[Предыдущий][Следующий][Содержание]
Министерство образования Российской Федерации
П Р И К А З
от 22.10.99 N 636
Об утверждении Положения о службе практической психологии
в системе Министерства образования Российской Федерации
В целях развития и совершенствования психологической помощи
участникам образовательного процесса
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической пси-
хологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
2. Органам управления образованием субъектов Российской Феде-
рации довести настоящее Положение до сведения руководителей подве-
домственных образовательных учреждений.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на за-
местителя Министра Е.Е. Чепурных.
Министр В.М.Филиппов
Приложение к приказу
Минобразования России
от 22.10.99 N 636
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую
основу деятельности службы практической психологии в системе Минис-
терства образования Российской Федерации (далее - Служба).
2. Под Службой понимается организационная структура, в состав
которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех
типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психоло-
гопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психоло-
го--педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные
учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебнометоди-
ческие кабинеты и центры органов управления образованием и другие
учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образова-
тельного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию развивающего обра-
за жизни обучающихся , воспитанников, их индивидуальности на всех
этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитан-
ников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации
к обучению, а также определению психологических причин нарушения
личностного и социального развития и профилактики условий возникно-
вения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными
актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации
"Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих орга-
нов управления образованием, настоящим Положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
5. Целями Службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образо-
вательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации раз-
вития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников
и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и раз-
вития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников об-
разовательного процесса;
содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образо-
вательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, не-
обходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения ус-
пеха в жизни;
оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных уч-
реждений в определении своих возможностей, исходя из способностей,
склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям ( законным
представителям ) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также
формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосер-
дия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой лич-
ности.
6. Задачи Службы:
психологический анализ социальной ситуации развития в образо-
вательных учреждениях, выявление основных проблем и определение
причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающих-
ся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к само-
определению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социаль-
нопсихологического климата в образовательных учреждениях;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью
адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и
личностным возможностям и особенностям обучающихся , воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психоло-
гическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе про-
фессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений,
образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий,
проводимой по инициативе органов управления образованием или от-
дельных образовательных учреждений;
участие совместно с органами управления образованием и педаго-
гическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и
создании психолого-педагогических условий преемственности в процес-
се непрерывного образования;
содействие распространению и внедрению в практику образова-
тельных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной
психологии;
содействие в обеспечении деятельности педагогических работни-
ков образовательных учреждений научно-методическими материалами и
разработками в области психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в об-
разовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психоло-
гом ( педагогами-психологами) или группой специалистов с его учас-
тием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами
конкретного образовательного учреждения.
8. Специализированная помощь участникам образовательного про-
цесса, а также содействие в профессиональной деятельности педаго-
говпсихологов образовательных учреждений всех типов оказывается уч-
реждениями, предназначенными для углубленной специализированной по-
мощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: об-
разовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психологопеда-
гогической и медико-социальной помощи и психологопедагогическими и
медико-педагогическими комиссиями.
9. Научно-методическое обеспечение деятельности службы осу-
ществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных
заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов уп-
равления образованием, а также научными учреждениями Российской
академии образования.
IY. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
психологическое просвещение - формирование у обучающихся, вос-
питанников и их родителей ( законных представителей), у педагоги-
ческих работников и руководителей образовательных учреждений пот-
ребности в психологических знаниях, желания использовать их в инте-
ресах собственного развития; создание условий для полноценного лич-
ностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на
каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
психологическая профилактика - предупреждение возникновения
явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных
учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим ра-
ботникам, родителям ( законным представителям) по оказанию помощи в
вопросах воспитания, обучения и развития.
психологическая диагностика - углубленное психологопедагоги-
ческое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего пе-
риода обучения, определение индивидуальных особенностей и склоннос-
тей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление
причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной
адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как
индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образо-
вательных учреждений.
психологическая коррекция - активное воздействие на процесс
формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивиду-
альности, осуществляемое на основе совместной деятельности педаго-
говпсихологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педаго-
гов и других специалистов.
консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся,
воспитанникам, их родителям ( законным представителям), педагоги-
ческим работникам и другим участникам образовательного процесса в
вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологичес-
кого консультирования.
Y. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления об-
разованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
12. Координация деятельности Службы осуществляется соответс-
твующим структурным подразделением Минобразования России.
13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и органи-
зациями Российской академии образования, здравоохранения, органами
опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, об-
щественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям
помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
-----------------------------------------------------------------