I. Квалификационные требования и критерии оценки профессиональных достижений претендента.
Основные критерии оценки уровня предметной квалификации [d]:
1.1. Обязательные знания и умения учителей информатики:
- знание принципов функционирования основных устройств компьютера;
- умения и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе;
- знание языков программирования;
- знание операционной системы;
- знание программ по информатике и различных учебников;
- умение выбрать (подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники (ВТ);
- умение разработать собственную программу преподавания информатики.
С 7 по 11 разряды присваиваются в соответствии с педагогическим стажем. При этом (но не при выходе на пенсию по выслуге лет) в стаж педагогической работы включается время работы по специальности, соответствующей информатике, ВТ и программированию согласно подпункту "е" п.5 приложения 6 к Приказу ╧ 400 от 08.06.90 Гособразования СССР по инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР ╧ 95 от 16.05.85.
1.2. Дополнительные требования к 3-м высшим категориям для учителей информатики, выполнение которых оценивается экспертами аттестационной комиссии (специалистами из ИПК или учебно-методических кабинетов [d]):
- II категория (12 разряд): учителя должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, пройти курс базовой подготовки, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения; их стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее года.
- I категория (13 разряд): учителя должны отвечать требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а их собственная оригинальная методика должна быть рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; их стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2-х лет.
- Высшая категория (14 разряд): учителя должны отвечать требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационным категориям, они должны иметь собственные методические разработки (пособия, программы и т.п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно-методических педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4-х лет.При наличии ученой степени или звания оплата учителю производится по 15 разряду.
- Методисты могут занимать 9 -14 разряды.
- Преподаватели ВУЗов могут занимать: 14 разряд при наличии ученого звания "доцент" или научной степени "кандидат наук", 15 разряд - при наличии обоих, 16 разряд - при наличии ученого звания "профессор" или научной степени "доктор наук", 17 разряд при наличии обоих.
- Квалификационные требования работников центров информатизации образования даны в [ИНФО, 4, 95, приложение 1]. Необходим не только методист-программист, но и методист по информационным системам. Разряд руководителя определяется статусом учреждения и контингентом (высший - 18 разряд у ректора ВУЗа). О заместителях руководителя учреждения и инженера по информационным технологиям (ИТ)-см. п. 1.5 ниже.
Однако каждая занимаемая должность аттестуется отдельно.
Нужно учесть, что расширение обязанностей учителя информатики (п. 1.3 - 1.5 ниже), как и вредность работы за дисплеями ЭВМ (см. п.1.164 "Работа за дисплеями ЭВМ" приложения 2 к Приказу ╧ 579 от 20.08.90 Гособразования СССР "Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР" и письмо ╧ 1051/13 от 26.10.90 МО РФ из расчета: доля рабочего времени за дисплеем х оклад (ставка) х 12 %) оплачивается дополнительно - см. г. "Информатика" ╧ 1(2) за 1995 год.
1.3. Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной техники (не менее 10 % ставки), к которым относятся (ср. с п.1.5):
- ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе во время занятий; (из-за не подписания договора о материальной ответственности не могут уволить, материальную ответственность несет зам. директора по ПР, ТСО или АХД);
- журнал вводного (в начале обучения) и периодического (в начале четверти) инструктажа, журнал работы на каждом ПК с указанием фамилии, имени, времени начала и окончания работы;
- осуществление профилактического обслуживания компьютеров (обработка пылесосом и протирка контактов спиртом 2 раза в год, расчет норм расхода этилового спирта: монитор -75 г, клавиатура - 100 г, остальное - 500 г - на основании сборника норм и нормативов ╧ 4-03-001 аналогично комплекту эксплуатационных документов ЩЦМ3.852024ЭД для ДВК-2 КУВТ-86) и проверка технического состояния путем тестирования;
- регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств;
- - устранение простейших неисправностей оборудования путем перестановки и перекоммутации отдельных блоков;
- - осуществление контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило договор о техническом обслуживании (с фиксацией в журнале);
- - выявление потребности учреждений образования в программных и методических средствах;
- - изучение, систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, введение базы данных по программному обеспечению (ПО);
- - организация работы с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование, тиражирование);
- - ознакомление педагогического коллектива с программными и методическими материалами;
- - планирование и организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса (по [ИНФО 4, 95, приложение 3-4] перспективный и годовой план утверждается руководителем учреждения с учетом срока списания КВТ - 5 лет, прибретением новой ВТ не ниже IBM 386 с цветными мониторами и винчестером для ученика (от 5 до 30 штук) и не ниже IBM 486 со звуковой картой, колонками и CD-ROM -дисководом, модемом(протокол >V32 bis, скорость до 14400 бод), ежегодным расходом > 50 дискет, > 5 лент для принтера, > 1200 листов бумаги для принтера);
- планирование загрузки дисплейного класса;
- осуществление контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно-гигиенических норм в дисплейном классе.
1.4. В учреждениях, где объем работы по эксплуатационному и информационному обслуживанию значительно превышает обязанности п. 1.3, могут быть введеныв зависимости от числа компьютерных классов, количества занимающихся в них, уровнем подготовки обучаемых и т.п. должности лаборанта (4-5-й разряды), техника (4-8-й, а при работе с электронным оборудованием 7-8-й разряды) или инженера (6-11-й разряды, с высшим техническим образованием: стаж не менее 3-х лет - 7-8 разряды = II категория, стаж не менее 3-х лет по II категории - 8-9 разряды = I категория, стаж не менее 2- 3-х лет по I категории-10-11разряды=ведущий инженер)-постановление Министерства труда РФ ╧ 66 от 31.12.92. При наличии вакансий и возложении этих обязанностей на учителя информатики последнему может устанавливаться доплата в порядке и на условиях совмещения должностей по разряду, соответствующему их образованию и стажу. Обязанности уточнены в [ИНФО 4, 95, приложение 4]. В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению новых информационных технологий (это может быть нововведенная должность - заместитель по ИТ, как в продвинутых учебных заведениях [12], при этом оклад заместителя - на 15 % меньше директорского, а проведение учебных занятий оплачивается дополнительно по часам соответственно разряду учителя), к которым относятся:
- планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;
- организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;
- оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно - методических материалов с использованием инструментальных программных средств;
- организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов и т. п.;
- планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и делопроизводстве;
- обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;
- планирование закупки нового оборудования и программно методических комплексов (для медиатеки в том числе).