Возможности представления претендентом своего опыта.

Значительное время и усилия претендента уходят на сбор и оформление своего опыта, но поскольку нет единых требований к форме, виду и объему методических разработок, то часть из представленного не получает ожидаемой оценки, а кое-что остается не предъявленным. Во избежание этого разработана структура документов для экспертного заключения, в соответствии с которой претендент вырабатывает алгоритм оформления материалов, сбора справок и рецензий на них. Перечислим основные позиции, характеризующие профессиональные достижения:

1. Кадровые параметры (название-год):

2. Преподаваемый предмет и использование ИТ в образовательном процессе (ОП):

3. Методическая квалификация:

4. Результативность преподавания за последние 3 года:

5. Педагогические качества:

6. Коммуникативные показатели:

7. Рекомендации педагогу и администрации.

  1. Возможности ИТК: интерактивность, мультимедийность (ММ), большой объем и гипертекстовость материала, телекоммуникации. Преимущества использования ИТ в образовательном процессе (ОП): повышается качество за счет усиления мотивационно-ориентировочного, операционального, контрольно-оценочного аспекты обучения, объемности, неуниформности, разномодальности познания ? - см. диссертации, периодику, сб. конференций. Для начала - ст. Александрова Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения. - ж. ИНФО ╧ 5 за 1994 г., с.7-19.
  2. Использование компьютеров в школе: 65%-информатика только в старших классах (профориентация с умениями (по убыванию: компьютер, информационные технологии, алгоритмизация, анализ информации и формализация задач); 50%-не только на информатике, но и в других предметах (по убыванию: тесты, тренажеры, обучение, игры, оформление рефератов, моделирование, справочные системы, телекоммуникации, комплексно - в образовательных проектах); 70%-автоматизация административной деятельности (по убыванию: ИТ в канцелярии и бухгалтерии, для контроля и расписания, управление с БД учащихся); растет использование ИТК для методической самоподготовки и повышения квалификации.
  3. Примеры (см. материалы конференций): углубленное изучение в лицеях ЛИТ и 1511, широкое использование в 1126 г. Москвы, гимназии 15 г. Химки, медиатека в 1512 г. Москвы,. административное - Белохолуницкая ш. Кировской области ? - см. сб. конференций (список мероприятий ниже).

    ТК проекты: ш.2 и летняя в 470, Жак Ив Кусто [0, 1, 98, с.5] (Спб), ОРТ, 57 [0, 1, 98, с.32], английская гимназия, 65, шк "Познание" (г.Москва), школы Новосибирска, Воронежа, Самары, Ярославля, Переславля Залесского, Троицка и др.. Российские и международные конференции для учащихся: научная - Intel, досуговая - ВВЦ (см. список мероприятий ниже).

  4. Министерские НИР ведутся в форме межвузовских НТП. Сведения о НТП по ИТ в науке и образованию см. в [1, 1-2, 98 с.74-79], по геоинформационным системам (ГИС) см. в [5, с.137-142]. НТП "Информационные сети высшей школы" совершенствует университетскую сеть RunNet [1,1-2,98 с.110-118] (директор ВузТелекомЦентрa Васильев В.Н., тел. (812) 233-89-29, e-mail: xse@run.net); образовательная подсеть RELARN сети RELСОМ - зам. директора РосНИИ РОС Лесников А.Д., тел. (095) 192-91-79). Обе сети входят в состав создаваемой в рамках межведомственной программы "Национальная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" сети Rbnet. Пока скорость спутниковых TCP/IP протокольных каналов 64 Кбит/с, но развивается АТМ-технология, позволяющая в десятки раз увеличить скорость обмена информацией.
  5. Сервер Минобразования России [1, 1-2, 98 с.68-79], (который по Приказу ╧4 от 5.1.97 наряду с ТВ-информ рассылает нормативную документацию, приказы и инструктивные письма по электронной почте в подведомственные учреждения Министерства, e-mail: ksk@informika.ru) и Web-сервер (http://www.informika.ru). Каналы организованы на базе оптоволокна (10 Мбит/с). Последний внесен в списки основных информационных поисковых систем (USIA, Lycos, Yahoo). На нем поддерживается разделы: Министерство (структура Центрального аппарата, телефонный справочник, БД нормативных и распорядительных документов с 1996 г. (1996 и 1997 г.г. - открыты), федеральные, целевые и МНТП, концепции реформы; Президентская программа "Дети России"; домашние страницы научных организаций Министерства, справочник УО, в том числе, государственных и негосударственных учреждений дополнительного образования, их электронные адреса; образовательные стандарты по предметам общего и специальностям высшего образования, федеральный комплект учебников и учебных пособий, а в разделе "Школьные странички" - даже тексты новых учебников и задачников); Центр информатизации (структура, функции, направления по программам, курируемым отделом информатизации, НЭС, концепция ИО, ГИС по ЦНИТ, домены РосНИИРОС edu.ru и ФАПСИ ed.gov.ru); фонды, гранты, конкурсы (наиболее известные: часть "4-ой рамочной программы ЕС" НИОКР Esprit - www.cordis.lu/src/wp.htm; Совет по международным исследованиям и обменам "Айрекс" - www.useic.ru, т. (095) 956-3262); для женщин-преподавателей Междисциплинарный центр СПбГУ выбрал из ТИПС "Фонды" краткие сведения и выставил их на Web-сервер: care.nw.ru/women/; конкурсы института "Открытое общество" по учебным программам гуманитарного цикла, конференциям-выставкам и дополнительному образованию школьников, директор конкурса Соросовских учителей, аспирантов и профессоров - Борисов В.В., т. (095) 925-52-78; Евразия - А. Вакуленко, т. (095) 956-12-39, Web-сервер: rc.msu.ru/eurasia.htm/; директор - представитель CAF-UK "Фандрайзинг для образования" Алексеева О.П. - т. (095) 298-56-94), Национальный фонд подготовки кадров, т.(095) 246-18-84); газеты и журналы (Министерские: Вузовский вестник, Поиск, ВО в России, Курьер образования, Международное сотрудничество, Университетская книга, Проблемы информатизации ВШ [1], Образование в документах; а также бюллетень ВАК и периодика по ИТ: ИТ, Компьюлог...); ИТ; новости сервера; путеводитель по Интернет; конференции, выставки; книгоиздание (учебники; книги по ИТ; более 700 текстов классики на английском языке); поисковые системы; FTP-сервер ftp/informika.ru (более 1000 аннотированного свободно распространяемого ПО для науки и образования).
  6. Министерство координирует свои работы в области информатизации образования на местах и будет осуществлять реализацию концепции информатизации образования регионов с помощью широкой сети региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий (см. ж. Международное сотрудничество, ╧4, 1997). Конкурсный отбор прошли 21 РЦИ и 69 ЦНИТ на базе классических или технических университетов [1, 68-79] , их курирует Центр информатизации Минобразования - зам. директора Ижванов Ю.Л., тел. (095) 932-20-90, e-mail: yli@informika.ru).
  7. Разнообразно наполнение образовательного информационного пространства. Созданы корпоративные образовательные сети в десятках передовых ВУЗов, ведется компьютеризация библиотек. Систематически работает банк педагогических данных (Пермская область), разрабатывается концепция федерального БПИ (Воронежсий ПУ), постоянно работают на Россию педагогические сервера РГПУ (Санкт-Петербург, e-mail: edu@emissia.spb.su и Web-сервер: www.emissia.spb.su.), Барнаульского ПУ (e-mail: ksd@bgtu.secna.ru) и др. В прошлом году прошли телекоммуникационные олимпиады (Переяславль-Залесский, Ярославль и др.), конференции (Воронежский ПУ и др.), выпущены электронные версии журналов (Педагогическая информатика, с 1997, 3 и др.), идет электронная презентация научных отчетов в области педагогики и книжный киоск в Internet (Барнаульский ПУ). Интернет сервера содержат более 100 ВУЗов, на сервере Минобразования России отражены даже страницы некоторых школ и учреждений дополнительного образования. Многие фирмы бесплатно для УО передают свое ПО. Диалог-наука передала свои антивирусные программы: DRWEB, Adinf, Aidstest (e-m: asd@dials.ru, т. (095) 938-28-55). Фирма Интеллектуальные технологии - электронный архив Ефрат c OCR (e-m: root@cogtech.msk.su, т. (095) 135-55-10). Фирма ADOBE передает пакеты для обработки изображений. Преподаватели информатики бесплатно для учреждений образования могут скачать с сервера www.paragraph.com предыдущую версию 3-х мерного Интернет браузера Cosmo Spase для сетевого интерактивного виртуального мира Cosmo Home Spase Designer и посетить занятия в Детском компьютерном клубе по вторникам с 17-00 по адресу: Рождественский бульвар, 21, корп.2, т.928-36-88); администратор Московской городской детской компьютерной сети Говор К. (т. 332-40-00, Web-сервер: www.mtic.ru) . Заочная школа программистов - к.с.7 списка WWW.
  8. Создается единая система дистанционного обучения (ЕС ДО). В развитие Постановления Правительства РФ ╧498 от 23.5.95 п.7 по приказу Минобразования России ╧2086 от 3.8.98 головным по формированию ЕС ДО назначен МЦДО при МЭСИ - проректор Солдаткин В.И., и координационный совет под председательством зам. Министра Суворинова А.В. Ассоциация международного образования проводит телеконференцию и курсы (Скуратов А. К. Web-сервер: aie.riis.ru). Евразийская ассоциация ЕАДО при МЭСИ выпускает журнал и проводит конференции (президент ЕАДО при МЭСИ Колосов Д.Э. - т. (095) 442-84-33, e-mail: eado@dist-edu.ru). Второй год будет продолжаться ежемесячный очный семинар Центра "Истина" (научный руководитель Центра "Истина" Ракитов А.И. -т. (095) 236-97-59, e-m: istina@glasnet.ru) по ДО (3-й Вторник в 15-00 в к.238 здания Минобразования на Люсиновской улице, д. 51) с его электронным отражением на сервере www.istina.ru и Минобразования). ГИНФО набирает студентов в разные московские вузы на дистанционное обчение (т. (095) 277-23-15, e-m: Ошибка! Закладка не определена.. Всемирный распределенный университет при МАИ открывает магистратуру по Computer Science (Вице-президент - Каймин В.А., т. (095) 203-90-47, e-m: interacad@ glas. apc . org). В Росучприборе создается лаборатория удаленного доступа [1, 1-2,98 с. 125-128].
  9. Созданы электронные базы данных по ВУЗам - нач.отд. Минобразования Быстров И. Е., т.(095) 237-45-84, e-m: root@guvuz.rkcnit.msk.su. Восстанавливается ГИВЦ для сбора статистики на базе МГАПИ. По приказу Минобразования России ╧ 481 от 16.12.96 создана ЦИАНом (зам. директора ЦИАН Вержбицкий В.В. - т. (095) 137-57-00, e-m: vvv@mvs.isrir.msk.su) электронная БД (www3.unicor.ac.ru) по аппаратному и программному обеспечению ВУЗов. Рекомендации по организации информационной деятельности в ВУЗе [2, 344], развиваются внутривузовские корпоративные сети в т.ч, для управление качеством образования [1, 1-2, 98 с.135-150].
  10. Ведется подготовка и переподготовка руководящих кадров и специалистов по информатизации образования (в том числе, на базе ГКЦ (т. (095) 127-26-53, 126-97-66 доб. 108, е-mail: post @ ns.rui.ru www.rui.ru) и ГАИ (т. (095) 112-73-34, e-m:alla@technopark.ru) [1, 1-2, 98 с.96-104].
  11. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании разрабатывает 6 проектов информатизации образования на 1998 г., дир. - Кинелев В.Г., зам. - Меськов В.С. (т. (095) 125-59-93 / 263, e-m: mvs @ iite . ru); ИПИ РАН: социальная информатика - Колин К.К. (т. (095) 135-30-35), эргономика развивающих CD-ROM - зав. отделом проблем информатизации образования Христочевский С.А. (т. 237-96-02, e-m: сhrist @ ipian15 . ipian . msk. ru).
  12. Появляются электронные версии периодики. Новый Web-адрес "Курьера образования" www.courier.com.ru. Новые СМИ: электронные и печатные журналы: СПб института продуктивного обучения РАО "Компьютерные инструменты в образовании" (т. (8812) 164-13-55, URL: http:// www. aec. neva .ru /center /zhurnal/), Web-журнал Томского областного ЦИТ "Internet@offline" (mailto: journal@obluo.tomsk.su), межвузовский сборник "Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста" Липецкого ГПИ (т. (0742) 24-12-01, e-m: nik@pedinst.lipetsk.su), электронная версия бюллетеня (подписной индекс 73569) "Образование в документах" (e-m:pe@informika.ru, pit@pe.ins.ru - отдел оперативной информации), журнал для детей и учителей "Компьюложка" (индекс Роспечать 47231, т. (095) 931-94-24, e-m: compulog @ online . ru), одноименные журнал "Территория взлома", сервере (www. compulog . ru) и радиопередача по понедельникам с 21-00 (время - Московское) на волне 106,8 FM; о сервере школьных рефератов (e-m: www@dataforce.net/~tartakov/).
  13. Перспективы: использование ИТ в школе еще Киселев Б.Г. в ИНФО в 1994 г.; сегодняшние установки в московском регионе - Семенов А.Л. в [0, 1, 98, с.18, а требования МКО - с.24]; федеральные установки - Болотов В.А. [0, 1, 98, с.12]; Тихонов А.Н. [1, 1-2, 98 с. 7-26]: основные черты современного образования (качество, мобильность, доступность) обеспечивается в основном с помощью ИКТ, которые имеют общечеловеческое значение:
    • Очередной взлет НТП в постиндустриальном обществе: переход от энергетических к информационным технологиям (ИТ).
    • Смена научных парадигм: 20 век - анализа, 21 - синтеза (реализация технологий только в сопровождении ИТ).
    • Смена образовательных парадигм: 20 век - узких профессионалов, 21 - системное решение созидательных проблем (интеграция посредством ИТ);

популярно философский контекст в [Компьюложка, , с.17-20].

На VIII конференции "ИТО" состоится очередное организационное собрание представителей коллективных региональных членов Ассоциации. Устав Российской Ассоциации и Положение о региональном центре Ассоциации учителей и преподавателей информатики, а также бланки для вступления в Ассоциацию были опубликованы в газете "Информатика" ╧ 18 и 25 за 1995 г. , 1997 г. и в зеленом сборнике 4-й конференции, их можно получить на Алтайском образовательном сервере. Просим представителей регионов, желающих присоединиться, привезти на конференцию 2 файла и их распечатки с печатью любого образовательного учреждения: