Приказ 636 - Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации

[Предыдущий][Следующий][Содержание]

 
Министерство образования Российской Федерации   
  
                              П Р И К А З  
  
                       от  22.10.99    N 636 		   
   
    Об утверждении  Положения о службе практической психологии           
      в системе Министерства образования Российской Федерации   
  
     В целях развития и  совершенствования  психологической  помощи  
участникам образовательного процесса  
   
     ПРИКАЗЫВАЮ:  
                                       
     1. Утвердить  прилагаемое Положение о службе практической пси-  
хологии в системе Министерства образования Российской Федерации.  
     2. Органам  управления образованием субъектов Российской Феде-  
рации довести настоящее Положение до сведения руководителей  подве-  
домственных образовательных учреждений.  
     3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за-  
местителя Министра Е.Е. Чепурных.  
  
   Министр                                            В.М.Филиппов  
  
                                              Приложение к приказу  
                                             Минобразования России  
                                             от 22.10.99 N 636  
  
                             ПОЛОЖЕНИЕ  
            о службе практической психологии в системе  
           Министерства образования Российской Федерации  
  
                        I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  
     1. Настоящее Положение определяет  организационно-методическую  
основу деятельности службы практической психологии в системе Минис-  
терства образования Российской Федерации (далее - Служба).  
     2. Под Службой понимается организационная структура,  в состав  
которой входят педагоги-психологи образовательных  учреждений  всех  
типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психоло-  
гопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психоло-  
го--педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные  
учреждения,  подразделения высших учебных заведений,  учебнометоди-  
ческие  кабинеты  и центры органов управления образованием и другие  
учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образова-  
тельного процесса.  
     3. Служба оказывает содействие формированию развивающего обра-  
за жизни обучающихся ,  воспитанников,  их индивидуальности на всех  
этапах непрерывного образования,  развитию у обучающихся, воспитан-  
ников творческих способностей,  созданию у них позитивной мотивации  
к обучению,  а также определению психологических  причин  нарушения  
личностного и социального развития и профилактики условий возникно-  
вения подобных нарушений.  
     4. В  своей деятельности Служба руководствуется международными  
актами в области защиты прав детей,  Законом  Российской  Федерации  
"Об образовании",  федеральными законами,  указами и распоряжениями  
Президента Российской Федерации,  постановлениями и  распоряжениями  
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих орга-  
нов управления образованием, настоящим Положением.  
  
                     II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ  
     5. Целями Службы являются:  
     содействие администрации и педагогическим коллективам  образо-  
вательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации раз-  
вития,  соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников  
и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и раз-  
вития личности обучающихся,  воспитанников,  их родителей (законных  
представителей),  педагогических работников и других участников об-  
разовательного процесса;  
     содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образо-  
вательных учреждений психологических знаний,  умений и навыков, не-  
обходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения ус-  
пеха в жизни;  
     оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных уч-  
реждений в определении своих возможностей,  исходя из способностей,  
склонностей, интересов, состояния здоровья;  
     содействие педагогическим  работникам,  родителям  (  законным  
представителям ) в воспитании обучающихся,  воспитанников,  а также  
формировании у них принципов взаимопомощи,  толерантности, милосер-  
дия,  ответственности и уверенности в себе, способности к активному  
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой  лич-  
ности.  
  
     6. Задачи Службы:  
     психологический анализ социальной ситуации развития в  образо-  
вательных  учреждениях,  выявление  основных  проблем и определение  
причин их возникновения, путей и средств их разрешения;  
     содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающих-  
ся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;  
     формирование у обучающихся,  воспитанников способности к само-  
определению и саморазвитию;  
     содействие педагогическому  коллективу в гармонизации социаль-  
нопсихологического климата в образовательных учреждениях;  
     психологическое обеспечение  образовательных  программ с целью  
адаптации их содержания и способов освоения  к  интеллектуальным  и  
личностным возможностям и особенностям обучающихся , воспитанников;  
     профилактика и преодоление отклонений в социальном и  психоло-  
гическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;  
     участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе про-  
фессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений,  
образовательных программ и проектов,  учебно-методических  пособий,  
проводимой  по  инициативе  органов управления образованием или от-  
дельных образовательных учреждений;  
     участие совместно с органами управления образованием и педаго-  
гическими коллективами образовательных учреждений  в  подготовке  и  
создании психолого-педагогических условий преемственности в процес-  
се непрерывного образования;  
     содействие распространению  и  внедрению  в практику образова-  
тельных учреждений достижений в области отечественной и  зарубежной  
психологии;  
     содействие в обеспечении деятельности педагогических  работни-  
ков  образовательных  учреждений научно-методическими материалами и  
разработками в области психологии.  
  
              III.  ОРГАНИЗАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СЛУЖБЫ  
     7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в об-  
разовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психоло-  
гом  ( педагогами-психологами) или группой специалистов с его учас-  
тием.  Состав группы специалистов определяется  целями  и  задачами  
конкретного образовательного учреждения.  
     8. Специализированная помощь участникам образовательного  про-  
цесса,  а  также содействие в профессиональной деятельности педаго-  
говпсихологов образовательных учреждений всех типов оказывается уч-  
реждениями, предназначенными для углубленной специализированной по-  
мощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: об-  
разовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психологопеда-  
гогической и медико-социальной помощи и психологопедагогическими  и  
медико-педагогическими комиссиями.  
     9. Научно-методическое обеспечение  деятельности  службы  осу-  
ществляется  научными учреждениями,  подразделениями высших учебных  
заведений,  учебно-методическими кабинетами и центрами органов  уп-  
равления  образованием,  а  также  научными учреждениями Российской  
академии образования.  
   
           IY. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ  
     10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:  
     психологическое просвещение - формирование у обучающихся, вос-  
питанников  и их родителей ( законных представителей),  у педагоги-  
ческих работников и руководителей образовательных  учреждений  пот-  
ребности в психологических знаниях, желания использовать их в инте-  
ресах собственного развития; создание условий для полноценного лич-  
ностного  развития и самоопределения обучающихся,  воспитанников на  
каждом возрастном этапе,  а также  в  своевременном  предупреждении  
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.  
     психологическая профилактика  -  предупреждение  возникновения  
явлений  дезадаптации обучающихся,  воспитанников в образовательных  
учреждениях,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим ра-  
ботникам, родителям ( законным представителям) по оказанию помощи в  
вопросах воспитания, обучения и развития.  
     психологическая диагностика  -  углубленное психологопедагоги-  
ческое изучение обучающихся,  воспитанников на протяжении всего пе-  
риода обучения, определение индивидуальных особенностей и склоннос-  
тей личности,  ее потенциальных возможностей в процессе обучения  и  
воспитания,  в профессиональном самоопределении,  а также выявление  
причин и механизмов  нарушений  в  обучении,  развитии,  социальной  
адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как  
индивидуально,  так и с группами обучающихся, воспитанников образо-  
вательных учреждений.  
     психологическая коррекция - активное  воздействие  на  процесс  
формирования  личности в детском возрасте и сохранение ее индивиду-  
альности,  осуществляемое на основе совместной деятельности педаго-  
говпсихологов,  дефектологов, логопедов, врачей, социальных педаго-  
гов и других специалистов.  
     консультативная деятельность  -  оказание  помощи обучающимся,  
воспитанникам,  их родителям ( законным представителям),  педагоги-  
ческим  работникам  и другим участникам образовательного процесса в  
вопросах развития,  воспитания и обучения посредством психологичес-  
кого консультирования.  
  
               Y.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ  
     11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления об-  
разованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.  
     12. Координация деятельности Службы  осуществляется  соответс-  
твующим структурным подразделением Минобразования России.  
     13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и органи-  
зациями Российской академии образования,  здравоохранения, органами  
опеки и попечительства,  органами внутренних дел и прокуратуры, об-  
щественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям  
помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.  
----------------------------------------------------------------- 
 
 

[Предыдущий][Следующий][Содержание]