Приказ 286 - Приложение 4 (часть 1)

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
Приложение N4  
                                         к приказу Минобразования  
                                         России от 14.09.99 N 286  
  
  
                           ТРЕБОВАНИЯ  
                     (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ)  
     к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки  
            БАКАЛАВРА и ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА  
     по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические  
                           дисциплины"  
  
                1. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ЦИКЛА  
  
     1.1. Цикл "Общие гуманитарные и социально-экономические дис-  
циплины" состоит из 11 базовых дисциплин:  
     1. Иностранный язык  
     2. Физическая культура  
     3. История человечества  
     4. Культурология  
     5. Политология  
     6. Правоведение  
     7. Психология и педагогика  
     8. Русский язык и культура речи  
     9. Социология  
     10. Философия  
     11. Экономика  
  
     1.2. Общая трудоемкость по циклу   "Гуманитарные  и  социаль-  
но-экономические дисциплины" устанавливается в  объеме 1800 часов.  
Федеральный компонент цикла составляет 70проц., национально-регио-  
нальный (вузовский) компонент-30проц. общего объема часов,при этом  
15 проц. общего объема часов цикла в его составе отводится на дис- 
циплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факуль- 
тетом).  
  
        2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ  
           ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЦИКЛУ  
    "ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ"  
  
                 (общая трудоемкость 1800 часов)  
  
     ГСЭ.Ф.01. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК                        340 часов  
  
     Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма  
нейтральной речи в изучаемом языке;  основные особенности полного  
стиля произношения, характерные для сферы профессиональной комму-  
никации; чтение транскрипции.  
     Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц  
общего и терминологического характера.  
     Понятие дифференциации лексики по сферам  применения  (быто-  
вая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).  
     Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,  фразеоло-  
гических единицах.  
     Понятие об основных способах словообразования.  
     Грамматические навыки,  обеспечивающие  коммуникацию  общего  
характера без искажения смысла при письменном и устном общении  ;  
основные грамматические явления, характерные для профессиональной  
речи.  
     Понятие об обиходно-литературном,  официально-деловом, науч-  
ном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности  
научного стиля.  
     Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого  
этикета.  
     Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использова-  
нием  наиболее  употребительных  и  относительно  простых  лекси-  
ко-грамматических средств в  основных  коммуникативных  ситуациях  
неофициального  и  официального  общения.  Основы  публичной речи  
(устное сообщение, доклад).  
     Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в  
сфере бытовой и профессиональной коммуникации.  
     Чтение. Виды  текстов:  несложные  прагматические  тексты  и  
тексты по широкому и узкому профилю специальности.  
     Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тези-  
сы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.  
  
  
  
     ГСЭ.Ф.02. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА                      408 часов  
  
     Физическая культура в общекультурной и профессиональной под-  
готовке студентов.  Ее социально-биологические основы. Физическая  
культура и спорт как социальные феномены общества.  Законодатель-  
ство  Российской Федерации о физической культуре и спорте.  Физи-  
ческая культура личности.  
     Основы здорового образа жизни студента.  Особенности исполь-  
зования средств физической культуры для оптимизации работоспособ-  
ности.  
     Общая физическая и специальная подготовка в системе физичес-  
кого воспитания.  
     Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физичес-  
ких упражнений.  
     Профессионально-прикладная физическая подготовка  студентов.  
     Основы методики  самостоятельных  занятий  и самоконтроль за  
состоянием своего организма.  
  
     ГСЭ.Ф.03. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Россия и мир)  
  
     История России как неотъемлемая часть истории  человечества.  
Основные закономерности  и  особенности  мировой  истории  сквозь  
призму национальной российской истории. Воздействие русской исто-  
рии на мировой процесс.  
     Представления об истории человечества и ее  основных  этапах  
как важный  фактор формирования ценностных ориентаций и определе-  
ния гражданской позиции современного человека.  
     Проблемы методологии истории; соотношение политических, эко-  
номических, духовных факторов в истории; роль религии и религиоз-  
ных представлений.  
     Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций.  
     Новые  подходы к проблеме "человек в истории";  история  по-  
вседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры,  пол-  
ководцы и реформаторы в истории.  
     Социальная история, взаимодействие революций и реформ.  
     Место и роль России, российской цивилизации и культуры в ис-  
тории человечества.  
     Характерные черты европейской и восточной цивилизаций.  
     Основные этапы мировой истории.  
     Древний мир: роль античного наследия для европейской культу-  
ры; вклад восточных цивилизаций (Китая,  Индии, арабского Востока  
и др.); Россия и кочевнический мир.  
     Средние века:  формирование национальных государств; автори-  
тарная власть и появление сословного представительства;  гуманизм  
и реформация; роль христианства в европейской цивилизации; форми-  
рование православия в России.  
     Новая история:  история географических открытий, расширивших  
границы  мира;  промышленная  революция  и  ее  последствия;  ХУШ  
век-век просвещения и гуманизма;  Россия открывает окно в Европу;  
российские реформы и реформаторы в Х1Х веке;  вклад русской куль-  
туры в мировую культуру.  
     Новейшая история (ХХ век):  роль ХХ столетия в мировой исто-  
рии; глобализация общественных процессов; проблема экономического  
роста и модернизация; социальная трансформация общества; столкно-  
вение интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма,  
демократии и авторитаризма.  
     Мировые и локальные войны;  роль Советского Союза  в  победе  
над фашизмом; история холодной войны.  
     Научно-техническая революция и ее влияние на ход  обществен-  
ного развития; интеграция науки и образования.  
     Российский фактор в политической,  социальной и духовной ис-  
тории ХХ столетия.  
     Геополитические изменения в мире на рубеже 1980-90-х годов.  
  
     ГСЭ.Ф.04. КУЛЬТУРОЛОГИЯ  
  
     Структура и состав современного культурологического  знания.  
Культурология и философия культуры, социология культуры, культур-  
ная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая  
и прикладная культурология.  
     Методы культурологических  исследований.  
     Основные понятия культурологии:  культура, цивилизация, мор-  
фология культуры, функции культуры, субъект культуры, культуроге-  
нез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды,  
межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культур-  
ные традиции, культурная картина мира, социальные институты куль-  
туры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.  
     Типология культур.  Этническая  и национальная,  элитарная и  
массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфичес-  
кие  и  "серединные" культуры.  Локальные культуры.  Место и роль  
России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в  
мировом современном процессе.  
     Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобаль-  
ные проблемы современности.  
     Культура и личность.  Инкультурация и социализация.  
  
     ГСЭ.Ф.05. ПОЛИТОЛОГИЯ  
  
     Объект, предмет и метод политической науки.  Функции полито-  
логии.  
     Политическая жизнь и властные отношения.  Роль и место поли-  
тики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.  
     История политических учений.  Российская политическая тради-  
ция:  истоки,  социокультурные основания,  историческая динамика.  
Современные политологические школы.  
     Гражданское общество,  его происхождение и особенности. Осо-  
бенности становления гражданского общества в России.  
     Институциональные аспекты политики. Политическая власть. По-  
литическая система.  Политические  режимы,  политические  партии,  
электоральные системы.  
     Политические отношения и процессы.  Политические конфликты и  
способы их разрешения.  Политические технологии. Политический ме-  
неджмент. Политическая модернизация.  
     Политические организации и движения. Политические элиты. По-  
литическое лидерство.  
     Социокультурные аспекты политики.  
     Мировая политика и международные отношения.  Особенности ми-  
рового политического процесса.  Национально-государственные инте-  
ресы России в новой геополитической ситуации.  
     Методология познания политической реальности.  Парадигмы по-  
литического знания.  Экспертное политическое знание; политическая  
аналитика и прогностика.  
  
     ГСЭ.Ф.06. ПРАВОВЕДЕНИЕ  
  
     Государство и право. Их роль в жизни общества.  
     Норма права и нормативно-правовые акты.  
     Основные правовые системы современности. Международное право  
как особая система права. Источники российского права.  
     Закон и подзаконные акты.  
     Система российского права. Отрасли права.  
     Правонарушение и юридическая ответственность.  
     Значение законности и правопорядка в  современном  обществе.  
Правовое государство.  
     Конституция Российской Федерации - основной закон  государс-  
тва.  
     Особенности федеративного устройства России. Система органов  
государственной власти в Российской Федерации.  
     Понятие гражданского правоотношения.  Физические и юридичес-  
кие лица. Право собственности.  
     Обязательства в гражданском праве и  ответственность  за  их  
нарушение. Наследственное право.  
     Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности суп-  
ругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.  
     Трудовой договор (контракт).  Трудовая дисциплина и  ответс-  
твенность за ее нарушение.  
     Административные правонарушения и  административная  ответс-  
твенность.  
     Понятие преступления.  Уголовная ответственность за соверше-  
ние преступлений.  
     Экологическое право.  
     Особенности правового регулирования будущей профессиональной  
деятельности.  
     Правовые основы защиты государственной тайны.  Законодатель-  
ные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и  го-  
сударственной тайны.  
 
     ГСЭ.Ф.07. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА  
  
     П с и х о л о г и я:  предмет,объект  и  методы  психологии.  
Место психологии в системе наук. История развития психологическо-  
го знания и основные направления в психологии. Индивид, личность,  
субъект, индивидуальность.  
     Психика и организм.  Психика,  поведение и деятельность. Ос-  
новные функции психики.  
     Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.  
     Мозг и психика.  
     Структура психики.  Соотношение сознания и бессознательного.  
Основные психические процессы. Структура сознания.  
     Познавательные процессы.  Ощущение.  Восприятие. Представле-  
ние.  Воображение.  Мышление и интеллект.  Творчество.  Внимание.  
Мнемические процессы.  
     Эмоции и  чувства.  
     Психическая регуляция поведения и деятельности.  
     Общение и речь.  
     Психология личности.  
     Межличностные отношения.  
     Психология малых  групп.  
     Межгрупповые отношения и взаимодействия.  
     П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, мето-  
ды педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспи-  
тание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое вза-  
имодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.  
     Образование как общечеловеческая ценность.  Образование  как  
социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная  
система России.  Цели, содержание, структура непрерывного образо-  
вания, единство образования и самообразования.  
     Педагогический процесс. Образовательная,  воспитательная   и  
развивающая функции обучения.  
     Воспитание в  педагогическом процессе.  
     Общие формы организации учебной деятельности.  Урок, лекция,  
семинарские,  практические и лабораторные занятия, диспут, конфе-  
ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.  
      Методы,приемы, средства организации и управления  педагоги-  
ческим процессом.  
      Семья как субъект педагогического взаимодействия  и  социо-  
культурная среда воспитания и развития личности.  
     Управление образовательными системами.  
  
     ГСЭ.Ф.08. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ  
  
     Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, син-  
таксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия  
функционирования разговорной  речи и  роль  внеязыковых факторов.  
Лингвистические  и экстралингвистические факторы публичной  речи.  
Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты офи-  
циально-делового стиля.  Взаимопроникновение  стилей.   Специфика  
элементов всех  языковых уровней в научной речи.  Жанровая диффе-  
ренциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле.  
     Особенности устной  публичной речи.  Оратор и его аудитория.  
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи,  
поиск материала,  начало, развертывание и завершение речи. Основ-  
ные приемы поиска материала и  виды  вспомогательных  материалов.  
Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информа-  
тивность и выразительность публичной речи.  
     Языковые формулы  официальных документов.  Приемы унификации  
языка служебных документов.  Интернациональные  свойства  русской  
официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных  
документов. Язык и стиль  коммерческой  корреспонденции.  Язык  и  
стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой ре-  
чи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.  
     Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация,  
речевое взаимодействие).  Нормативные, коммуникативные, этические  
аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствова-  
ние грамотного  письма  и  говорения  (литературное произношение,  
смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Не-  
вербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной  
сфер деятельности.  
  
     ГСЭ.Ф.09. СОЦИОЛОГИЯ  
  
     Предыстория и  социально-философские  предпосылки социологии  
как науки.  Социологический проект О.Конта. Классические социоло-  
гические теории.  Современные социологические теории. Русская со-  
циологическая мысль.  
     Общество и социальные институты.  Мировая система и процессы  
глобализации.  
     Социальные группы  и  общности.  Виды общностей.  Общность и  
личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.  
     Социальные движения.  
     Социальное неравенство,  стратификация и социальная  мобиль-  
ность. Понятие социального статуса.  
     Социальное взаимодействие и социальные отношения. Обществен-  
ное мнение как институт гражданского общества.  
     Культура как  фактор  социальных  изменений.  Взаимодействие  
экономики, социальных отношений и культуры.  
     Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация.  
Личность как деятельный субъект.  
     Социальные изменения.  Социальные революции и реформы.  Кон-  
цепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место  
России в мировом сообществе.  
     Методы социологического исследования.  
  
     ГСЭ.Ф.10. ФИЛОСОФИЯ  
  
     Предмет философии.  Место и роль философии в культуре. Циви-  
лизационные особенности становления философии.  Исторические типы  
и  направления в философии, основные этапы исторического развития  
филосфии, структура философского знания.  
     Бытие. Понятия духа, материи и сознания; пространства и вре-  
мени, движения. Научные, философские и религиозные картины мира.  
     Диалектика, ее принципы и законы. Развитие, его модели и за-  
коны.  
     Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство  
и его роль в жизни человека.  Общество и его структура. Человек в  
системе социальных связей.  Человек как творец и творение культу-  
ры.  Человек и исторический процесс;  личность и массы; свобода и  
необходимость.  
      Познание. Соотношение мнения,  веры, понимания, интерпрета-  
ции и знания.  Становление субъектно-объектного видения мира. Ра-  
циональное и иррациональное;  интуиция. Мистицизм в познании. От-  
ражение.  Истина  и ее критерии.  Практика.  Научное и вненаучное  
знание.  Структура научного познания, его методы и формы. Научные  
революции и смена типов рациональности.  
     Познавательные, этические и эстетические ценности. Смысл су-  
ществования человека.  
     Будущее человечества.  Глобальные проблемы современности.  
  
     ГСЭ.Ф.11. ЭКОНОМИКА  
  
     Предмет экономической науки,  ее разделы. Экономические сис-  
темы.  Экономические институты.  
     Макроэкономика.  
     Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.  
     Предложение.  
     Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязан-  
ных товаров и услуг.  
     Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Про-  
изводительность.  
     Конкуренция и структура рынка.Антимонопольное регулирование.  
     Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал.  
     Доходы. Неравенство и перераспределение доходов.  
     Функции и виды денег. Инфляция и ее причины.  
     ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход.  
     Совокупные спрос и предложение.Макроэкономическое равновесие.  
     Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей.  
     Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы.  
     Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов гос-  
бюджета.  
     Банковская система.  
     Международная экономика.  
     Развитие экономической науки.  
     Основы прикладной экономики. Предпринимательство.  
     Виды предприятий.  Виды ценных бумаг.  Основы бухгалтерского  
учета.  Оценка  результатов  хозяйственной деятельности.  Понятие  
банкротства.  
     Основы маркетинга. Виды рекламы.  
     Налоги. Налоговая система.  
     Финансовые институты.  Механизм  действия бирж,  страховых и  
инвестиционных компаний.  
     Основы потребительских знаний.  
     Переходная экономика. Характеристика и структура российского  
хозяйства.  
----------------------------------------------------------------- 
Окончание части 1 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]