компонент 700
ДНМ.01 Современные проблемы науки (с учетом (Указывается
специфики направления) общий объем по
ДНМ.02 История и методология науки (с учетом циклу, компо-
специфики направления) нентам цикла
ДНМ.03 Компьютерные технологии в науке и и отдельным дис-
образовании (с учетом специфики циплинам феде-
направления) федерального
компонента)
Национально-региональный (вузовский ) 434
компонент
ДНМ.04 Дисциплины, устанавливаемые вузом
(факультетом)
ДНМ.05 Дисциплины по выбору студента
______________________________________
и т.д. (остальные часы используются по
усмотрению вуза)
---------------------------------------------------------------------
СДМ.00 Специальные дисциплины 900
СДМ.01 Состав и содержание специальных (Указывается
ит.д. дисциплин определяется требованиями общий объем по
специализации магистра при реализации циклу )
конкретной магистерской программы
ДВМ.00 Дисциплины по выбору студента 300
---------------------------------------------------------------------
НИРМ.00 Научно-исследовательская работа 2034
НИРМ.01 Научно-исследовательская работа в семестре (Указывается
НИРМ.02 Научно-исследовательская практика общий объем по
НИРМ.03 Научно-педагогическая практика циклу и
НИРМ.04 Подготовка магистерской диссертации отдельным
видам работы)
---------------------------------------------------------------------
ИГАМ Итоговая государственная аттестация,
в том числе защита выпускной квалификаци- _______ недель
онной работы (магистерской диссертации)
---------------------------------------------------------------------
Итого часов специализированной подготовки 4068
магистра
Всего ________
---------------------------------------------------------------------
5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ _______________________
(указывается код и наименование направления)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки
магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки магистра - 104 недели, из
них:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу студентов, практикумы,
в том числе лабораторные работы, подготовку
выпускной квалификационной работы, а также
экзаменационные сессии, - ______ недель
практики (перечисляются конкретные виды
практик с указанием количества недель,
отводимых на их проведение) - не менее ______ недель
итоговая государственная аттестация, включая
защиту выпускной квалификационной работы, - не менее ______ недель
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее ______ недель
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки
магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также
в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора
года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта, в том числе по программе
бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается
54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (са-
мостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по ос-
новной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неде-
лю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в не-
делю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисципли-
нам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных
занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160
часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен сос-
тавлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ____________________________
(указывается код и наименование направления)
В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реа-
лизации вузом основной образовательной программы подготовки магистра
по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования,
аттестации и аккредитации.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, ре-
ализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного
стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведе-
ния, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых
на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высше-
го учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично,
хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачте-
но).
В период действия данного документа перечень магистерских прог-
рамм может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы _________
____________________________________________________________________
(заполняется на основании предложений УМО)
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала
для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований
к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий фи-
зической культурой в объеме 2-4 часов в неделю;
осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по
программам, составленным на основе результатов исследований научных
школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при
условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим доку-
ментом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя ма-
гистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный
учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
______________________________________________________________________
(Указывается, что реализация основной образовательной программы подго-
товки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины,
и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися
научно-исследовательской и научнометодической деятельностью; УМО на
основании реальных данных может установить необходимую долю преподава-
телей, имеющих ученую степень и звание)
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
____________________________________________________________________
(П. 6.2.3 должен отражать уровень необходимого лабораторно-прак-
тического и информационного обеспечения учебного процесса для подго-
товки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том
числе перечень профессиональных журналов, реферативных журналов, тре-
бования к научной литературе; указания о наличии информационых баз и
доступа к различным сетевым источникам информации.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-мето-
дической документацией по всем видам учебных занятий - практикам, кур-
совому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации
направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой
должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра
должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам
и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-,
видеоматериалам).
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса
________________________________________________________________
(Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее основную
образовательную программу подготовки магистра, должно располагать ма-
териально-технической базой, соответствующей действующим санитар-
но-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготов-
ки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных при-
мерным учебным планом).
6.2.5. Требования к организации практик
________________________________________________________________
________________________________________________________________
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО)
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
____________________________________________
(указывается код и наименование направления)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются
содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бака-
лавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой.
Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государствен-
ного образовательного стандарта высшего профессионального образования
бакалавра по направлению ______________________________
(указывается код и наименование направления)
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и на-
учнопедагогической деятельности, требующими широкого образования в со-
ответствующем направлении;
умения:
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научноисследо-
вательской и педагогической деятельности и требующие углубленных про-
фессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать сущест-
вующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного иссле-
дования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать
их с учетом имеющихся литературных данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных инфор-
мационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов,
статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с прив-
лечением современных средств редактирования и печати.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
(Далее указываются требования, отличающие выпускника магистратуры
по данному направлению, которые позволяют установить соответствие вы-
полнения профессиональных задач, уровня образованности, культуры вы-
пускника квалификационным требованиям, изложенным в п.1.3).
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистран-
та по научно-исследовательской части программы специализированной под-
готовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать тре-
бования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность за-
ниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражаю-
щими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает за-
щиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и
должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответс-
твии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на госу-
дарственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их
результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соот-
ветствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных
испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации вы-
пускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необхо-
димо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации
выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магис-
терской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных ис-
пытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ,
разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной ито-
говой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего професси-
онального образования, должна обеспечивать не только закрепление ака-
демической культуры, но и необходимую совокупность методологических
представлений и методических навыков в избранной области профессио-
нальной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав опреде-
ляются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной
аттестации. При экспертизе выпускной квалификационной работы (магис-
терской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных ис-
пытаний выпускников (заполняется в соответствии с предложениями УМО)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Составители:
Учебно-методическое объединение
по образованию в области (указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
одобрен на заседании Учебно-методического объединения ___________
_____________________________________________________________
(указывается наименование учебно-методического объединения, дата
проведения заседания УМО и номер протокола)
Председатель Совета УМО ____________ Ф.И.О.
(подпись)
Заместитель председателя ____________ Ф.И.О.
(подпись)
Согласовано:
Управление образовательных программ и стандартов
высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаков
Начальник отдела _________ _____________ Ф.И.О.
(название отдела) (подпись)
Сотрудник,
курирующий данное направление _____________ Ф.И.О.
(подпись)