[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Министерство образования Российской Федерации П Р И К А З от 18.10.99 N 579 Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации В целях развития системы образования в Российской Федера- ции и оказания государственной поддержки инновационному движению ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной экспери- ментальной площадке Министерства образования Российской Федера- ции. 2. Считать утратившим силу приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.07.97 N 1577 "Об утверждении Положения о федеральной экспериментальной площадке в системе образования Российской Федерации". Министр В.М.Филиппов Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 N 579 ПОЛОЖЕНИЕ о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации I.Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет условия присвоения Ми- нистерством образования Российской Федерации статуса федеральной экспериментальной площадки образовательному учреждению, деятель- ность которого направлена на реализацию культурно-образователь- ной инициативы с целью развития системы образования в Российской Федерации, опережающего решения вопросов ее научного, организа- ционного, правового, финансово-экономического, кадрового и мате- риально-технического обеспечения. 1.2. Под культурно-образовательной инициативой (далее- ини- циатива) понимается деятельность образовательного учреждения или органа управления образованием, направленная на развитие средс- твами образования социокультурной среды и учитывающая истори- ко-педагогический опыт и современное состояние теории и практики образования, порождающая новое содержание, методы, формы органи- зации образовательного процесса и адекватные им системы управле- ния. Федеральный статус инициативы определяется значимостью раз- рабатываемых проблем для обеспечения культурного, научного, ин- формационного пространства России; направленностью деятельности авторов инициативы на решение задач по обновлению содержания, методов и организационных форм образования; разработке и апроба- ции путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, воспи- танника, его способности к саморазвитию, самоопределению и само- образованию; выработке перспективных концепций и моделей гума- нистического и гуманитарного образования; формированию у обучаю- щихся,воспитанников общечеловеческих ценностей, демократических установок и гражданской ответственности в социальной жизни. 1.3. Автором (авторами) инициативы могут быть педагогичес- кие и научные коллективы, а также научно-исследовательские и об- разовательные учреждения всех форм собственности, государствен- ные и местные (муниципальные) органы управления образованием. 1.4. В той мере, в какой инициатива представляет собой объ- ект авторского права, на нее распространяется действие соответс- твующих норм гражданского законодательства. 2. Федеральная экспериментальная площадка 2.1. Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭП) может быть реали- зующее образовательные программы образовательное учреждение (группа образовательных учреждений), его структурные подразделе- ния. 2.2. Статус ФЭП дает автору (авторам) инициативы право вно- сить изменения в: цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения; формы подготовки и переподготовки педагогических кадров; режим функционирования образовательного учреждения, на базе которого планируется развертывание эксперимента; систему управления образовательным учреждением. 2.3. Присвоение статуса ФЭП не влечет за собой изменения статуса образовательного учреждения, его организационно-правовой формы и подчиненности. 3. Порядок присвоения статуса федеральной экспериментальной площадки 3.1. Для присвоения статуса ФЭП автор (авторы) обращается в Министерство образования Российской Федерации с письменной заяв- кой. Заявка должна содержать: наименование , место нахождения (юридический, фактический адрес, контактные телефоны) образова- тельного учреждения, на базе которого планируется проведение эксперимента; изложение сути инициативы, обоснование ее значи- мости для развития системы образования Российской Федерации; программу эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретические положения, этапы эксперимента и прогнози- руемые результаты по каждому этапу, методы исследования, необхо- димые условия проведения эксперимента, средства контроля и обес- печения достоверности результатов эксперимента, перечень учеб- но-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимен- та); предложения по возможному распространению результатов ини- циативы по окончании эксперимента; предварительные расчеты по кадровому, экономическому, мате- риально-техническому и научному обеспечению эксперимента; источ- ники финансирования. 3.2. Для оценки значимости инициативы Министерством образо- вания Российской Федерации создаются экспертные группы, состав которых утверждается его приказом. Количество экспертных групп определяется содержанием иници- атив. В формировании состава экспертных групп участвуют автор (авторы) инициативы и Совет по федеральным экспериментальным площадкам. 3.3. В состав экспертных групп могут входить представители Министерства образования Российской Федерации, Российской акаде- мии образования, других научных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент, педагогические и руководящие работники образовательных учрежде- ний. 3.4. Экспертиза инициативы проводится в три этапа: первый этап (осуществляется в период до 1 апреля) - первич- ная оценка представленной заявки и принятие решения о приглаше- нии автора (авторов) к участию во втором этапе; второй этап (осуществляется до 15 июня) - выработка сов- местно с автором (авторами) инициативы методики проведения экс- пертизы и экспертиза проекта по одобренной на I этапе заявке; третий этап (заключительный, осуществляется до 15 октября) - проведение итоговой экспертизы и оформление экспертного заклю- чения по каждой инициативе. 3.5. По результатам третьего (заключительного) этапа экс- пертизы экспертной группой оформляется заключение. Заключение подписывается всеми членами экспертной группы с указанием особо- го мнения тех, кто не согласен с данным заключением. 3.6. На основании заключений экспертных групп Совет по фе- деральным экспериментальным площадкам осуществляет выбор образо- вательных учреждений - соискателей на присвоение статуса ФЭП и дает рекомендации Министерству образования Российской Федерации о возможности присвоения статуса ФЭП образовательному учреждению с обоснованием целесообразности проведения эксперимента по каж- дой инициативе. 3.7. Приказом Министерства образования Российской Федерации образовательному учреждению-соискателю присваивается статус ФЭП, утверждаются тема, сроки эксперимента. 3.8. Срок представления заявки - до 30 декабря года, пред- шествующего конкурсу культурно-образовательных инициатив. 3.9. В случае отрицательного заключения экспертной группы автор (авторы) инициативы может подать заявку в Министерство об- разования Российской Федерации повторно не ранее, чем через год. 4. Управление федеральной экспериментальной площадкой 4.1. В целях выполнения программы эксперимента и обеспече- ния функционирования ФЭП приказом Министерства образования Рос- сийской Федерации по согласованию с Российской академией образо- вания создается Совет по федеральным экспериментальным площадкам (далее - Совет). В состав Совета входят представители научных учреждений Министерства образования Российской Федерации, Рос- сийской академии наук, Российской академии образования, палат Федерального Собрания, педагогических ассоциаций. 4.2. Совет: определяет приоритетные направления экспериментальной рабо- ты, способствующие развитию образования в Российской Федерации; формирует банк данных об основных направлениях инициатив, а также результатах их экспериментальной проверки; разрабатывает механизм использования результатов экспери- мента; информирует педагогическую общественность о проводимых экс- периментах; готовит предложения Министерству образования Российской Фе- дерации о финансировании программ эксперимента; проводит анализ ежегодных отчетов федеральных эксперимен- тальных площадок о результатах выполнения программы эксперимен- та; участвует в формировании состава экспертных групп; осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса ФЭП. 4.3. Руководство Советом осуществляет его председатель. В отсутствие председателя его функции возлагаются на заместителя председателя Совета. 4.4. Член Совета не может входить в состав экспертной груп- пы. 4.5. Совет в своей деятельности руководствуется настоящим Положением. 4.6. Образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, по вопросам, связанным с проведением эксперимента, отчитывается пе- ред Советом не реже одного раза в год. 4.7. Оценка деятельности образовательного учреждения, полу- чившего статус ФЭП, проводится Министерством образования Рос- сийской Федерации. 4.8. Статус ФЭП может быть снят в случаях: завершения программы эксперимента; получения отрицательных результатов эксперимента; отсутствия финансирования программы эксперимента. 4.9. Решение о снятии статуса ФЭП принимается Министерством образования Российской Федерации. 5. Участие органов управления образованием субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации и деятельности федеральной экспериментальной площадки Органы управления образованием субъектов Российской Федера- ции и органы местного самоуправления могут: выступать совместно с подведомственными образовательными учреждениями авторами культурно-образовательных инициатив; создавать условия, необходимые для реализации программы эксперимента, а также принимать участие в его организации и про- ведении. 6. Финансирование программы эксперимента федеральной экспериментальной площадки 6.1. Финансирование программы эксперимента может осущест- вляться за счет средств: выделяемых Министерством образования Российской Федерации на научные исследования; выделяемых другими министерствами, ведомствами, организаци- ями, отдельными гражданами; дополнительно выделяемых из соответствующих фондов разви- тия образования субъектов Российской Федерации или органов мест- ного самоуправления; поступающих или получаемых доходов от предоставляемых обра- зовательным учреждением в соответствии с его уставом платных до- полнительных образовательных услуг. 6.2. В целях стимулирования деятельности работников образо- вательных учреждений, участвующих в проведении эксперимента, об- разовательное учреждение, получившее статус ФЭП, в пределах име- ющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработ- ной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надба- вок, премий и других мер материального стимулирования. ------------------------------------------------------------------