----- Исходное сообщение ----- От: Elena V. Serikova Группы новостей: me.doc Кому: MINADR Отправлено: 12 ноября 1999 г. 15:39 Тема: Положение 2 к приказу N 735 ЧАСТЬ 2 Положение 2 к приказу N 735 2.4. Экспертиза проектов и принятие решений по итогам конкурса 2.4.1. Проекты, поступившие на конкурс, проходят экспертизу. Задачами экспертизы являются оценка научных достоинств заявляемой НИР, возможности проведения ее в срок, целесообразности проведения НИР за счет грантов Министерства и определение объема ее финансиро- вания. 2.4.2. В конкурсах по областям знания предусмотрены три уровня экспертизы. Результаты экспертизы на каждом уровне фиксируются со- ответствующими экспертными документами. 2.4.3. Первый уровень экспертизы заключается в предварительном рассмотрении заявок экспертными группами и решении следующих задач: выявление заявок, не удовлетворяющих условиям участия в кон- курсе, и составление мотивированных заключений по ним; назначение экспертов по каждому проекту, удовлетворяющему ус- ловиям участия в конкурсе. Члены научного совета конкурса не могут выступать в роли экс- пертов. Члены научных советов разделов и экспертных групп не могут выступать в роли экспертов по данному разделу (подразделу). Соиска- тели грантов не могут выступать в роли экспертов по разделу (под- разделу), в котором они участвуют. Специалисты вузов (организаций), в которых работают исполнитель либо соисполнители заявляемой НИР, не могут выступать в качестве экспертов по данной заявке. Причиной отклонения заявок на первом уровне экспертизы может являться только нарушение условий участия в конкурсе. Результаты первого уровня экспертизы утверждаются председате- лем экспертной группы по соответствующему разделу или подразделу конкурса. По результатам первого уровня экспертизы научный совет конкур- са (раздела) может корректировать плановое число грантов по каждому разделу (подразделу) конкурса. 2.4.4. На втором уровне экспертизы проект рассматривается не- зависимо двумя экспертами. Результат рассмотрения фиксируется каж- дым экспертом путем заполнения эксперт-анкеты проекта. На основании экспертанкет рассчитывается рейтинг проекта. При значительно отличающихся оценках двух экспертов экспертная группа вправе назначить дополнительную экспертизу данного проекта. Форма эксперт-анкеты и методика расчета рейтинга определяются научным советом конкурса. Типовая форма эксперт-анкеты приведена в приложении N4. 2.4.5. На третьем уровне экспертизы экспертные группы проводят рассмотрение результатов второго уровня экспертизы и определяют рейтинг, позволяющий стать победителем конкурса (проходной рей- тинг). Для обеспечения возможной корректировки суммарного объема грантов по разделу (подразделу) с целью выполнения ограничительных условий конкурса, изложенных в п.2.4.6, или в случае, предусмотрен- ном п. 2.4.7 настоящего Положения, экспертные группы проводят до- полнительное уточняющее ранжирование проектов с рейтингом, близким к проходному. Суммарный объем финансирования проектов, подлежащих дополнительному ранжированию, должен обеспечивать корректировку суммарного планового объема грантов по разделу (подразделу) в пре- делах 10 проц. как в большую, так и в меньшую сторону. При прочих равных условиях предпочтение отдается проекту, результаты которого могут иметь существенное значение для совершенствования учебного процесса или для развития социально-географической инфраструктуры научных исследований в высшей школе. Результатом экспертизы третьего уровня является экспертное заключение по разделу конкурса (приложение N5) с рекомендуемым пла- новым объемом финансирования каждого проекта-победителя конкурса, утвержденное научным советом раздела. 2.4.6. Решение о результатах конкурса в целом принимается на- учным советом конкурса на основе экспертных заключений по разделам и утверждается научным руководителем конкурса. Суммарный объем грантов, выделяемых победителям конкурса из одного вуза, не должен превышать 10 проц. от общего объема грантов в конкурсе и 25 проц. от общего объема грантов по любому из разделов конкурса. В каждом конкурсе может быть предусмотрено не более четырех размеров гранта. На основании решения научного совета конкурса головная органи- зация обеспечивает формирование и представление в Министерство ито- говых документов по результатам конкурса (приложения N7,8,9) и сводную ведомость проектов- победителей (приложение N6) для утверж- дения начальником соответствующего управления (подразделения). 2.4.7. Министерство по итогам анализа результатов проведенных конкурсов с учетом количества заявок, поступивших на каждый из кон- курсов, и с учетом методики, разрабатываемой Советом по грантам, может корректировать планируемое распределение средств между кон- курсами, плановое назначение средств федерального бюджета на прове- дение НИР по грантам и на сопровождение конкурсов. В случае изменения Министерством планового суммарного объема грантов в конкурсе научный совет конкурса осуществляет необходимую корректировку результатов конкурса в соответствии с дополнительным ранжированием проектов, проведенным на третьем уровне экспертизы. 2.4.8. Головная организация по проведению конкурса в месячный срок после утверждения Министерством результатов конкурса информи- рует каждого из соискателей грантов о результатах рассмотрения за- явки и направляет руководителям вузов (организаций), в которых ра- ботают победители конкурса, извещения о выделении грантов (приложе- ние N10). 2.4.9. Научные руководители разделов и председатели экспертных групп при необходимости обеспечивают авторам отклоненных заявок возможность ознакомиться с мотивами отклонения и экспертными заклю- чениями по их заявкам (без разглашения имен экспертов). 2.4.10. Материалы заявок, поданных на конкурс, хранятся в го- ловной организации по проведению конкурса в течение года с момента окончания срока действия грантов данного конкурса. 2.5. Организация НИР по грантам и контроль за их проведением 2.5.1. Основанием для проведения НИР по гранту в вузе (органи- зации) является извещение головной организации по проведению кон- курса о выделении гранта, выданное на основании утвержденной Минис- терством сводной ведомости проектов-победителей конкурса. Администрация вуза (организации) при выделении Министерством грантов сотрудникам вуза (организации) обеспечивает: контроль за целевым использованием средств, выделенных на про- ведение НИР по грантам (при этом накладные расходы не должны превы- шать 15% от объема гранта); учет проводимых НИР по грантам; плановый и бухгалтерский учет расходования средств на проведе- ние НИР отдельно по каждому гранту. 2.5.2. Финансирование НИР по грантам осуществляется , как пра- вило, прямым перечислением средств в вузы (организации), в которых работают исполнители НИР по грантам. Размер каждого выделенного по итогам конкурса гранта рассмат- ривается как плановое назначение средств федерального бюджета и не изменяется до конца срока выполнения НИР по гранту, за исключением случаев досрочного прекращения финансирования гранта, предусмотрен- ных настоящим Положением. Фактическое исполнение плановых назначе- ний осуществляется в зависимости от фактически выделенных Минис- терству средств федерального бюджета. 2.5.3. Проведение НИР по гранту осуществляется в соответствии со сложившейся в вузе (организации) практикой проведения НИР, фи- нансируемых из средств федерального бюджета. 2.5.4. Исполнитель НИР по гранту несет ответственность за ка- чество, сроки ее проведения, целевое и рациональное использование выделенных средств. 2.5.5. Головная организация по проведению конкурса обеспечива- ет плановый и текущий контроль за проведением НИР по грантам. 2.5.6. Плановый контроль предусматривает: экспертизу результатов НИР по завершении годового этапа; заключительную экспертизу результатов выполненных по гранту исследований. Для проведения планового контроля исполнитель НИР по гранту обязан представить отчетные документы (приложение N11). О сроках, порядке проведения планового контроля и форме предс- тавления отчетных документов головная организация конкурса извещает руководителей вузов (организаций) и исполнителей НИР по грантам. По завершении годовых этапов проведения НИР по грантам и по окончании срока проведения НИР по грантам головная организация представляет в Министерство отчетные материалы (приложение N12). 2.5.7. Непредставление исполнителем НИР по гранту необходимых отчетных материалов в установленный срок без уважительных причин является основанием для прекращения финансирования данной НИР и ли- шения исполнителя права участвовать в конкурсах на соискание гран- тов Министерства в течение двух лет. 2.5.8. Текущий контроль за ходом проведения НИР по грантам осуществляется выборочно, на любой стадии работ. Исполнитель НИР по гранту и администрация вуза (организации) обязаны предоставлять экспертам, уполномоченным научным руководителем конкурса, необходи- мые материалы и документы для проведения текущего контроля. О ре- зультатах текущего контроля информируются исполнитель НИР и адми- нистрация вуза (организации). 2.5.9. Результаты планового и текущего контроля оформляются документально и служат основой для составления экспертного заключе- ния по результатам проведения НИР по гранту. На основе экспертного заключения научный совет конкурса может признать нецелесообразным продолжение НИР по гранту. 2.5.10. В случае возникновения обстоятельств, делающих прове- дение НИР по гранту в вузе невозможным или требующих замены испол- нителя НИР по гранту, администрация вуза ставит об этом в извест- ность научного руководителя конкурса в течение месяца со дня воз- никновения указанных обстоятельств. 2.5.11. Решение о досрочном прекращении финансирования НИР по гранту в случаях, предусмотренных п. 2.5.7, 2.5.9 и 2.5.10, и об использовании высвобождающихся при этом средств, а также решение о замене исполнителя НИР по гранту принимается Министерством по представлению научного совета конкурса. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА НА СОИСКАНИЕ ГРАНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЫМИ УЧЕНЫМИ С УЧАСТИЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРОВ 3.1. Порядок организации конкурса 3.1.1. Основной задачей конкурса является предоставление моло- дым ученым дополнительных возможностей для проведения научных исс- ледований с участием зарубежных партнеров. 3.1.2. Конкурс проводится на базе вуза или организации Минис- терства (далее - головная организация) под руководством научного совета конкурса. Головная организация обеспечивает необходимое организационное, экспертное и информационное сопровождение конкурса. При необходи- мости в головной организации создается конкурсная структура (кон- курсный центр). К организации конкурса головная организация может привлекать другие вузы и организации Министерства. 3.1.3. Головная организация утверждается приказом Министерс- тва. 3.1.4. По поручению Министерства руководитель головной органи- зации представляет в Министерство предложения по составу научного совета конкурса и кандидатуру научного руководителя конкурса - председателя научного совета конкурса. Число представителей одного вуза (организации) в научном совете не должно превышать четверти общей численности состава совета. 3.1.5. Министерство: утверждает состав научного совета и научного руководителя кон- курса; определяет общий плановый объем средств на финансирование HИP по грантам для данного конкурса; определяет сроки проведения конкурса и срок действия грантов для данного конкурса. 3.1.6. Головная организация обеспечивает рассылку во все вузы (организации) Министерства информационного сообщения о конкурсе. Информационное сообщение (приложение N13) включает условия участия в конкурсе, сроки проведения конкурса и адрес представления заявок. К информационному сообщению прилагаются правила оформления заявок (приложение N14). Информационное сообщение рассылается не позднее чем за четыре месяца до окончания срока приема заявок, при этом период приема за- явок должен составлять не менее одного месяца. 3.1.7. На финансирование работ по организации и проведению конкурса (сопровождение конкурса) по решению научного совета кон- курса может быть использовано до 20% от объема финансирования кон- курса в целом. 3.2. Условия участия в конкурсе 3.2.1. В конкурсе могут участвовать молодые ученые, являющиеся сотрудниками вузов (организаций) Министерства, которым в год прове- дения конкурса исполняется не более 35 лет. 3.2.2. Соискатель гранта должен иметь официальное приглашение от зарубежного научного центра на проведение совместной научной ра- боты. 3.2.3. Соискатель гранта представляет на конкурс заявку, оформленную в соответствии c требованиями, изложенными в информаци- онном сообщении (приложение N14). Подписывая заявку, соискатель гарантирует, что он: согласен с условиями участия в данном конкурсе; не претендует на конфиденциальность представленных в заявке научных материалов; принимает обязательство в случае нарушения им условий участия в конкурсе нести ответственность, в том числе финансовую, в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации и международной практикой. Каждый соискатель гранта в рамках данного конкурса может по- дать не более одной заявки. Заявки, не соответствующие условиям участия в конкурсе, предс- тавленные с нарушением правил оформления или поступившие на конкурс после указанного в информационном сообщении срока, не рассматрива- ются. 3.2.4. Титульный лист заявки подписывает руководитель вуза (организации), в котором работает соискатель гранта. Подпись руководителя означает, что администрация вуза (органи- зации): оповещена о намерении соискателя гранта проводить часть науч- ных исследований с участием зарубежного партнера; удостоверяет данные о соискателе, приведенные в заявке; при выделении гранта сотруднику вуза (организации) окажет со- действие в организации совместных исследований и гарантирует выпол- нение обязательств, предусмотренных разделом 3.4 настоящего Положе- ния. 3.3. Экспертиза заявок и принятие решений по итогам конкурса 3.3.1. Заявки на грант проходят два уровня экспертизы. На первом (предварительном) уровне экспертизы проводится отбор заявок для участия в конкурсе и определение экспертов по каждой за- явке, прошедшей на второй уровень экспертизы. Причиной отклонения заявок на первом уровне экспертизы может являться только нарушение условий участия в конкурсе. На втором уровне экспертизы заявка рассматривается независимо двумя экспертами. 3.3.2. Научный совет конкурса проводит заключительное рассмот- рение результатов экспертизы. На основании решения научного совета конкурса головная организация обеспечивает формирование и представ- ление в Министерство итоговых документов по результатам конкурса (приложения N8,15) и утверждения начальником соответствующего уп- равления (подразделения) сводной ведомости проектов-победителей (приложение N6). Величина гранта определяется в каждом конкретном случае с уче- том объемов, характера, сроков исследований и других обстоятельств. 3.3.3. Головная организация в месячный срок после утверждения Министерством результатов конкурса информирует всех соискателей грантов о результатах рассмотрения заявки и направляет руководите- лям вузов (организаций), в которых работают победители конкурса, извещения о выделении грантов. 3.3.4. Материалы заявок, поданных на конкурс, хранятся в го- ловной организации в течение года с момента окончания срока дейс- твия грантов данного конкурса. 3.4. Организация НИР по грантам и контроль за их проведением 3.4.1. Основанием для проведения НИР по гранту в вузе (органи- зации) является извещение головной организации о выделении гранта (приложение N10), выданное на основании утвержденной Министерством сводной ведомости проектов-победителей конкурса. Администрация вуза (организации) при выделении Министерством грантов сотрудникам вуза (организации): обеспечивает контроль за целевым использованием выделенных средств; обеспечивает плановый и бухгалтерский учет расходования средс- тв отдельно по каждому гранту. 3.4.2. По окончании научной работы, проведенной совместно с зарубежным партнером, молодой ученый в месячный срок представляет в головную организацию отчет о проделанной работе, в котором приво- дятся: полученные научные результаты; описание условий, в которых проходила научная работа; финансовый отчет о фактических расходах на проведение НИР по гранту, в том числе справку об объемах финансирования со стороны зарубежного партнера. 3.4.3. По окончании срока действия грантов головная организа- ция представляет в Министерство отчетные материалы (приложение N12). -------------------------------------------------------------