----- Исходное сообщение -----
От: Elena V. Serikova
Группы новостей: me.doc
Кому: MINADR
Отправлено: 12 ноября 1999 г. 15:39
Тема: Положение 2 к приказу N 735
ЧАСТЬ 2 Положение 2 к приказу N 735
2.4. Экспертиза проектов и принятие решений по итогам конкурса
2.4.1. Проекты, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.
Задачами экспертизы являются оценка научных достоинств заявляемой
НИР, возможности проведения ее в срок, целесообразности проведения
НИР за счет грантов Министерства и определение объема ее финансиро-
вания.
2.4.2. В конкурсах по областям знания предусмотрены три уровня
экспертизы. Результаты экспертизы на каждом уровне фиксируются со-
ответствующими экспертными документами.
2.4.3. Первый уровень экспертизы заключается в предварительном
рассмотрении заявок экспертными группами и решении следующих задач:
выявление заявок, не удовлетворяющих условиям участия в кон-
курсе, и составление мотивированных заключений по ним;
назначение экспертов по каждому проекту, удовлетворяющему ус-
ловиям участия в конкурсе.
Члены научного совета конкурса не могут выступать в роли экс-
пертов. Члены научных советов разделов и экспертных групп не могут
выступать в роли экспертов по данному разделу (подразделу). Соиска-
тели грантов не могут выступать в роли экспертов по разделу (под-
разделу), в котором они участвуют. Специалисты вузов (организаций),
в которых работают исполнитель либо соисполнители заявляемой НИР,
не могут выступать в качестве экспертов по данной заявке.
Причиной отклонения заявок на первом уровне экспертизы может
являться только нарушение условий участия в конкурсе.
Результаты первого уровня экспертизы утверждаются председате-
лем экспертной группы по соответствующему разделу или подразделу
конкурса.
По результатам первого уровня экспертизы научный совет конкур-
са (раздела) может корректировать плановое число грантов по каждому
разделу (подразделу) конкурса.
2.4.4. На втором уровне экспертизы проект рассматривается не-
зависимо двумя экспертами. Результат рассмотрения фиксируется каж-
дым экспертом путем заполнения эксперт-анкеты проекта. На основании
экспертанкет рассчитывается рейтинг проекта.
При значительно отличающихся оценках двух экспертов экспертная
группа вправе назначить дополнительную экспертизу данного проекта.
Форма эксперт-анкеты и методика расчета рейтинга определяются
научным советом конкурса. Типовая форма эксперт-анкеты приведена в
приложении N4.
2.4.5. На третьем уровне экспертизы экспертные группы проводят
рассмотрение результатов второго уровня экспертизы и определяют
рейтинг, позволяющий стать победителем конкурса (проходной рей-
тинг).
Для обеспечения возможной корректировки суммарного объема
грантов по разделу (подразделу) с целью выполнения ограничительных
условий конкурса, изложенных в п.2.4.6, или в случае, предусмотрен-
ном п. 2.4.7 настоящего Положения, экспертные группы проводят до-
полнительное уточняющее ранжирование проектов с рейтингом, близким
к проходному. Суммарный объем финансирования проектов, подлежащих
дополнительному ранжированию, должен обеспечивать корректировку
суммарного планового объема грантов по разделу (подразделу) в пре-
делах 10 проц. как в большую, так и в меньшую сторону. При прочих равных
условиях предпочтение отдается проекту, результаты которого могут
иметь существенное значение для совершенствования учебного процесса или
для развития социально-географической инфраструктуры научных
исследований в высшей школе.
Результатом экспертизы третьего уровня является экспертное
заключение по разделу конкурса (приложение N5) с рекомендуемым пла-
новым объемом финансирования каждого проекта-победителя конкурса,
утвержденное научным советом раздела.
2.4.6. Решение о результатах конкурса в целом принимается на-
учным советом конкурса на основе экспертных заключений по разделам
и утверждается научным руководителем конкурса.
Суммарный объем грантов, выделяемых победителям конкурса из
одного вуза, не должен превышать 10 проц. от общего объема грантов в
конкурсе и 25 проц. от общего объема грантов по любому из разделов
конкурса.
В каждом конкурсе может быть предусмотрено не более четырех
размеров гранта.
На основании решения научного совета конкурса головная органи-
зация обеспечивает формирование и представление в Министерство ито-
говых документов по результатам конкурса (приложения N7,8,9) и
сводную ведомость проектов- победителей (приложение N6) для утверж-
дения начальником соответствующего управления (подразделения).
2.4.7. Министерство по итогам анализа результатов проведенных
конкурсов с учетом количества заявок, поступивших на каждый из кон-
курсов, и с учетом методики, разрабатываемой Советом по грантам,
может корректировать планируемое распределение средств между кон-
курсами, плановое назначение средств федерального бюджета на прове-
дение НИР по грантам и на сопровождение конкурсов.
В случае изменения Министерством планового суммарного объема
грантов в конкурсе научный совет конкурса осуществляет необходимую
корректировку результатов конкурса в соответствии с дополнительным
ранжированием проектов, проведенным на третьем уровне экспертизы.
2.4.8. Головная организация по проведению конкурса в месячный
срок после утверждения Министерством результатов конкурса информи-
рует каждого из соискателей грантов о результатах рассмотрения за-
явки и направляет руководителям вузов (организаций), в которых ра-
ботают победители конкурса, извещения о выделении грантов (приложе-
ние N10).
2.4.9. Научные руководители разделов и председатели экспертных
групп при необходимости обеспечивают авторам отклоненных заявок
возможность ознакомиться с мотивами отклонения и экспертными заклю-
чениями по их заявкам (без разглашения имен экспертов).
2.4.10. Материалы заявок, поданных на конкурс, хранятся в го-
ловной организации по проведению конкурса в течение года с момента
окончания срока действия грантов данного конкурса.
2.5. Организация НИР по грантам и контроль за их проведением
2.5.1. Основанием для проведения НИР по гранту в вузе (органи-
зации) является извещение головной организации по проведению кон-
курса о выделении гранта, выданное на основании утвержденной Минис-
терством сводной ведомости проектов-победителей конкурса.
Администрация вуза (организации) при выделении Министерством
грантов сотрудникам вуза (организации) обеспечивает:
контроль за целевым использованием средств, выделенных на про-
ведение НИР по грантам (при этом накладные расходы не должны превы-
шать 15% от объема гранта);
учет проводимых НИР по грантам;
плановый и бухгалтерский учет расходования средств на проведе-
ние НИР отдельно по каждому гранту.
2.5.2. Финансирование НИР по грантам осуществляется , как пра-
вило, прямым перечислением средств в вузы (организации), в которых
работают исполнители НИР по грантам.
Размер каждого выделенного по итогам конкурса гранта рассмат-
ривается как плановое назначение средств федерального бюджета и не
изменяется до конца срока выполнения НИР по гранту, за исключением
случаев досрочного прекращения финансирования гранта, предусмотрен-
ных настоящим Положением. Фактическое исполнение плановых назначе-
ний осуществляется в зависимости от фактически выделенных Минис-
терству средств федерального бюджета.
2.5.3. Проведение НИР по гранту осуществляется в соответствии
со сложившейся в вузе (организации) практикой проведения НИР, фи-
нансируемых из средств федерального бюджета.
2.5.4. Исполнитель НИР по гранту несет ответственность за ка-
чество, сроки ее проведения, целевое и рациональное использование
выделенных средств.
2.5.5. Головная организация по проведению конкурса обеспечива-
ет плановый и текущий контроль за проведением НИР по грантам.
2.5.6. Плановый контроль предусматривает:
экспертизу результатов НИР по завершении годового этапа;
заключительную экспертизу результатов выполненных по гранту
исследований.
Для проведения планового контроля исполнитель НИР по гранту
обязан представить отчетные документы (приложение N11).
О сроках, порядке проведения планового контроля и форме предс-
тавления отчетных документов головная организация конкурса извещает
руководителей вузов (организаций) и исполнителей НИР по грантам.
По завершении годовых этапов проведения НИР по грантам и по
окончании срока проведения НИР по грантам головная организация
представляет в Министерство отчетные материалы (приложение N12).
2.5.7. Непредставление исполнителем НИР по гранту необходимых
отчетных материалов в установленный срок без уважительных причин
является основанием для прекращения финансирования данной НИР и ли-
шения исполнителя права участвовать в конкурсах на соискание гран-
тов Министерства в течение двух лет.
2.5.8. Текущий контроль за ходом проведения НИР по грантам
осуществляется выборочно, на любой стадии работ. Исполнитель НИР по
гранту и администрация вуза (организации) обязаны предоставлять
экспертам, уполномоченным научным руководителем конкурса, необходи-
мые материалы и документы для проведения текущего контроля. О ре-
зультатах текущего контроля информируются исполнитель НИР и адми-
нистрация вуза (организации).
2.5.9. Результаты планового и текущего контроля оформляются
документально и служат основой для составления экспертного заключе-
ния по результатам проведения НИР по гранту. На основе экспертного
заключения научный совет конкурса может признать нецелесообразным
продолжение НИР по гранту.
2.5.10. В случае возникновения обстоятельств, делающих прове-
дение НИР по гранту в вузе невозможным или требующих замены испол-
нителя НИР по гранту, администрация вуза ставит об этом в извест-
ность научного руководителя конкурса в течение месяца со дня воз-
никновения указанных обстоятельств.
2.5.11. Решение о досрочном прекращении финансирования НИР по
гранту в случаях, предусмотренных п. 2.5.7, 2.5.9 и 2.5.10, и об
использовании высвобождающихся при этом средств, а также решение о
замене исполнителя НИР по гранту принимается Министерством по
представлению научного совета конкурса.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА НА СОИСКАНИЕ ГРАНТОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МОЛОДЫМИ УЧЕНЫМИ С УЧАСТИЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРОВ
3.1. Порядок организации конкурса
3.1.1. Основной задачей конкурса является предоставление моло-
дым ученым дополнительных возможностей для проведения научных исс-
ледований с участием зарубежных партнеров.
3.1.2. Конкурс проводится на базе вуза или организации Минис-
терства (далее - головная организация) под руководством научного
совета конкурса.
Головная организация обеспечивает необходимое организационное,
экспертное и информационное сопровождение конкурса. При необходи-
мости в головной организации создается конкурсная структура (кон-
курсный центр). К организации конкурса головная организация может
привлекать другие вузы и организации Министерства.
3.1.3. Головная организация утверждается приказом Министерс-
тва.
3.1.4. По поручению Министерства руководитель головной органи-
зации представляет в Министерство предложения по составу научного
совета конкурса и кандидатуру научного руководителя конкурса -
председателя научного совета конкурса. Число представителей одного
вуза (организации) в научном совете не должно превышать четверти
общей численности состава совета.
3.1.5. Министерство:
утверждает состав научного совета и научного руководителя кон-
курса;
определяет общий плановый объем средств на финансирование HИP
по грантам для данного конкурса;
определяет сроки проведения конкурса и срок действия грантов
для данного конкурса.
3.1.6. Головная организация обеспечивает рассылку во все вузы
(организации) Министерства информационного сообщения о конкурсе.
Информационное сообщение (приложение N13) включает условия участия
в конкурсе, сроки проведения конкурса и адрес представления заявок.
К информационному сообщению прилагаются правила оформления заявок
(приложение N14).
Информационное сообщение рассылается не позднее чем за четыре
месяца до окончания срока приема заявок, при этом период приема за-
явок должен составлять не менее одного месяца.
3.1.7. На финансирование работ по организации и проведению
конкурса (сопровождение конкурса) по решению научного совета кон-
курса может быть использовано до 20% от объема финансирования кон-
курса в целом.
3.2. Условия участия в конкурсе
3.2.1. В конкурсе могут участвовать молодые ученые, являющиеся
сотрудниками вузов (организаций) Министерства, которым в год прове-
дения конкурса исполняется не более 35 лет.
3.2.2. Соискатель гранта должен иметь официальное приглашение
от зарубежного научного центра на проведение совместной научной ра-
боты.
3.2.3. Соискатель гранта представляет на конкурс заявку,
оформленную в соответствии c требованиями, изложенными в информаци-
онном сообщении (приложение N14).
Подписывая заявку, соискатель гарантирует, что он:
согласен с условиями участия в данном конкурсе;
не претендует на конфиденциальность представленных в заявке
научных материалов;
принимает обязательство в случае нарушения им условий участия
в конкурсе нести ответственность, в том числе финансовую, в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации и международной
практикой.
Каждый соискатель гранта в рамках данного конкурса может по-
дать не более одной заявки.
Заявки, не соответствующие условиям участия в конкурсе, предс-
тавленные с нарушением правил оформления или поступившие на конкурс
после указанного в информационном сообщении срока, не рассматрива-
ются.
3.2.4. Титульный лист заявки подписывает руководитель вуза
(организации), в котором работает соискатель гранта.
Подпись руководителя означает, что администрация вуза (органи-
зации):
оповещена о намерении соискателя гранта проводить часть науч-
ных исследований с участием зарубежного партнера;
удостоверяет данные о соискателе, приведенные в заявке;
при выделении гранта сотруднику вуза (организации) окажет со-
действие в организации совместных исследований и гарантирует выпол-
нение обязательств, предусмотренных разделом 3.4 настоящего Положе-
ния.
3.3. Экспертиза заявок и принятие решений по итогам конкурса
3.3.1. Заявки на грант проходят два уровня экспертизы.
На первом (предварительном) уровне экспертизы проводится отбор
заявок для участия в конкурсе и определение экспертов по каждой за-
явке, прошедшей на второй уровень экспертизы.
Причиной отклонения заявок на первом уровне экспертизы может
являться только нарушение условий участия в конкурсе.
На втором уровне экспертизы заявка рассматривается независимо
двумя экспертами.
3.3.2. Научный совет конкурса проводит заключительное рассмот-
рение результатов экспертизы. На основании решения научного совета
конкурса головная организация обеспечивает формирование и представ-
ление в Министерство итоговых документов по результатам конкурса
(приложения N8,15) и утверждения начальником соответствующего уп-
равления (подразделения) сводной ведомости проектов-победителей
(приложение N6).
Величина гранта определяется в каждом конкретном случае с уче-
том объемов, характера, сроков исследований и других обстоятельств.
3.3.3. Головная организация в месячный срок после утверждения
Министерством результатов конкурса информирует всех соискателей
грантов о результатах рассмотрения заявки и направляет руководите-
лям вузов (организаций), в которых работают победители конкурса,
извещения о выделении грантов.
3.3.4. Материалы заявок, поданных на конкурс, хранятся в го-
ловной организации в течение года с момента окончания срока дейс-
твия грантов данного конкурса.
3.4. Организация НИР по грантам и контроль за их проведением
3.4.1. Основанием для проведения НИР по гранту в вузе (органи-
зации) является извещение головной организации о выделении гранта
(приложение N10), выданное на основании утвержденной Министерством
сводной ведомости проектов-победителей конкурса.
Администрация вуза (организации) при выделении Министерством
грантов сотрудникам вуза (организации):
обеспечивает контроль за целевым использованием выделенных
средств;
обеспечивает плановый и бухгалтерский учет расходования средс-
тв отдельно по каждому гранту.
3.4.2. По окончании научной работы, проведенной совместно с
зарубежным партнером, молодой ученый в месячный срок представляет в
головную организацию отчет о проделанной работе, в котором приво-
дятся:
полученные научные результаты;
описание условий, в которых проходила научная работа;
финансовый отчет о фактических расходах на проведение НИР по
гранту, в том числе справку об объемах финансирования со стороны
зарубежного партнера.
3.4.3. По окончании срока действия грантов головная организа-
ция представляет в Министерство отчетные материалы (приложение
N12).
-------------------------------------------------------------