N Наименование темы, N гос.регистрац. Сроки выполнения темы Задачи исследования на 1997 год Научный руководитель Оформление результатов исследований на 1997 год
нач. окон.
ПОДПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ"
. Научные руководители - Роберт И.В.- д.п.н.,
Головная организация - Институт информатизации образования РАО
1 Развитие методологии и стратегии отбора содержания образования, организационных форм и методов обучения в условиях информатизации и глобальной коммуникации современного общества 1997 1999 Исследовать тенденции развития педагогической науки в условиях информатизации и коммуникации современного общества Роберт И.В., д.п.н. Институт информатизации образования Монография "Развитие педагогической науки в условиях информатизации и коммуникации современного общества", 3 п.л.
Проанализировать современное состояние использования компьютерного программного обеспечения в начальной и средней школах Великобритании Кравцова А.Ю. Научный отчет "Современное состояние разработки, распространения и использования компьютерного программного обеспечения в начальной и средней школах Великобритании", 6 п.л.
Исследовать тенденции развития систем искусственного интеллекта и возможности их применения в образовании Смольникова И.А., к.ф.-м.н. Научный отчет "Возможности применения систем искусственного интеллекта в образовании", 1 п.л.
*Конструирование экспертной системы по формированию содержания образования на всех уровнях Матрос Д.Ш., д.п.н. Челябинский Госпединститут г. Челябинск Научный отчет "Экспертные системы формирования содержания образования", 2 п.л.
*Построить модели и определить методы использования мультимедиа и гипермедиа технологий в образовательном процессе высшей школы Морозов М.Н., к.техн.н. Марийский Государственный технический университет г. Йошкар-Ола Пособие для преподавателей "Мультимедиа и гипермедиа в образовании", 4 п.л.
2 *Единое информационное образовательное пространство на базе глобальных телекоммуникационных сетей 1997 2000 Выявить организационнометодические условия функционирования информационного взаимодействия на основе средств телекоммуникаций Каракозов С.Д., к.ф.-м.н. Институт информатизации пед. образования при Барнаульском педуниверситетe г.Барнаул Концепция формирования и функционирования единого информационного пространства (федеральный и региональный уровень), 1 п.л. Информационно-педагогический телекоммуникационный сервер
Обосновать педагогическую целесообразность организации учебно-информационного взаимодействия на основе телекоммуникационных сетей Софронова Н.В., к.п.н. Чувашский Госпединститут г. Чебоксары Концепция "Информационно-учебное взаимодействие на основе использования телекоммуникационных сетей", 1 п.л.
Разработать научно-методическое обеспечение единого регионального информационного пространства и модели его реализации Хеннер Е.К., д.ф.-м.н. Стадник Н.М., к.п.н. Сапожников А.П. Пермский Госпединститут г. Пермь Концепция научно-методического обеспечения единого регионального информационного пространства и модели его реализации, 1 п.л.
Исследовать возможности организации самостоятельной работы в телекоммуникационных средах Советов Б.Я., д.техн.н. СПЭГТУ Головин Ю.А., к.техн.н. Руководство по организации самостоятельной работы в телекоммуникационных средах, 3 п.л.
Обосновать теоретические подходы к компьтерному контролю знаний для различных уровней образования и типов учебных заведений Цехановский В.В., к.техн.н. ИМИСС г.С.-Петербург Концепция компьютерного контроля знаний (на примере фундаментальных наук), 1 п.л.
Выявить особенности информационного взаимодействия на основе использования компьютерных методических фондов с удаленным доступом для учебных заведений различного профиля и уровня . Концепция информационного взаимодействия на основе использования компьтерных методических фондов с удаленным доступом, 1 п.л. Инструментальная среда для работы в телекоммуникационных средах (программная реализация)
Обосновать методы и модели в ходе обучения студентов и аспирантов радиотехнического профиля с использованием средств телекоммуникаций Кулешов В.Н., д.техн.н. МЭИ, г. Москва Громыко А.Н. к.техн.н. Марийский Государственный технический университет г. Йошкар-Ола Учебник "Нелинейные задачи радиотехники", 12 п.л.
Разработать систему кодирования учебно-методической информации для телекоммуникационной среды Круподеров Р.И., к.техн.н. СЗФ ИНИНФО МО РФ г. Мурманск Система кодирования учебно-методической информации по общеобразовательным дисциплинам, 1 п.л.
3 *Новые телекоммуникационные и компьютерные методики заочного обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров 1995 1998 Разработать методику телекоммуникационного образования
Разработать технологию дистанционного обучения с использованием электронной почты по предмету "математика" для заочной естественнонаучной школы
Разработать содержание и методику преподавания математики для дистанционного обучения с использованием электронной почты
Вовка В.И., академик РАЕН Проворова О.Г., д.психол.н. Красноярский ГУ Красноярский НЦ СО РАО Методические рекомендации "Организация телекоммуникационного обучения", 3 п.л. Учебно-методическое пособие "Математика-9 ДСО", 2 п.л.
4 Педагогические технологии на основе современных средств информационного взаимодействия 01.960.007679 1996 1999 Исследовать условия применения обучающих систем, функционирующих на базе современных средств информационного взаимодействия Роберт И.В., д.п.н. Институт информатизации образования Методические рекомендации по применению программной системы "Алгоритмизация в обучении математике" ("Исследование функций"), 1 п.л.
. Смирнов С.Г., к.ф.-м.н. Блок-схема заполнения базы данных "Турист", охватывающей историю естествознания и математики, предназначенной для разработки рефератов, курсовых работ и подготовки к экзаменам, 2 п.л.
Рабочий макет системы запросов к базе данных "Турист", 1 п.л. Методика использования базы данных "Турист" для подготовки учащихся к экзаменам, при выполнении курсовых работ, 2 п.л.
Обосновать структуру и содержание обучения интегрированным подходам к познанию закономерностей сложных явлений и процессов (биологических, технологических, информационных и др.) в условиях осуществления экспериментально - исследовательской деятельности Новиков С.П., к.п.н. Учебное пособие для учащихся средних учебных заведений "Введение в кибернетику", 6 п. л.
Проанализировать учебную деятельность по созданию системы проекций двух- и трехмерных объектов Пантюхин П.Я., к.техн.н. Фрагменты учебного курса "Основы проецирования" (алгоритмические предписания к типовым учебным заданиям по созданию проекций двух- и трехмерных геометрических объектов),2 п.
*Обосновать использование полифункциональных программных средств для компьютерной поддержки преподавания отдельных разделов школьных дисциплин экологической направленности Шолохович В.Ф., д.п.н. Гейн А.Г., к.п.н. Уральский Госпединститут г.Екатеринбург Методические рекомендации по использованию полифункциональных программных средств, входящих в состав программного обеспечения курса "Информатика в экологии и задачах природопользования", 2 п.л.
*Разработать методическую систему взаимосвязанного обучения математике и информатике на основе объектноориентированного подхода Линькова В.П., к.техн.н. Пензенский Педуниверситет г. Пенза Методические материалы "Объектно-ориентированный подход при взаимосвязанном обучении математике и информатике", 1 п.л.
1997 2000 *Исследовать возможности использования автоматизированных обучающих средств (электронные учебники, словари, справочники) на примере систем для гуманитарных и социально-экономических наук Лебедев Е.К., д.техн.н. Сидоркина И.Г., к.техн.н. Марийский Государственный технический университет г. Йошкар-Ола Учебник "Теория и методы создания автоматизированных обучающих систем и их компонентов", 12 п.л.
1997 1997 *Определить педагогически целесообразные условия использования комплекса учебных и методических материалов по подготовке специалистов компьютерной стенографии Кожевников Е.М., чл.-корр.РАО Науч.-произв. центр Лингвоинформатика г. Москва Научный отчет "Применение аппаратно-программного и учебно-методического комплекса компьютерной стенографии для средних и средних специальных учебных заведений", 3 п.л.
5 * Технология мультимедиа в школьном образовании 1996 1998 Создать программную оболочку использования мультимедийной технологии при работе учителя с историческим, архивным и документальным материалом на основе исследования познавательной деятельности учащихся Башмаков М.И., академик РАО Институт продуктивного обучения СЗО Дрибинский В.Л., к.мед.н. Региональный учебный центр информатизации образования Методическое руководство к программно-педагогическому средству "Портреты-времени", 2 п.л.
6 * Теория, разработка и использование автоматизированных обучающих средств и их компонентов 1997 1998 Разработать и апробировать технологию создания экспертных обучающих систем
Разработать педагогические основы использования электронных учебников
Бобков Н.К., д.техн.н. Марийский технический университет Учебник "Теория и методы проектировани я автоматизированных образовательных систем", 16 п.л.
Электронный учебник по основам электротехники, 5 п.л.
7 Компьютерные технологии в социальной ориентации школьников 1996 2000 Разработать научные под ходы к содержанию базового экономического образования Провести апробацию педагогических сценариев компьютеризированного курса "Общество и его структура" Урванцева С.Е., к.экон.н. Пилипенко Д.А., Новосибирский НЦ СО РАО Глава в монографию "Система базового экономического образования", 1 п.л.
Научный доклад "Содержание компьютеризированного курса "Общество и его структура", 1 п.л.
8 * Прикладная направленность изучения предметов естественноматематического цикла 1996 1997 Разработать программнопедагогическое обеспечение моделирования прикладных ситуаций на уроках математики на основе исследования прикладных возможностей программного материала Башмаков М.И., академик РАО Институт продуктивного обучения СЗО Энтина С.Б., к.техн.н. Центр педагогического образования "Учитель" Методическое руководство к программно-педагогическому средству "Лабораторные работы по математике", 2 п.л.
9 *Подготовка студентов к практической деятельности в области нанотехнологий на основе использования банка данных по физико-технологическим эффектам 1997 2000 Обосновать содержание информационного наполнения банка данных по физико-технологическим эффектам Соболев А.Н., д.техн.н. Галочкин В.И., к.техн.н. Смиренский Е.А., к.техн.н. Марийский Государственный технический университет г. Йошкар-Ола Учебное пособие "Физические эффекты в нанотехнологиях", 10 п.л.
Справочник "Физические эффекты в нанотехнологиях", 15 п.л.
10 Педагогико-эргономические условия эффективного применения информационных технологий в образовании 01.960.007680 1996 1999 Разработать номенклатуру и состав средств и систем учебного оборудования, вычислительной техники, информационных технологий, средств коммуникации кабинета информатики общеобразовательной школы Роберт И.В., д.п.н. Шахин В.М., к.техн.н. Институт информатизации образования "Перечни-97" учебного оборудования, средств вычислительной техники, информационных технологий, средств коммуникаций кабинета информатики общеобразовательной школы, 1 п.л.
Разработать нормативные документы (ТУ, ОСТ), содержащие требования к средствам вычислительной техники, подтверждаемые при их сертификации Нормативно-методические документы по оценке качества средств вычислительной техники для образования: "Технические условия", "Отраслевой стандарт требований к средствам вычислительной техники, подтверждаемых при их сертификации" (1-я версия), 2 п.л.
Разработать пакет документов для аккредитации подразделения института в качестве испытательной лаборатории вычислительной техники для образования Пакет документов ("Положение"; "Паспорт"; "Руководство по качеству") для аккредитации Сертификационного Центра Института информатизации образования РАО в качестве испытательной лаборатории вычислительной техники для образования (1-я версия), 1 п.л.
*Обосновать условия работы с учебным оборудованием кабинета информатики Гельтищева Е.А., к.мед.н. МНИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана г.Москва Гигиенические рекомендации по оборудованию кабинета информатики современными средствами информационных и коммуникационных технологий, 1 п.л.
11 Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением 01.960.007681 1996 1997 Разработать методику применения автоматизированной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением Роберт И.В., д.п.н. Институт информатизации образования Методические рекомендации "Применение автоматизированной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением", 2 п.л.
*Разработать методику применения диагностической системы определения уровня подготовки обучающегося к использованию информационных технологий Жданов С.А., к.п.н. МПГУ г. Москва Методические рекомендации по применению диагностической системы определения уровня подготовки обучающегося к использованию информационных технологий, 2 п.л.
*Выявить теоретические и технологические предпосылки организации информационного обеспечения управленческой и научно-педагогической деятельности в сфере образования РФ и СНГ в условиях функционирования единого информационного пространства Кожевников Е.М., чл.-корр.РАО Мингалев В.С. Науч.-произв. центр Лингвоинформатика г. Москва Концепция "Теоретические и технологические основы организации информационного обеспечения управленческой и научно-педагогической деятельности в условиях функционирования единого информационного образовательного пространства", 2 п.л.