Приказ 286 - Приложение 3

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
Приложение N 3 к приказу  
                                           Минобразования России  
                                           от 14.09.99 N 286  
  
                            М А К Е Т  
  
          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
  
                                        УТВЕРЖДАЮ  
                                        Заместитель Министра  
                                        образования Российской  
                                        Федерации  
                                        __________В.Д.Шадриков  
                                           ________1999г.  
                                Номер государственной регистрации  
                                _________________________________  
  
  
  
  
                 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  
                            СТАНДАРТ  
              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
  
  
           Специальность ____________________________  
           (указывается код и наименование специальности)  
  
           Квалификация _____________________________  
              (указывается наименование квалификации)  
  
                 Вводится  с момента утверждения  
  
  
  
  
  
                          Москва  1999  
  
 
      1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ_______________  
          (указывается код и наименование специальности)  
  
     1.1. Специальность  утверждена приказом Министерства образо-  
вания Российской Федерации_______________________ (указывается номер  
и дата приказа, утвердившего данную специальность).  
  
     1.2. Квалификация выпускника______________________  
     Нормативный срок освоения основной образовательной программы  
подготовки __________ по специальности _________________________  
(указывается квалификация выпускника) (указывается код и наименова-  
                                      ние специальности)  
при очной форме обучения 5 лет.  
  
     1.3. Квалификационная характеристика выпускника  
  (Дается характеристика квалификации выпускника, согласованная с  
квалификационными   требованиями   Квалификационного  справочника  
должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверж-  
денного  постановлением  Минтруда России от 21.08.98 N 37.  Могут  
быть указаны область, объекты, виды и задачи профессиональной де-  
ятельности выпускника).  
  
     1.4. Возможности продолжения образования выпускника  
     ___________________________________________________ ,  
     (указывается квалификация в соответствии с п.1.2)  
освоившего основную образовательную программу  высшего  профессио-  
нального образования по специальности __________________________  
                   (указывается код и наименование специальности)  
  Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.  
  
  
     2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА  
  
     2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента -  сред-  
нее (полное) общее образование.  
  
     2.2. Абитуриент должен иметь документ  государственного  об-  
разца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессио-  
нальном образовании,  или начальном профессиональном образовании,  
если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полно-  
го) общего образования, или высшем профессиональном образовании.  
  
     2.3. При приеме на подготовку по специальности в области ис-  
кусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет пра-  
во проводить дополнительные  вступительные  испытания  профессио-  
нальной направленности.  
  
     3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ  
             ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  
     ________________________________________________________  
           (указывается код и наименование специальности)  
     3.1. Основная образовательная программа подготовки _________  
                            (указывается квалификация выпускника)  
разрабатывается на  основании настоящего государственного образо-  
вательного стандарта и включает в себя  учебный  план,  программы  
учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.  
  
     3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной  
образовательной программы подготовки ____________,  к условиям ее  
              (указывается квалификация выпускника)  
реализации и срокам ее освоения определяются  настоящим  государс-  
твенным образовательным стандартом.  
  
     3.3. Основная образовательная программа подготовки _________  
                             (указывается квалификация выпускника)  
состоит из дисциплин федерального  компонента,  дисциплин  нацио-  
нально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору  
студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по  
выбору студента  в  каждом  цикле  должны содержательно дополнять  
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.  
  
     3.4. Основная  образовательная  программа подготовки _________  
                            (указывается квалификация выпускника)  
должна предусматривать  изучение  студентом следующих циклов дис-  
циплин и итоговую государственную аттестацию:  
  цикл ГСЭ- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;  
  цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;  
  цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины;  
  цикл ДС - дисциплины специализации;  
       ФТД- факультативы.  
  
     3.5. Содержание  национально-регионального компонента основ-  
ной образовательной программы подготовки __________ должно обеспе-  
                         (указывается квалификация выпускника)  
чивать подготовку выпускника в  соответствии  с  квалификационной  
характеристикой,  установленной настоящим государственным образо-  
вательным стандартом.  
 
     4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБ-  
        РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ _______________________  
                            (указывается квалификация выпускника)  
        ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ _______________________________________  
              (указывается код и наименование специальности)  
  
 +--------------------------------------------------------------+  
 Индекс  Наименование дисциплин и их основные       Всего      
                       разделы                      часов      
 +-------+---------------------------------------+--------------  
   1                      2                           3        
 +-------+---------------------------------------+--------------  
 ГСЭ     Общие гуманитарные и социально-           1800        
         экономические дисциплины                              
                                                               
 ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент                     1260        
 ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык                           340        
 ГСЭ.Ф.02 Физическая культура                        408        
 ГСЭ.Ф.03 История человечества                                  
 ГСЭ.Ф.04 Культурология                         (см. п.6.1.2)   
 ГСЭ.Ф.05 Политология                                           
 ГСЭ.Ф.06 Правоведение                                          
 ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика                               
 ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи                          
 ГСЭ.Ф.09 Социология                                            
 ГСЭ.Ф.10 Философия                                             
 ГСЭ.Ф.11 Экономика                                             
        __________________________________                     
        (указать основные разделы дисциплин с                  
         учетом рекомендаций ВНИК по гуманитар-                
         ным и социально-экономическим дисципли-                
         нам)                                                  
                                                               
                                                               
 ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский)   до 15 проц.  | 
 |       | компонента                            |    общего      
                                               объема цикла    
                                                               
 ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 15 проц.     
         устанавливаемые вузом                 общего объема   
                                               цикла           
 +--------------------------------------------------------------+  
 ЕН      Общие математические и естественно-   (указать общий   
         научные дисциплины                    объем по циклу  
                                               и компонентам)  
                                                               
 ЕН.Ф.00 Федеральный компонент                 не менее 80     
                                               проц.от общего|  
                                               объема цикла    
 ЕН.Ф.01 _______________________________       не менее__часов  
  и т.д. (указать     наименования дисциплин и (указать объем  
         их основные  разделы с учетом соответ-каждой дисцип-  
         ствующих рекомендаций Экспертного со- лины)           
         вета по циклу общих естественнонаучных                
         дисциплин)                                            
                                                               
 ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский)  до 10 проц.   | 
 |       | компонента                            |  общего        
                                               объема цикла    
                                                               
 ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, до 10 проц.  | 
 |       |                                       |    общего      
         устанавливаемые вузом                  объема цикла   
 +-------+---------------------------------------+--------------  
 ОПД     Общепрофессиональные дисциплины       (указать общий   
                                               объем по циклу,  
                                               компонентам и   
                                               отдельным дис-  
                                               циплинам)       
 ОПД.Ф.00 Федеральный компонент                 не менее 80     
                                               проц.от общего|  
                                               объема цикла    
 ОПД.Ф.01 _______________________________                       
  и т.д. (указать     наименования дисциплин и                 
         их основные разделы (для технических                  
         направлений с учетом рекомендаций Коор-                
         динационного совета по циклу общеинже-                
         нерных дисциплин)                                     
                                                               
                                                               
 ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский)  до 10 проц.   | 
 |       |  компонента                           |  общего        
                                               объема цикла    
                                                               
 ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 10 проц.     
         устанавливаемые вузом                 общего объема   
                                               цикла           
 +--------------------------------------------------------------+  
 ДС.00   Дисциплины специализации *            (указать общий  
 ДС.01   ____________________________________  объем по циклу  
         (включают в себя и дисциплины специ-  и отдельным     
         альности)                             дисциплинам)    
                                                               
                                                               
 ФТД.00  Факультативы                             450          
 ФТД.01  Военная подготовка                       450          
 +--------------------------------------------------------------+  
  * для педагогических вузов раздел "Дисциплины специализации" за-  
    меняется разделом "Предметная подготовка"  
                 Всего часов теоретического обучения    __________  
                 Практики                           __________часов  
                 Итого                             ___________часов  
  
      5. СРОКИ  ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  
         ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ________________________  
                     (указывается код и наименование специальности)  
  
     5.1. Срок освоения основной образовательной программы подго-  
товки  ____________________________ при очной форме обучения  со-  
    (указывается квалификация выпускника)  
тавляет 260 недель, в том числе:  
       теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую  
       работу студентов,  практикумы, в том числе лабораторные,  
       а также экзаменационные сессии,     -      ______ недель  
       практики                      -   не менее ______ недель  
       ( указываются конкретные виды практик с указанием  недель,  
         отводимых на их проведение)  
       итоговая государственная  
       аттестация, включая подготовку и защиту  
       выпускной квалификационной работы - не менее ______ недель  
       каникулы (включая 8 недель  
       последипломного отпуска)       -  не менее ______ недель.  
  
     5.2. Для  лиц,  имеющих  среднее (полное) общее образование,  
сроки  освоения  основной  образовательной  программы  подготовки  
________ по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения,  а  
(указывается квалификация выпускника)  
также в случае сочетания различных форм  обучения   увеличиваются  
вузом до одного года относительно нормативного срока, установлен-  
ного п.1.2 настоящего государственного образовательного  стандар-  
та.  
     5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли-  
вается 54 часа  в неделю,  включая все виды его аудиторной и вне-  
аудиторной (самостоятельной) учебной работы.  
  
     5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме  обу-  
чения не должен превышать в среднем за период теоретического обу-  
чения 27  часов  в  неделю.  При этом в указанный объем не входят  
обязательные практические  занятия по физической культуре и заня-  
тия по факультативным дисциплинам.  
  
     5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем  ауди-  
торных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.  
  
     5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспе-  
чена возможность занятий с преподавателем в объеме не  менее  160  
часов в год.  
  
     5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен  
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний  
период.  
  
  
     6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ  
         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА  
         ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ___________________________________  
           (указывается код и наименование специальности)  
      В п.6 должны быть сформулированы  требования,  достаточные  
для реализации вузом основной образовательной программы подготов-  
ки дипломированного специалиста по данной специальности и прохож-  
дения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.  
  
     6.1. Требования к разработке основной образовательной  
          программы подготовки ________________________________  
                      (указывается квалификация выпускника)  
     6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает  
и утверждает основную образовательную программу вуза  для  подго-  
товки  _________________________________________________________  
                             (указывается квалификация выпускника)  
на основе  настоящего государственного образовательного стандарта.  
      Дисциплины  по  выбору студента  являются обязательными,  а  
факультативные дисциплины,  предусматриваемые учебным планом выс-  
шего  учебного заведения,  не являются обязательными для изучения  
студентом.  
      Курсовые работы  (проекты)  рассматриваются как вид учебной  
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на  
ее изучение.  
     По всем дисциплинам и практикам,  включенным в учебный  план  
высшего учебного заведения, должна выставляться   итоговая оценка  
(отлично, хорошо,  удовлетворительно, неудовлетворительно или зач-  
тено, незачтено).  
     Специализации являются частями специальности, в рамках кото-  
рой они создаются,  и предполагают  получение  более  углубленных  
профессиональных знаний,  умений  и  навыков в различных областях  
деятельности по профилю данной специальности.  
     В основных образовательных программах, имеющих в своем наи-  
меновании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготов-  
ки для  конкретной отрасли или вида   учитывается прежде всего за  
счет дисциплин специализации.  
     6.1.2. При  реализации  основной  образовательной  программы  
высшее учебное заведение имеет право:  
       изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате-  
риала для циклов дисциплин,  в пределах 5 проц.;  
       формировать цикл  гуманитарных  и  социально-экономических  
дисциплин, который  должен  включать  не  менее пяти обязательных  
дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном  
образовательном  стандарте.  При  этом в перечень выбранных вузом  
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык"  в  объеме  
не менее  340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408  
часов.  Объем часов по каждой их трех других выбранных  дисциплин  
предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дис-  
циплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если  
дисциплина  является  частью общепрофессиональной или специальной  
подготовки,  выделенные на ее изучение часы  могут  перераспреде-  
ляться на изучение других дисциплин в рамка цикла ГСЭ.  
     Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной  
(вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусмат-  
риваться с учетом пожелания студентов;  
       осуществлять преподавание гуманитарных и  социально-эконо-  
мических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнооб-  
разных видов коллективных и индивидуальных практических  занятий,  
заданий  и семинаров по программам,  разработанным в самом вузе и  
учитывающим региональную,  национально-этническую, профессиональ-  
ную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения пре-  
подавателей,  обеспечивающих квалифицированное освещение тематики  
дисциплин цикла;  
       устанавливать необходимую глубину  преподавания  отдельных  
разделов дисциплин  ,  входящих  в  циклы гуманитарных и социаль-  
но-экономических, математических и естественнонаучных  дисциплин,  
в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;  
       устанавливать наименование специализаций по специальностям  
высшего профессионального   образования,  наименование  дисциплин  
специализаций, их объем и содержание, сверх установленного насто-  
ящим  государственным  образовательным стандартом,  а также форму  
контроля за их освоением студентами;  
      реализовывать основную образовательную программу подготовки  
_______________________в  сокращенные сроки для студентов высшего  
(указывается квалификация выпускника)  
учебного заведения,  имеющих среднее профессиональное образование  
соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.  
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и  
навыков студентов,  полученных на предыдущем этапе профессиональ-  
ного образования. При этом продолжительность обучения должна сос-  
тавлять не менее трех лет.  Обучение в сокращенные сроки допуска-  
ется также для лиц,  уровень образования или способности  которых  
являются для этого достаточным основанием.  
  
     6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса  
     __________________________________________________________  
     __________________________________________________________  
     ( Указывается, что реализация основной образовательной прог-  
раммы подготовки  дипломированного  специалиста  должна обеспечи-  
ваться педагогическими кадрами,  имеющими,  как правило,  базовое  
образование,  соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и  
систематически занимающимися  научной  и/или  научно-методической  
деятельностью;  преподаватели специальных дисциплин, как правило,  
должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности  в  соответс-  
твующей профессиональной сфере;  УМО на основании реальных данных  
может указать необходимую  долю  преподавателей,  имеющих  ученую  
степень и звание).  
  
     6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению  учебного  
          процесса  
     ___________________________________________________________  
     ___________________________________________________________  
  
     П.6.3. должен содержать  перечень  лабораторно-практических  
работ и необходимую информационную базу, обеспечивающие подготов-  
ку высококвалифицированного специалиста,  в том  числе,  перечень  
профессионально важных журналов,  реферативных  журналов, научной  
литературы;  указание о наличии информационных баз  и  доступа  к  
различным сетевым источникам информации.  
     Реализация основной   образовательной  программы  подготовки  
дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом  каж-  
дого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию  
соответствующим полному перечню дисциплин основной  образователь-  
ной  программы,  наличием  методических пособий и рекомендаций по  
всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому  
и дипломному проектированию,  практикам, а также наглядными посо-  
биями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами).  
  
  6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного  
          процесса  
     ____________________________________________________________  
     ____________________________________________________________  
     (Указывается, что высшее учебное заведение,  реализующее ос-  
новную образовательную программу подготовки дипломированного спе-  
циалиста, должно располагать материально-технической базой, соот-  
ветствующей  действующим санитарно-техническим нормам и обеспечи-  
вающей проведение всех видов лабораторной,  практической, дисцип-  
линарной и  междисциплинарной  подготовки и научно-исследователь-  
ской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом).  
  
     6.5. Требования к организации практик  
     __________________________________________________________  
     __________________________________________________________  
          (Устанавливается в соответствии с предложениями УМО)  
  
  
     7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  
     ____________________________________________________________  
         (указывается код и наименование специальности)  
  
   7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста  
     Выпускник должен уметь решать  задачи,  соответствующие  его  
квалификации,  указанной в п.1.2 настоящего государственного об-  
разовательного стандарта.  
      __________________________________________________________  
      (Указываются требования  в  операциональной  форме,  которые  
позволяют проверить с учетом результатов итоговой аттестации  вы-  
пускников соответствие выполнения профессиональных задач квалифи-  
кационным требованиям, изложенным в п. 1.3).  
  
     7.2. Требования к итоговой  государственной  аттестации  
          специалиста  
     7.2.1. Итоговая      государственная         аттестация  
____________________________ включает выпускную квалификационную  
(указывается квалификация выпускника)  
работу (кроме  медицинских  специальностей и ветеринарии) и госу-  
дарственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку  
к решению профессиональных задач.  
     7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе  
            специалиста  
        (п.7.2.2 заполняется в соответствии с предложениями УМО)  
     Выпускная квалификационная  работа ________________________  
                             (указывается квалификация выпускника)  
представляет собой     законченную    разработку,    в    которой  
________________________________________________________________  
(указываются требования к работе: состав, решаемые задачи и т.д.)  
     7.2.3. Требования к государственному экзамену  
     ________________________________________________________  
            ( заполняется в соответствии с предложениями УМО)  
  
  
     СОСТАВИТЕЛИ:  
  
     Учебно-методическое объединение по  
     образованию в области (указывается наименование УМО)  
  
     Государственный образовательный стандарт высшего  профессио-  
нального образования  одобрен  на  заседании Учебно-методического  
совета по  специальности  _________________________  (указывается  
дата проведения заседания УМС и N протокола).  
  
     Председатель Совета УМО   _______________       Ф.И.О.  
                                  (подпись)  
     Заместитель председателя Совета УМО ___________ Ф.И.О.  
                                         (подпись)  
     СОГЛАСОВАНО:  
     Управление образовательных программ и  
     стандартов высшего и среднего  
     профессионального образования                     Г.К.Шестаков  
  
     Начальник отдела___________________   __________  Ф.И.О.  
                       (название отдела)  
  
     Сотрудник,  
     курирующий данное направление      ______________  Ф.И.О.  
                                          (подпись) 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]