История компьютеризации и информатизации общих средних учебных заведений (далее для простоты - школ).

Появляются новые преподаватели и администраторы образования, которые "изобретают велосипед". Для того, чтобы им не терять время и средства и т.к. см. эпиграф, предлагаю справочный материал в историческом контексте.

Не претендуя на абсолютную точность, отметим теденции крупными мазками (ср. с [ПИ, 1,98 c. 67-84]):

Каждый этап сдержит 4 стадии: НИР, эксперимент и разработка учебно-методического обеспечения, подготовка и переподготовка кадров, развертывание и поддержание технологической и информационной среды. Блестящую характеристику зарубежного пути дал Алан Кей, А.Борка [ИНФО 5, 90]. ИТ - катализатор изменений средств и способов деятельности, пересмотра методов и орг. форм обучения.

Напомним вехи, пройденные нашей страной:

1960 г. - первый выпуск школьников с квалификацией "программист" в ш. 444 г. Москвы [ИНФО 2, 95, с. 10].

1985 г.г. - подготовка учителей и введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения по учебнику А.П.Ершова (1+2 часа в неделю в двух старших классах).

1986 г.г. - выход периодического методического журнала "Информатика и образование" (ИНФО), индекс Роспечати - 70423, т. (095) 208-30-78.

1987 г.г. - массовый выпуск отечественных ПК "Электроника": ДВК, БК, УКНЦ, а также АГАТ, Корвет и др. с возможностью программирования на Бейсике и отечественных интерпретаторах: Е-практикум (А.Г.Кушниренко), Рапира (Звенигородский Г.А.) и др.; сеть опорных ПТУ для создания компьютерных программ по профессиям с головным НМЦ ИРПО.

1988 г.г. - конкурс учебников по ОИВТ с компьютерной поддержкой инструментов информационных технологий (текстовый и графический редакторы (ТР и ГТ), электронные таблицы (ЭТ) и системы управления базами данных (СУБД)), а также обучающих и тестирующих программ, тренажеров по некоторым темам курса ИВТ, и программ - оболочек для их создания; первый Совет по защите кандидатских диссертаций по теории и методике преподавания информатики (сейчас уже работают докторские Советы по специальностям 13.00.01 и 13.00.02 в МПГУ, МГОПУ и РАО (Москва), РГПУ (Санкт-Петербург).

1989 г.г. - создание Всесоюзной ассоциации учителей информатики, преобразованной в 1992 г. в Российскую ассоциацию учителей и преподавателей информатики (АУПИнфо).

1990 г.г. - старт "Пилотного проекта" с фирмой IBM для школ (КУДИЦ, т. (095) 208-78-62) и детей-инвалидов (ИНВАЛТЕХ).

1991 г.г. - конкурс вузовского программного обеспечения учебного назначения (ПО УН) в Рос НИИ ИС (т. (095) 284-44-13, Web-сервер: www.riis.ru) [1, 1-2, 98, с. 179-183].

1992 г.г. - дифференциация форм УО и содержания дисциплин; Министерский сборник тематических программ по курсу ИВТ; ИНТО - проводник линии Macintosh (т. (095) 915-69-63).

1993 г.г. - базисный учебный план с тремя часовыми компонентами (федеральная, региональная, школьная) и вхождение информатики в образовательную область (ОО) "Математика. Информатика" (федеральный минимум 2 часа в неделю в 7-м классе); регистрация и сертификация ПО УН в РОСФОКОМП (т. (095) 924-61-97) при ИНИНФО (ж. Компьютерные учебные программы (индекс Роспечати 72259) и [1, 1-2, 98, с. 184-190]); сеть ТВ информ-образование [1, 1-2, 98, с. 178-190] ИНИНФО, ф. (095) 928-77-14, е-m: master@ infedu . msk . su.

1994 г.г. - журнал "Педагогическая информатика" (индекс Роспечати 72258) ИНИНФО (см.выше); новое приложение "Первое сентября" - газета "Информатика", индекс Роспечати - 32291 (т. (095) 249-48-96, Web-сервер: www.glasnet.ru).

1995 г.г. - конкурс проектов стандарта по общеобразовательной информатике [ИНФО 2, 95 и 7,97, с. 9-11]); стандарт ВШ "Термины и определения" ОСТ 01.002-95 [1, 4, 96, 9]; нормативные акты в 4-х приложениях (квалификационные требования, компоненты содержания, техническое, программное и методическое обеспечение КУВТ) коллегии Минобразования России от 22.02.95 ╧ 4/1 [ИНФО 4, 95] и [3, с. 162]); экспертиза универсального компьютерного обеспечения (ИИО РАО, т. (095) 246-00-50).

1996 г.г. - принятие региональных стандартов школьной ИВТ и интеграция региональных программ информатизации всех звеньев образования с участием областных центров ИТ (ОЦИТ) образования (Пермь [ИНФО 2-5, 94] - Красноярск [ИНФО 5, 97] - Москва [ИНФО 1, 98]); II-й Международный конгресс Юнеско "Образование и информатика" с технологическим и телекоммуникационным уклоном в образовательных программах [спецвыпуск ИНФО 96]; новые санитарно-гигиенические нормы и правила работы за видеодисплейным терминалом (СанПин-96) [7 и г.Информатика,1,97].

1997 г.г. - интеграция ИТ в образовательный процесс (Приказ ╧ 305 Московского комитета образования об оплате предметнику и информатику за бинарный урок в компьютерном классе [ИНФО 1, 98]) даже при федеральном секвестре часов на факультативы и кружки; список федеральных учебников по информатике (см. таблицу ниже); Web-сервер Минобразования России в ЦИ "Информика" www.informika.ru (описание содержания см. III.4 ниже и [1, 1-2, 98 с. 70-73]).

1998 г.г. - новый базисный план с контекстным включением информатики в раздел "Информационные технологии" в ОО "Технология"; Письмо М.Р.Леонтьевой с рекомендацией по включению информатики в учебный план 6-8 класса с часамииз вариативной части; Министерский сборник 16-ти тематических программ (10-для 10-11 класса, 6-для младшего и среднего звена) по школьной информатике [4а].

Статистика компьютеризации школ неутешительная: в среднем по России только около 70% полных и 40% всех средних школ имеют компьютерный класс, причем компьютерный парк лишь на 25% IBM-совместим и 1% Macintosh, при этом мало измений к лучшему в дотационных регионах России по сравнению с 1995 г. [ИНФО 3, 97, с.75-79]. Несмотря на экономические трудности российские юноши побеждают на международных олимпиадах по информатике, в стране появляются оригинальные программные разработки и наблюдается рост массового использования компьютеров и телекоммуникационных сетей дома и на рабочих местах различных специалистов (от домоуправления до офиса фирмы, от ЦУПа до ГАС "Выборы").

Ниже предлагается полезная информация по стандартам (II) и использованию информационных технологий в образовании (III).