Fw: Положение 2 к приказу N 735

Содержание

----- Исходное сообщение ----- 
От: Elena V. Serikova 
Группы новостей: me.doc
Кому: MINADR 
Отправлено: 12 ноября 1999 г. 15:39
Тема: Положение 2 к приказу N 735


ЧАСТЬ 2 Положение 2 к приказу N 735  


  2.4. Экспертиза проектов и принятие решений по итогам конкурса

     2.4.1. Проекты,  поступившие на конкурс,  проходят экспертизу.
Задачами экспертизы являются оценка научных  достоинств  заявляемой
НИР,  возможности проведения ее в срок, целесообразности проведения
НИР за счет грантов Министерства и определение объема ее финансиро-
вания.

     2.4.2. В конкурсах по областям знания предусмотрены три уровня
экспертизы.  Результаты экспертизы на каждом уровне фиксируются со-
ответствующими экспертными документами.

     2.4.3. Первый уровень экспертизы заключается в предварительном
рассмотрении заявок экспертными группами и решении следующих задач:
     выявление заявок,  не  удовлетворяющих условиям участия в кон-
курсе, и составление мотивированных заключений по ним;
     назначение экспертов по каждому проекту,  удовлетворяющему ус-
ловиям участия в конкурсе.
     Члены научного  совета конкурса не могут выступать в роли экс-
пертов.  Члены научных советов разделов и экспертных групп не могут
выступать в роли экспертов по данному разделу (подразделу). Соиска-
тели грантов не могут выступать в роли экспертов по  разделу  (под-
разделу), в котором они участвуют. Специалисты вузов (организаций),
в которых работают исполнитель либо соисполнители  заявляемой  НИР,
не могут выступать в качестве экспертов по данной заявке.
     Причиной отклонения заявок на первом уровне  экспертизы  может
являться только нарушение условий участия в конкурсе.
     Результаты первого уровня экспертизы утверждаются  председате-
лем  экспертной  группы  по соответствующему разделу или подразделу
конкурса.
     По результатам первого уровня экспертизы научный совет конкур-
са (раздела) может корректировать плановое число грантов по каждому
разделу (подразделу) конкурса.

     2.4.4. На  втором уровне экспертизы проект рассматривается не-
зависимо двумя экспертами.  Результат рассмотрения фиксируется каж-
дым экспертом путем заполнения эксперт-анкеты проекта. На основании
экспертанкет рассчитывается рейтинг проекта.
     При значительно отличающихся оценках двух экспертов экспертная
группа вправе назначить дополнительную экспертизу данного проекта.
     Форма эксперт-анкеты  и методика расчета рейтинга определяются
научным советом конкурса.  Типовая форма эксперт-анкеты приведена в
приложении N4.

     2.4.5. На третьем уровне экспертизы экспертные группы проводят
рассмотрение результатов второго  уровня  экспертизы  и  определяют
рейтинг,  позволяющий  стать  победителем  конкурса (проходной рей-
тинг).
     Для обеспечения   возможной  корректировки  суммарного  объема
грантов по разделу (подразделу) с целью выполнения  ограничительных
условий конкурса, изложенных в п.2.4.6, или в случае, предусмотрен-
ном п.  2.4.7 настоящего Положения,  экспертные группы проводят до-
полнительное уточняющее ранжирование проектов с рейтингом,  близким
к проходному.  Суммарный объем финансирования проектов,  подлежащих
дополнительному  ранжированию,  должен  обеспечивать  корректировку
суммарного планового объема грантов по разделу (подразделу) в  пре-
делах 10 проц. как в большую, так и в меньшую сторону. При прочих равных
условиях предпочтение отдается проекту,  результаты которого  могут
иметь существенное значение для совершенствования учебного процесса или
для развития  социально-географической  инфраструктуры  научных
исследований в высшей школе.
     Результатом экспертизы  третьего  уровня  является  экспертное
заключение по разделу конкурса (приложение N5) с рекомендуемым пла-
новым объемом финансирования каждого  проекта-победителя  конкурса,
утвержденное научным советом раздела.

     2.4.6. Решение  о результатах конкурса в целом принимается на-
учным советом конкурса на основе экспертных заключений по  разделам
и утверждается научным руководителем конкурса.
     Суммарный объем грантов,  выделяемых победителям  конкурса  из
одного  вуза,  не  должен превышать 10 проц.  от общего объема грантов в
конкурсе и 25 проц.  от общего объема грантов по любому из разделов
конкурса.
     В каждом конкурсе может быть предусмотрено  не  более  четырех
размеров гранта.
     На основании решения научного совета конкурса головная органи-
зация обеспечивает формирование и представление в Министерство ито-
говых документов по  результатам  конкурса  (приложения  N7,8,9)  и
сводную ведомость проектов- победителей (приложение N6) для утверж-
дения начальником соответствующего управления (подразделения).

     2.4.7. Министерство по итогам анализа результатов  проведенных
конкурсов с учетом количества заявок, поступивших на каждый из кон-
курсов,  и с учетом методики,  разрабатываемой Советом по  грантам,
может  корректировать  планируемое распределение средств между кон-
курсами, плановое назначение средств федерального бюджета на прове-
дение НИР по грантам и на сопровождение конкурсов.
     В случае изменения Министерством планового  суммарного  объема
грантов  в конкурсе научный совет конкурса осуществляет необходимую
корректировку результатов конкурса в соответствии с  дополнительным
ранжированием проектов, проведенным на третьем уровне экспертизы.

     2.4.8. Головная  организация по проведению конкурса в месячный
срок после утверждения Министерством результатов конкурса  информи-
рует  каждого из соискателей грантов о результатах рассмотрения за-
явки и направляет руководителям вузов (организаций),  в которых ра-
ботают победители конкурса, извещения о выделении грантов (приложе-
ние N10).

     2.4.9. Научные руководители разделов и председатели экспертных
групп  при  необходимости  обеспечивают  авторам отклоненных заявок
возможность ознакомиться с мотивами отклонения и экспертными заклю-
чениями по их заявкам (без разглашения имен экспертов).

     2.4.10. Материалы заявок,  поданных на конкурс, хранятся в го-
ловной организации по проведению конкурса в течение года с  момента
окончания срока действия грантов данного конкурса.


   2.5. Организация НИР по грантам и контроль за их проведением

     2.5.1. Основанием для проведения НИР по гранту в вузе (органи-
зации)  является  извещение головной организации по проведению кон-
курса о выделении гранта, выданное на основании утвержденной Минис-
терством сводной ведомости проектов-победителей конкурса.
     Администрация вуза (организации) при  выделении  Министерством
грантов сотрудникам вуза (организации) обеспечивает:
     контроль за целевым использованием средств, выделенных на про-
ведение НИР по грантам (при этом накладные расходы не должны превы-
шать 15% от объема гранта);
     учет проводимых НИР по грантам;
     плановый и бухгалтерский учет расходования средств на проведе-
ние НИР отдельно по каждому гранту.

     2.5.2. Финансирование НИР по грантам осуществляется , как пра-
вило,  прямым перечислением средств в вузы (организации), в которых
работают исполнители НИР по грантам.
     Размер каждого выделенного по итогам конкурса гранта  рассмат-
ривается  как плановое назначение средств федерального бюджета и не
изменяется до конца срока выполнения НИР по гранту,  за исключением
случаев досрочного прекращения финансирования гранта, предусмотрен-
ных настоящим Положением.  Фактическое исполнение плановых назначе-
ний  осуществляется  в  зависимости от фактически выделенных Минис-
терству средств федерального бюджета.

     2.5.3. Проведение НИР по гранту осуществляется в  соответствии
со  сложившейся в вузе (организации) практикой проведения НИР,  фи-
нансируемых из средств федерального бюджета.

     2.5.4. Исполнитель НИР по гранту несет ответственность за  ка-
чество,  сроки ее проведения,  целевое и рациональное использование
выделенных средств.

     2.5.5. Головная организация по проведению конкурса обеспечива-
ет плановый и текущий контроль за проведением НИР по грантам.

     2.5.6. Плановый контроль предусматривает:
     экспертизу результатов НИР по завершении годового этапа;
     заключительную экспертизу  результатов  выполненных  по гранту
исследований.
     Для проведения  планового  контроля  исполнитель НИР по гранту
обязан представить отчетные документы (приложение N11).
     О сроках, порядке проведения планового контроля и форме предс-
тавления отчетных документов головная организация конкурса извещает
руководителей вузов (организаций) и исполнителей НИР по грантам.
     По завершении годовых этапов проведения НИР по  грантам  и  по
окончании  срока  проведения  НИР  по  грантам головная организация
представляет в Министерство отчетные материалы (приложение N12).

     2.5.7. Непредставление исполнителем НИР по гранту  необходимых
отчетных  материалов  в  установленный срок без уважительных причин
является основанием для прекращения финансирования данной НИР и ли-
шения  исполнителя права участвовать в конкурсах на соискание гран-
тов Министерства в течение двух лет.

     2.5.8. Текущий контроль за ходом  проведения  НИР  по  грантам
осуществляется выборочно, на любой стадии работ. Исполнитель НИР по
гранту и администрация  вуза  (организации)  обязаны  предоставлять
экспертам, уполномоченным научным руководителем конкурса, необходи-
мые материалы и документы для проведения текущего контроля.  О  ре-
зультатах  текущего  контроля информируются исполнитель НИР и адми-
нистрация вуза (организации).

     2.5.9. Результаты планового и  текущего  контроля  оформляются
документально и служат основой для составления экспертного заключе-
ния по результатам проведения НИР по гранту.  На основе экспертного
заключения  научный  совет конкурса может признать нецелесообразным
продолжение НИР по гранту.

     2.5.10. В случае возникновения обстоятельств,  делающих прове-
дение  НИР по гранту в вузе невозможным или требующих замены испол-
нителя НИР по гранту,  администрация вуза ставит об этом в  извест-
ность  научного  руководителя конкурса в течение месяца со дня воз-
никновения указанных обстоятельств.

     2.5.11. Решение о досрочном прекращении финансирования НИР  по
гранту в случаях,  предусмотренных п.  2.5.7,  2.5.9 и 2.5.10, и об
использовании высвобождающихся при этом средств,  а также решение о
замене  исполнителя  НИР  по  гранту  принимается  Министерством по
представлению научного совета конкурса.


           3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА НА СОИСКАНИЕ ГРАНТОВ
                ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
         МОЛОДЫМИ УЧЕНЫМИ С УЧАСТИЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРОВ


                 3.1. Порядок организации конкурса

     3.1.1. Основной задачей конкурса является предоставление моло-
дым  ученым дополнительных возможностей для проведения научных исс-
ледований с участием зарубежных партнеров.

     3.1.2. Конкурс проводится на базе вуза или организации  Минис-
терства  (далее  -  головная организация) под руководством научного
совета конкурса.
     Головная организация обеспечивает необходимое организационное,
экспертное и информационное сопровождение конкурса.  При  необходи-
мости  в  головной организации создается конкурсная структура (кон-
курсный центр).  К организации конкурса головная организация  может
привлекать другие вузы и организации Министерства.

     3.1.3. Головная  организация  утверждается приказом Министерс-
тва.

     3.1.4. По поручению Министерства руководитель головной органи-
зации  представляет  в Министерство предложения по составу научного
совета конкурса и  кандидатуру  научного  руководителя  конкурса  -
председателя научного совета конкурса.  Число представителей одного
вуза (организации) в научном совете не  должно  превышать  четверти
общей численности состава совета.

     3.1.5. Министерство:
     утверждает состав научного совета и научного руководителя кон-
курса;
     определяет общий плановый объем средств на финансирование  HИP
по грантам для данного конкурса;
     определяет сроки проведения конкурса и срок  действия  грантов
для данного конкурса.

     3.1.6. Головная  организация обеспечивает рассылку во все вузы
(организации) Министерства информационного  сообщения  о  конкурсе.
Информационное  сообщение (приложение N13) включает условия участия
в конкурсе, сроки проведения конкурса и адрес представления заявок.
К  информационному  сообщению прилагаются правила оформления заявок
(приложение N14).
     Информационное сообщение  рассылается не позднее чем за четыре
месяца до окончания срока приема заявок, при этом период приема за-
явок должен составлять не менее одного месяца.

     3.1.7. На  финансирование  работ  по  организации и проведению
конкурса (сопровождение конкурса) по решению научного  совета  кон-
курса может быть использовано до 20%  от объема финансирования кон-
курса в целом.

                  3.2. Условия участия в конкурсе

     3.2.1. В конкурсе могут участвовать молодые ученые, являющиеся
сотрудниками вузов (организаций) Министерства, которым в год прове-
дения конкурса исполняется не более 35 лет.

     3.2.2. Соискатель гранта должен иметь официальное  приглашение
от зарубежного научного центра на проведение совместной научной ра-
боты.

     3.2.3. Соискатель  гранта  представляет  на  конкурс   заявку,
оформленную в соответствии c требованиями, изложенными в информаци-
онном сообщении (приложение N14).
     Подписывая заявку, соискатель гарантирует, что он:
     согласен с условиями участия в данном конкурсе;
     не претендует  на  конфиденциальность  представленных в заявке
научных материалов;
     принимает обязательство  в случае нарушения им условий участия
в конкурсе нести ответственность,  в том числе финансовую,  в соот-
ветствии  с  законодательством Российской Федерации и международной
практикой.
     Каждый соискатель  гранта  в рамках данного конкурса может по-
дать не более одной заявки.
     Заявки, не соответствующие условиям участия в конкурсе, предс-
тавленные с нарушением правил оформления или поступившие на конкурс
после указанного в информационном сообщении срока,  не рассматрива-
ются.

     3.2.4. Титульный лист  заявки  подписывает  руководитель  вуза
(организации), в котором работает соискатель гранта.
     Подпись руководителя означает, что администрация вуза (органи-
зации):
     оповещена о намерении соискателя гранта проводить часть  науч-
ных исследований с участием зарубежного партнера;
     удостоверяет данные о соискателе, приведенные в заявке;
     при выделении  гранта сотруднику вуза (организации) окажет со-
действие в организации совместных исследований и гарантирует выпол-
нение обязательств, предусмотренных разделом 3.4 настоящего Положе-
ния.

     3.3. Экспертиза заявок и принятие решений по итогам конкурса

     3.3.1. Заявки на грант проходят два уровня экспертизы.
     На первом (предварительном) уровне экспертизы проводится отбор
заявок для участия в конкурсе и определение экспертов по каждой за-
явке, прошедшей на второй уровень экспертизы.
     Причиной отклонения заявок на первом уровне  экспертизы  может
являться только нарушение условий участия в конкурсе.
     На втором уровне экспертизы заявка рассматривается  независимо
двумя экспертами.

     3.3.2. Научный совет конкурса проводит заключительное рассмот-
рение результатов экспертизы.  На основании решения научного совета
конкурса головная организация обеспечивает формирование и представ-
ление в Министерство итоговых документов  по  результатам  конкурса
(приложения  N8,15)  и утверждения начальником соответствующего уп-
равления  (подразделения)  сводной  ведомости  проектов-победителей
(приложение N6).
     Величина гранта определяется в каждом конкретном случае с уче-
том объемов, характера, сроков исследований и других обстоятельств.

     3.3.3. Головная  организация в месячный срок после утверждения
Министерством результатов  конкурса  информирует  всех  соискателей
грантов  о результатах рассмотрения заявки и направляет руководите-
лям вузов (организаций),  в которых работают  победители  конкурса,
извещения о выделении грантов.

     3.3.4. Материалы заявок,  поданных на конкурс,  хранятся в го-
ловной организации в течение года с момента окончания  срока  дейс-
твия грантов данного конкурса.


   3.4. Организация НИР по грантам и контроль за их проведением

     3.4.1. Основанием для проведения НИР по гранту в вузе (органи-
зации)  является  извещение головной организации о выделении гранта
(приложение N10),  выданное на основании утвержденной Министерством
сводной ведомости проектов-победителей конкурса.
     Администрация вуза (организации) при  выделении  Министерством
грантов сотрудникам вуза (организации):
     обеспечивает контроль  за  целевым  использованием  выделенных
средств;
     обеспечивает плановый и бухгалтерский учет расходования средс-
тв отдельно по каждому гранту.

     3.4.2. По  окончании  научной работы,  проведенной совместно с
зарубежным партнером, молодой ученый в месячный срок представляет в
головную  организацию отчет о проделанной работе,  в котором приво-
дятся:
     полученные научные результаты;
     описание условий, в которых проходила научная работа;
     финансовый отчет  о  фактических расходах на проведение НИР по
гранту,  в том числе справку об объемах финансирования  со  стороны
зарубежного партнера.

     3.4.3. По  окончании срока действия грантов головная организа-
ция представляет  в  Министерство  отчетные  материалы  (приложение
N12).

-------------------------------------------------------------


Содержание