Приказ 286 - Приложение2

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
Приложение N2 к приказу  
                                              Минобразования России  
                                               от 14.09.99 N 286  
                              М А К Е Т  
            Министерство образования Российской Федерации  
  
                                           УТВЕРЖДАЮ  
                                      Заместитель Министра  
                                 образования Российской Федерации  
                                    __________________В.Д.Шадриков  
  
                                      _____ ______________ 1999 г.  
                                 Номер государственной регистрации  
  
  
                   Государственный образовательный   
                               стандарт  
                высшего профессионального образования  
  
                Направление _________________________  
             (указывается код и наименование направления)  
  
                   Степень (квалификация) - магистр  
  
              __________________________________________  
      (указывается наименование степени (квалификации) магистра)  
  
                    Вводится с момента утверждения  
  
  
  
  
                              Москва 199  
  
  
     1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ_____________________  
                          (указывается код и наименование направления)  
     1.1. Направление  утверждено  приказом  Министерства  образования  
Российской Федерации ___________________  (указывается  номер  и  дата  
приказа, утвердившего данное направление).  
     1.2. Степень (квалификация) выпускника _______________________ .  
            (указывается наименование степени (квалификации) магистра)  
     Нормативный срок освоения основной образовательной программы под-  
готовки магистра по направлению ________________________  
                      (указывается код и наименование направления) при  
очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа  подго-  
товки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответст-  
вующему направлению (4 года) и  специализированной подготовки магистра  
(2 года).  
     1.3. Квалификационная характеристика выпускника  
(Дается квалификационная характеристика  выпускника,  согласованная  с  
квалификационными  требованиями Квалификационного справочника должнос-  
тей руководителей,  специалистов и других служащих, утвержденного пос-  
тановлением Минтруда России от 21.08.98 N37.)  
     Магистр подготовлен к деятельности,  требующей углубленной фунда-  
ментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научноисследо-  
вательской работе,  а при условии освоения  соответствующей  образова-  
тельно-профессиональной  программы педагогического профиля - к педаго-  
гической деятельности.  
     1.4. Возможности продолжения образования.  
     Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре  преимущественно  по  
научным специальностям: _________________________________________  
                 (перечисляются соответствующие научные специальности)  
     1.5. Аннотированный  перечень  магистерских  программ (проблемное  
поле направления подготовки) _____________________________________  
               (приводится перечень представленных учебно-методическим  
объединением вузов (УМО) аннотированных магистерских программ  данного  
направления)  
     Научно-исследовательская составляющая  каждой  из  аннотированных  
магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через  
авторские магистерские программы (магистерские специализации), отража-  
ющие  существующие  в данном вузе научно-педагогические школы по конк-  
ретным разделам соответствующих наук.  
  
  2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГ-  
РАММЫ  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ  ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА,  И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО 
                                ОТБОРА  
 
     2.1. Лица,  желающие  освоить программу специализированной подго-  
товки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование опре-  
деленной ступени, подтвержденное документом государственного образца.  
     2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям  
____________________________________________________________________ ,  
(Перечисляются соответствующие направления подготовки с указанием  ко-  
дов.  Указываемый  здесь перечень направлений может дополняться и кор-  
ректироваться в соответствии с обновлением перечня направлений  подго-  
товки и специальностей высшего профессионального образования)  
  
зачисляются на  специализированную магистерскую подготовку на конкурс-  
ной основе.  Условия конкурсного отбора определяются вузом  на  основе  
государственного  образовательного стандарта высшего профессионального  
образования бакалавра по данному направлению.  
     2.3. Лица,  желающие  освоить программу специализированной подго-  
товки магистра по данному направлению и имеющие высшее  профессиональ-  
ное  образование,  профиль  которого не указан в п.2.2,  допускаются к  
конкурсу по результатам сдачи экзаменов  по  дисциплинам,  необходимым  
для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государс-  
твенным образовательным стандартом  подготовки  бакалавра  по  данному  
направлению.  
  
     3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА  
        ПО НАПРАВЛЕНИЮ____________________________________  
                          (указывается код и наименование направления)  
  
     3.1. Основная  образовательная программа подготовки магистра раз-  
рабатывается на основании настоящего государственного образовательного  
стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин,  
программы учебных и производственных (научно-исследовательской и науч-  
нопедагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.  
     3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной  об-  
разовательной программы подготовки магистра,  к условиям ее реализации  
и срокам ее освоения определяются настоящим государственным  образова-  
тельным стандартом.  По направлению разрабатывается, как правило, нес-  
колько магистерских программ.  
     3.3. Основная  образовательная программа подготовки магистра (да-  
лее - образовательная программа) состоит из  основной  образовательной  
программы  подготовки  бакалавра и программы специализированной подго-  
товки,  которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального  
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонен-  
та,  дисциплин по выбору студента и  научно-исследовательской  работы.  
Дисциплины  по выбору студента в каждом цикле содержательно должны до-  
полнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.  
     3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра долж-  
на иметь следующую структуру:  
в соответствии с программой подготовки бакалавра:  
  цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;  
  цикл ЕН   - общие математические и естественнонаучные дисциплины;  
  цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;  
  цикл ФТД - факультативные дисциплины;  
  цикл СД   - специальные дисциплины;  
  ИГА        - итоговая государственная аттестация бакалавра;  
в соответствии с программой специализированной подготовки:  
  цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;  
  цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;  
  НИРМ      - научная (научно-исследовательская и (или) научно-  
педагогическая) работа магистра;  
  ИГАМ      - итоговая государственная аттестация магистра.  
     3.5. Содержание национально-регионального компонента основной об-  
разовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подго-  
товку выпускника в соответствии  с  квалификационной  характеристикой,  
установленной настоящим государственным образовательным стандартом.  
  
     4.  ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ  
           ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО   
    НАПРАВЛЕНИЮ _________________________________________________   
                  (указывается код и наименование направления)  
---------------------------------------------------------------------  
Индекс   Наименование дисциплин и их основные разделы    Всего часов  
---------------------------------------------------------------------  
  1                         2                                  3  
---------------------------------------------------------------------  
Требования к обязательному минимуму содержания основ-   (Указывается  
ной образовательной программы подготовки бакалавра по    суммарный  
данному направлению определены в государственном  об-   объем часов  
разовательном стандарте высшего профессионального об-  теоретического  
разования   подготовки   бакалавра   по   направлению    обучения и  
___________________ (код и наименование направления).    практик ГОС  
                                                          бакалавра  
----------------------------------------------------------------------  
          Итого часов подготовки бакалавра                 ________  
----------------------------------------------------------------------  
  
   Требования к обязательному минимуму содержания   
            специализированной подготовки   
----------------------------------------------------------------------  
ДНМ.00        Дисциплины направления                       1134  
           Федеральный компонент                            700  
ДНМ.01        Современные проблемы науки (с учетом     (Указывается  
           специфики направления)                      общий объем по  
ДНМ.02        История и методология науки (с учетом    циклу, компо-  
           специфики направления)                      нентам цикла  
ДНМ.03        Компьютерные технологии в науке и        и отдельным дис-  
           образовании (с учетом специфики             циплинам феде-  
           направления)                                федерального  
                                                       компонента)  
           Национально-региональный (вузовский )           434  
           компонент  
ДНМ.04     Дисциплины, устанавливаемые вузом  
           (факультетом)  
ДНМ.05     Дисциплины по выбору студента  
           ______________________________________  
и т.д.     (остальные часы используются по  
            усмотрению вуза)  
---------------------------------------------------------------------  
СДМ.00        Специальные дисциплины                        900  
СДМ.01        Состав и содержание специальных          (Указывается  
ит.д.      дисциплин определяется требованиями         общий объем по  
           специализации магистра  при реализации         циклу )  
           конкретной магистерской программы  
ДВМ.00        Дисциплины по выбору студента                 300  
---------------------------------------------------------------------  
НИРМ.00    Научно-исследовательская работа                  2034  
НИРМ.01    Научно-исследовательская работа в семестре   (Указывается  
НИРМ.02    Научно-исследовательская практика            общий объем по  
НИРМ.03    Научно-педагогическая практика                  циклу и  
НИРМ.04    Подготовка магистерской диссертации            отдельным  
                                                        видам работы)  
---------------------------------------------------------------------  
ИГАМ          Итоговая государственная аттестация,  
           в том числе защита выпускной квалификаци-   _______ недель  
           онной работы (магистерской диссертации)  
---------------------------------------------------------------------  
           Итого часов специализированной подготовки       4068  
           магистра  
                                              Всего      ________  
---------------------------------------------------------------------  
  
        5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ   
      ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ _______________________  
                          (указывается код и наименование направления)  
  
     5.1. Срок освоения основной образовательной программы  подготовки  
магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:  
     образовательная программа подготовки бакалавра   - 208 недель  
     специализированная программа подготовки магистра - 104 недели, из  
них:  
     теоретическое обучение, включая научно-  
исследовательскую работу студентов, практикумы,   
в том числе лабораторные работы, подготовку   
выпускной квалификационной работы, а также   
экзаменационные сессии,                       -           ______ недель  
     практики (перечисляются конкретные виды  
практик с указанием количества недель,   
отводимых на их проведение)                   -  не менее ______ недель  
     итоговая государственная аттестация, включая  
защиту выпускной квалификационной работы,     -  не менее ______ недель  
     каникулы (включая 4 недели  
последипломного отпуска)                      -  не менее ______ недель  
  
     5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки  
магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также  
в случае сочетания различных форм обучения  увеличиваются  на  полтора  
года относительно нормативного срока,  установленного п.1.2 настоящего  
государственного образовательного стандарта,  в том числе по программе  
бакалавра - на один год.  
     5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается  
54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (са-  
мостоятельной) работы.  
     5.4. Объем  аудиторных  занятий студента при очной форме обучения  
не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по ос-  
новной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неде-  
лю,  за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в не-  
делю.  При  этом в указанный объем не входят обязательные практические  
занятия по физической культуре и занятия по  факультативным  дисципли-  
нам.  
     5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем  аудиторных  
занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.  
     5.6. При очной форме обучения  студенту  должна  быть  обеспечена  
возможность  аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160  
часов в год.  
     5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен сос-  
тавлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.  
  
          6.  ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ  
        ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА   
             ПО НАПРАВЛЕНИЮ ____________________________  
                          (указывается код и наименование направления)  
     В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные для реа-  
лизации  вузом  основной образовательной программы подготовки магистра  
по данному направлению и прохождения  вузом  процедур  лицензирования,  
аттестации и аккредитации.  
 
 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы  
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть  
 
     6.1.1. Высшее учебное заведение  самостоятельно  разрабатывает  и  
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, ре-  
ализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного  
стандарта магистра.  
     Дисциплины по выбору  являются  обязательными,  а  факультативные  
дисциплины,  предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведе-  
ния, не являются обязательными для изучения студентом.  
     Курсовые работы  (проекты)  по дисциплине рассматриваются как вид  
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых  
на ее изучение.  
     По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высше-  
го  учебного заведения,  должна выставляться итоговая оценка (отлично,  
хорошо,  удовлетворительно,  неудовлетворительно или зачтено, незачте-  
но).  
     В период действия данного документа перечень  магистерских  прог-  
рамм может быть изменен и дополнен в установленном порядке.  
     Требования к научно-исследовательской части программы _________  
____________________________________________________________________  
              (заполняется на основании предложений УМО)  
     6.1.2. При  реализации  основной образовательной программы высшее  
учебное заведение имеет право:  
     изменять объем  часов,  отводимых  на освоение учебного материала  
для циклов дисциплин,  в пределах 5% при условии выполнения требований  
к содержанию, указанных в настоящем стандарте;  
     предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий  фи-  
зической культурой в объеме 2-4 часов в неделю;  
     осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских  курсов  по  
программам,  составленным  на  основе результатов исследований научных  
школ вуза,  учитывающих региональную и профессиональную специфику, при  
условии реализации содержания дисциплин,  определяемых настоящим доку-  
ментом.  
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной  
     программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть  
 
     6.2.1. Обучение  в  магистратуре  осуществляется в соответствии с  
индивидуальным планом  работы  студента-магистранта,  разработанным  с  
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя ма-  
гистерской программы с учетом  пожеланий  магистранта.  Индивидуальный  
учебный план магистранта утверждается деканом факультета.  
     6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса  
______________________________________________________________________  
(Указывается, что реализация основной образовательной программы подго-  
товки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими  
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины,  
и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися  
научно-исследовательской и научнометодической  деятельностью;  УМО  на  
основании реальных данных может установить необходимую долю преподава-  
телей, имеющих ученую степень и звание)  
  
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса  
____________________________________________________________________  
     (П. 6.2.3 должен отражать уровень необходимого  лабораторно-прак-  
тического  и  информационного обеспечения учебного процесса для подго-  
товки высококвалифицированных исследователей и преподавателей,  в  том  
числе перечень профессиональных журналов,  реферативных журналов, тре-  
бования к научной литературе;  указания о наличии информационых баз  и  
доступа к различным сетевым источникам информации.  
     Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-мето-  
дической документацией по всем видам учебных занятий - практикам, кур-  
совому и дипломному проектированию,  практикам, а к моменту аттестации  
направления  уровень  обеспеченности  учебно-методической  литературой  
должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.  
     Реализация основной образовательной программы подготовки магистра  
должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным  фондам  
и базам данных,  а также наглядным пособиям,  мультимедийным,  аудио-,  
видеоматериалам).  
     6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного  
                                  процесса  
________________________________________________________________  
     (Указывается, что высшее учебное заведение,  реализующее основную  
образовательную программу подготовки магистра,  должно располагать ма-  
териально-технической  базой,  соответствующей  действующим   санитар-  
но-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготов-  
ки и научно-исследовательской работы студентов,  предусмотренных  при-  
мерным учебным планом).  
  
               6.2.5. Требования к организации практик  
________________________________________________________________  
________________________________________________________________  
 (Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО)  
  
      7.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ   
             ____________________________________________  
             (указывается код и наименование направления)  
  
     7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра   
     7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются  
содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки  бака-  
лавра  и требованиями,  обусловленными специализированной подготовкой.  
Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7  государствен-  
ного  образовательного стандарта высшего профессионального образования  
бакалавра по направлению    ______________________________  
                      (указывается код и наименование направления)  
  
     7.1.2. Требования,  обусловленные  специализированной подготовкой  
магистра включают:  
     владение навыками  самостоятельной научно-исследовательской и на-  
учнопедагогической деятельности, требующими широкого образования в со-  
ответствующем направлении;  
     умения:  
     формулировать и решать задачи,  возникающие в ходе научноисследо-  
вательской и педагогической деятельности и требующие углубленных  про-  
фессиональных знаний;  
     выбирать необходимые методы исследования,  модифицировать сущест-  
вующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного иссле-  
дования;  
     обрабатывать полученные  результаты,  анализировать и осмысливать  
их с учетом имеющихся литературных данных;  
     вести библиографическую  работу с привлечением современных инфор-  
мационных технологий;  
     представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,  рефератов,  
статей,  оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с прив-  
лечением современных средств редактирования и печати.  
________________________________________________________________  
________________________________________________________________  
     (Далее указываются требования, отличающие выпускника магистратуры  
по данному направлению,  которые позволяют установить соответствие вы-  
полнения профессиональных задач,  уровня образованности,  культуры вы-  
пускника квалификационным требованиям, изложенным в п.1.3).  
  
     7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистран-  
та по научно-исследовательской части программы специализированной под-  
готовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать тре-  
бования,  соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность за-  
ниматься определенными видами профессиональной деятельности,  отражаю-  
щими содержание специализированной подготовки.  
  
    7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра  
     7.2.1. Итоговая  государственная аттестация магистра включает за-  
щиту выпускной квалификационной работы  (магистерской  диссертации)  и  
должна включать государственные экзамены,  устанавливаемые в соответс-  
твии с предложениями УМО.  Уровень требований,  предъявляемых на госу-  
дарственных экзаменах,  должен обеспечивать возможность засчитывать их  
результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру  по  соот-  
ветствующим научным направлениям.  
     Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных  
испытаний,  входящих  в состав итоговой государственной аттестации вы-  
пускников.  
     При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необхо-  
димо руководствоваться следующим:  
     основным обязательным  видом  государственной итоговой аттестации  
выпускников является защита выпускной квалификационной работы  (магис-  
терской диссертации);  
     программа и порядок проведения государственных аттестационных ис-  
пытаний  принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ,  
разработанных УМО,  в соответствии с Положением о государственной ито-  
говой аттестации.  
     7.2.2. Требования к выпускной  квалификационной  работе  магистра  
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего професси-  
онального образования,  должна обеспечивать не только закрепление ака-  
демической  культуры,  но  и необходимую совокупность методологических  
представлений и методических навыков в  избранной  области  профессио-  
нальной деятельности.  
     Вид выпускной квалификационной работы,  ее объем и состав опреде-  
ляются  вузом  в соответствии с Положением об итоговой государственной  
аттестации.  При экспертизе выпускной квалификационной работы  (магис-  
терской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.  
     7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных  ис-  
пытаний выпускников (заполняется в соответствии с предложениями УМО)  
________________________________________________________________  
________________________________________________________________  
  
     Составители:  
     Учебно-методическое объединение  
по образованию в области (указывается наименование УМО)  
     Государственный образовательный стандарт  
высшего профессионального  образования  
одобрен на заседании Учебно-методического объединения ___________  
_____________________________________________________________   
     (указывается наименование учебно-методического объединения,  дата  
проведения заседания УМО и номер протокола)  
  
     Председатель Совета УМО            ____________            Ф.И.О.  
                                          (подпись)  
     Заместитель председателя           ____________            Ф.И.О.  
                                         (подпись)  
     Согласовано:  
     Управление образовательных программ и стандартов  
высшего и среднего профессионального образования           Г.К.Шестаков  
     Начальник отдела _________         _____________           Ф.И.О.  
                  (название отдела)        (подпись)  
     Сотрудник,  
курирующий данное направление		_____________		Ф.И.О.  
                                           (подпись) 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]