[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Министерство образования Российской Федерации П Р И К А З от 22.10.99 N 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической пси- хологии в системе Министерства образования Российской Федерации. 2. Органам управления образованием субъектов Российской Феде- рации довести настоящее Положение до сведения руководителей подве- домственных образовательных учреждений. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за- местителя Министра Е.Е. Чепурных. Министр В.М.Филиппов Приложение к приказу Минобразования России от 22.10.99 N 636 ПОЛОЖЕНИЕ о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Минис- терства образования Российской Федерации (далее - Служба). 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психоло- гопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психоло- го--педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебнометоди- ческие кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образова- тельного процесса. 3. Служба оказывает содействие формированию развивающего обра- за жизни обучающихся , воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитан- ников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникно- вения подобных нарушений. 4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих орга- нов управления образованием, настоящим Положением. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ 5. Целями Службы являются: содействие администрации и педагогическим коллективам образо- вательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации раз- вития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и раз- вития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников об- разовательного процесса; содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образо- вательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, не- обходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения ус- пеха в жизни; оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных уч- реждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работникам, родителям ( законным представителям ) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосер- дия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой лич- ности. 6. Задачи Службы: психологический анализ социальной ситуации развития в образо- вательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающих- ся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; формирование у обучающихся, воспитанников способности к само- определению и саморазвитию; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социаль- нопсихологического климата в образовательных учреждениях; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся , воспитанников; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психоло- гическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе про- фессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или от- дельных образовательных учреждений; участие совместно с органами управления образованием и педаго- гическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процес- се непрерывного образования; содействие распространению и внедрению в практику образова- тельных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии; содействие в обеспечении деятельности педагогических работни- ков образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в об- разовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психоло- гом ( педагогами-психологами) или группой специалистов с его учас- тием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения. 8. Специализированная помощь участникам образовательного про- цесса, а также содействие в профессиональной деятельности педаго- говпсихологов образовательных учреждений всех типов оказывается уч- реждениями, предназначенными для углубленной специализированной по- мощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: об- разовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психологопеда- гогической и медико-социальной помощи и психологопедагогическими и медико-педагогическими комиссиями. 9. Научно-методическое обеспечение деятельности службы осу- ществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов уп- равления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования. IY. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 10. К основным направлениям деятельности Службы относятся: психологическое просвещение - формирование у обучающихся, вос- питанников и их родителей ( законных представителей), у педагоги- ческих работников и руководителей образовательных учреждений пот- ребности в психологических знаниях, желания использовать их в инте- ресах собственного развития; создание условий для полноценного лич- ностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим ра- ботникам, родителям ( законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. психологическая диагностика - углубленное психологопедагоги- ческое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего пе- риода обучения, определение индивидуальных особенностей и склоннос- тей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образо- вательных учреждений. психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивиду- альности, осуществляемое на основе совместной деятельности педаго- говпсихологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педаго- гов и других специалистов. консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям ( законным представителям), педагоги- ческим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологичес- кого консультирования. Y. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ 11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления об- разованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения. 12. Координация деятельности Службы осуществляется соответс- твующим структурным подразделением Минобразования России. 13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и органи- зациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, об- щественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников. -----------------------------------------------------------------