[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Приложение N 3 к приказу Минобразования России от 14.09.99 N 286 М А К Е Т МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации __________В.Д.Шадриков ________1999г. Номер государственной регистрации _________________________________ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность ____________________________ (указывается код и наименование специальности) Квалификация _____________________________ (указывается наименование квалификации) Вводится с момента утверждения Москва 1999 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ_______________ (указывается код и наименование специальности) 1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образо- вания Российской Федерации_______________________ (указывается номер и дата приказа, утвердившего данную специальность). 1.2. Квалификация выпускника______________________ Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки __________ по специальности _________________________ (указывается квалификация выпускника) (указывается код и наименова- ние специальности) при очной форме обучения 5 лет. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника (Дается характеристика квалификации выпускника, согласованная с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверж- денного постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37. Могут быть указаны область, объекты, виды и задачи профессиональной де- ятельности выпускника). 1.4. Возможности продолжения образования выпускника ___________________________________________________ , (указывается квалификация в соответствии с п.1.2) освоившего основную образовательную программу высшего профессио- нального образования по специальности __________________________ (указывается код и наименование специальности) Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - сред- нее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного об- разца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессио- нальном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полно- го) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 2.3. При приеме на подготовку по специальности в области ис- кусства и физической культуры высшее учебное заведение имеет пра- во проводить дополнительные вступительные испытания профессио- нальной направленности. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ________________________________________________________ (указывается код и наименование специальности) 3.1. Основная образовательная программа подготовки _________ (указывается квалификация выпускника) разрабатывается на основании настоящего государственного образо- вательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки ____________, к условиям ее (указывается квалификация выпускника) реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государс- твенным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки _________ (указывается квалификация выпускника) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин нацио- нально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки _________ (указывается квалификация выпускника) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дис- циплин и итоговую государственную аттестацию: цикл ГСЭ- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД- общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС - дисциплины специализации; ФТД- факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основ- ной образовательной программы подготовки __________ должно обеспе- (указывается квалификация выпускника) чивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образо- вательным стандартом. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБ- РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ _______________________ (указывается квалификация выпускника) ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ _______________________________________ (указывается код и наименование специальности) +--------------------------------------------------------------+ Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего разделы часов +-------+---------------------------------------+-------------- 1 2 3 +-------+---------------------------------------+-------------- ГСЭ Общие гуманитарные и социально- 1800 экономические дисциплины ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент 1260 ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык 340 ГСЭ.Ф.02 Физическая культура 408 ГСЭ.Ф.03 История человечества ГСЭ.Ф.04 Культурология (см. п.6.1.2) ГСЭ.Ф.05 Политология ГСЭ.Ф.06 Правоведение ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.09 Социология ГСЭ.Ф.10 Философия ГСЭ.Ф.11 Экономика __________________________________ (указать основные разделы дисциплин с учетом рекомендаций ВНИК по гуманитар- ным и социально-экономическим дисципли- нам) ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 15 проц. | | | компонента | общего объема цикла ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 15 проц. устанавливаемые вузом общего объема цикла +--------------------------------------------------------------+ ЕН Общие математические и естественно- (указать общий научные дисциплины объем по циклу и компонентам) ЕН.Ф.00 Федеральный компонент не менее 80 проц.от общего| объема цикла ЕН.Ф.01 _______________________________ не менее__часов и т.д. (указать наименования дисциплин и (указать объем их основные разделы с учетом соответ-каждой дисцип- ствующих рекомендаций Экспертного со- лины) вета по циклу общих естественнонаучных дисциплин) ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 10 проц. | | | компонента | общего объема цикла ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, до 10 проц. | | | | общего устанавливаемые вузом объема цикла +-------+---------------------------------------+-------------- ОПД Общепрофессиональные дисциплины (указать общий объем по циклу, компонентам и отдельным дис- циплинам) ОПД.Ф.00 Федеральный компонент не менее 80 проц.от общего| объема цикла ОПД.Ф.01 _______________________________ и т.д. (указать наименования дисциплин и их основные разделы (для технических направлений с учетом рекомендаций Коор- динационного совета по циклу общеинже- нерных дисциплин) ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) до 10 проц. | | | компонента | общего объема цикла ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента,до 10 проц. устанавливаемые вузом общего объема цикла +--------------------------------------------------------------+ ДС.00 Дисциплины специализации * (указать общий ДС.01 ____________________________________ объем по циклу (включают в себя и дисциплины специ- и отдельным альности) дисциплинам) ФТД.00 Факультативы 450 ФТД.01 Военная подготовка 450 +--------------------------------------------------------------+ * для педагогических вузов раздел "Дисциплины специализации" за- меняется разделом "Предметная подготовка" Всего часов теоретического обучения __________ Практики __________часов Итого ___________часов 5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ________________________ (указывается код и наименование специальности) 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подго- товки ____________________________ при очной форме обучения со- (указывается квалификация выпускника) тавляет 260 недель, в том числе: теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, - ______ недель практики - не менее ______ недель ( указываются конкретные виды практик с указанием недель, отводимых на их проведение) итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее ______ недель каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее ______ недель. 5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки ________ по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а (указывается квалификация выпускника) также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установлен- ного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандар- та. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавли- вается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и вне- аудиторной (самостоятельной) учебной работы. 5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обу- чения не должен превышать в среднем за период теоретического обу- чения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и заня- тия по факультативным дисциплинам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем ауди- торных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспе- чена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ___________________________________ (указывается код и наименование специальности) В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реализации вузом основной образовательной программы подготов- ки дипломированного специалиста по данной специальности и прохож- дения вузом процедур лицензирования, аттестации и аккредитации. 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки ________________________________ (указывается квалификация выпускника) 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подго- товки _________________________________________________________ (указывается квалификация выпускника) на основе настоящего государственного образовательного стандарта. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом выс- шего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зач- тено, незачтено). Специализации являются частями специальности, в рамках кото- рой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности. В основных образовательных программах, имеющих в своем наи- меновании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготов- ки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации. 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате- риала для циклов дисциплин, в пределах 5 проц.; формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой их трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дис- циплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспреде- ляться на изучение других дисциплин в рамка цикла ГСЭ. Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусмат- риваться с учетом пожелания студентов; осуществлять преподавание гуманитарных и социально-эконо- мических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнооб- разных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональ- ную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения пре- подавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла; устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин , входящих в циклы гуманитарных и социаль- но-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации; устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного насто- ящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами; реализовывать основную образовательную программу подготовки _______________________в сокращенные сроки для студентов высшего (указывается квалификация выпускника) учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессиональ- ного образования. При этом продолжительность обучения должна сос- тавлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допуска- ется также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса __________________________________________________________ __________________________________________________________ ( Указывается, что реализация основной образовательной прог- раммы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечи- ваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответс- твующей профессиональной сфере; УМО на основании реальных данных может указать необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание). 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ П.6.3. должен содержать перечень лабораторно-практических работ и необходимую информационную базу, обеспечивающие подготов- ку высококвалифицированного специалиста, в том числе, перечень профессионально важных журналов, реферативных журналов, научной литературы; указание о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каж- дого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образователь- ной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными посо- биями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами). 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ (Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее ос- новную образовательную программу подготовки дипломированного спе- циалиста, должно располагать материально-технической базой, соот- ветствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечи- вающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисцип- линарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследователь- ской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом). 6.5. Требования к организации практик __________________________________________________________ __________________________________________________________ (Устанавливается в соответствии с предложениями УМО) 7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ____________________________________________________________ (указывается код и наименование специальности) 7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного об- разовательного стандарта. __________________________________________________________ (Указываются требования в операциональной форме, которые позволяют проверить с учетом результатов итоговой аттестации вы- пускников соответствие выполнения профессиональных задач квалифи- кационным требованиям, изложенным в п. 1.3). 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста 7.2.1. Итоговая государственная аттестация ____________________________ включает выпускную квалификационную (указывается квалификация выпускника) работу (кроме медицинских специальностей и ветеринарии) и госу- дарственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста (п.7.2.2 заполняется в соответствии с предложениями УМО) Выпускная квалификационная работа ________________________ (указывается квалификация выпускника) представляет собой законченную разработку, в которой ________________________________________________________________ (указываются требования к работе: состав, решаемые задачи и т.д.) 7.2.3. Требования к государственному экзамену ________________________________________________________ ( заполняется в соответствии с предложениями УМО) СОСТАВИТЕЛИ: Учебно-методическое объединение по образованию в области (указывается наименование УМО) Государственный образовательный стандарт высшего профессио- нального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности _________________________ (указывается дата проведения заседания УМС и N протокола). Председатель Совета УМО _______________ Ф.И.О. (подпись) Заместитель председателя Совета УМО ___________ Ф.И.О. (подпись) СОГЛАСОВАНО: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К.Шестаков Начальник отдела___________________ __________ Ф.И.О. (название отдела) Сотрудник, курирующий данное направление ______________ Ф.И.О. (подпись)