Демидовская площадь

(История об истории)

Вот уже 15 лет живу я среди красивейших лесов и рек Алтайского края. Я не знаю другой земли, обладающей такой огромной лирической силой, также трогательно - живописной, как юг западной Сибири. Одним из красивейших городов Алтайского края является его столица - город поэзии и труда - мой родной Барнаул. Однажды я услышала, что в нашем городе есть место, которое называют "уголок Петербурга". Я попросила маму показать мне этот, и она привела меня на площадь. Там в середине одной клумбы стоял высокий каменный столб. Он поразил меня своими размерами и высотой. Стоит, как будто взлетел над зем-лей, устремился вверх. Мама мне рассказала, что много лет назад по указу царя Петра I на Алтае стали добывать медь, серебро, золото. Один богатый человек Акимфий Демидов построил здесь заводы: Колывано - Воскресенский, Алейский, Барнаульский. На этих заводах выплавляли изделия из меди, чеканили золотые слитки, серебреные монеты. Когда прошло 100 лет со дня основания заводов, поставили этот памятник. В честь основателя рудников и заводов Демидова, Его прозвали "Демидовский столб".Памятник сделали из 12 гранитных блоков колыванского мастера, высота его 14 метров. Позже и площадь назвали Демидовской, а до этого она называлась Конюшенной. Площадь красива и сегодня. Широкая дорога поднимается в гору и на новый мост через реку Обь, а старые здания все так же украшают ее. Я считаю, что Демидовская площадь является одним из лучших архитектурных памятников города Барнаула. Как возник этот культурный уголок Сибири, прозванный "Сибирскими Афинами"? Кто, когда спроектировал и построил его?
А все начиналось с того, что 20 февраля 1818 года, второго года своей деятельности в качестве начальника заводов, П.К. Фролов, собрав заседание горного совета, предложил построить в Барнауле новый каменный госпиталь, училище с сиротским приютом, богадельню с церковью при ней, и обелиск в честь столетия горного дела на Алтае. Это заседание и положило начало строительству Демидовской площади, которую первоначально условно именовали "площадь предназначенная для обелиска".
Среди старых барнаульцев принято считать автором проекта площади известного архитектора Якова Попова. Но на самом деле начинал строительство - Андрей Иванович Молчанов, тот самый архитектор, которому еще Гавриил Кочна определил находиться "при каменном и деревянном строении и при чертежной". Здание госпиталя положило начало формированию площади. Сначала оно строилось вне общего замысла площади. Вместо обветшавшего госпиталя "из бревен на каменном фундаменте о восьми палатах с ученическою и кухнею" П.К. Фролов решил построить каменный одноэтажный госпиталь. Первоначальный проект одноэтажного здания, относящийся к 1819 году и утвержденный П.К. Фроловым, составил архитектор А.И. Молчанов. Прямоугольный план госпиталя заключал в себе коридор, имеющий выходы в обоих торцах здания, и по обе его стороны - ряд палат. Фасад госпиталя продолговатый и низкий, был расчленен на три чуть намеченных выступа с рустованными углами, которые имели по пять окон, украшенных изящными сандриками. Средний выступ выделялся треугольным фронтоном. Окна между выступами вписались в неглубокие ниши-арки с замковыми камнями. Архитектура проекта госпиталя в целом отличалась профессиональным мастерством. Госпиталь заложили в 1819 году. Но скоро П.К. Фролов отдал распоряжение о составлении проекта каменного двухэтажного лазарета, могущего поместить в себя больных до 130 человек. Новый проект, видимо, также составлялся А.И. Молчановым. Так как здание было, уже начали строить, план его не изменился, а лишь дополнился трех маршевой лестницей, идущей на второй этаж на месте одной из палат. В решении композиции фасада Молчанов, видимо, руководствовался "образцовым" проектом, возможно, составленным архитектором А.Д. Захаровым. В проекте двухэтажное здание декорировалось по оси симметрии портиками из шести трехчетвертных колонн. И все оно увенчивалось дорическим карнизом с модулями простого очертания. Фасадная композиция здания монументально выполнена в духе классицизма и отличается характерной для этого стиля строгостью геометрических пропорций. Гармония и чистота линий, отсутствие мелких деталей придают этому, в сущности, не такому уж и большому зданию, не боюсь такого слова, величественный вид. Госпиталь строился медленно. В 1821 году его стены выложили на 2 фута и цоколь облицевали "цокольными досками", то есть гладко отшлифованными чугунными плитами, изготовленными на Гурьевском чугунолитейном заводе (построен на реке Бочате в 1817 году). В 1822 году "заложили под лестницы место для второго этажа". По сообщению К.Ф. Ледебуга, посетившего Барнаул в 1826 году, был выстроен первый этаж госпиталя. Окончание строительства госпиталя относят к середине 40-х годов, но вероятна и более ранняя дата. На другой стороне площади стоит здание бывшей городской богадельни. П.К. Фролов решил строить его в 1820 году. О чем и доносил в Кабинет: ":решился я привести в исполнение предписание, данное еще в 1785 году генерал-майором Саймоновым бывшему начальнику здешних заводов Г. Качне о построении со стороны казны богадельни: для чего составляется мною Положение: " В марте 1822 года П.К. Фролов писал в Барнаул из Петербурга, что он получил от Кабинета разрешение на постройку Инвалидного дома. Видимо именно в эти годы (1821-23 г.г.) у П.К. Фролова сложился замысел всей площади. В 1825 году в своем письме графу Гуревичу, управляющему кабинетом, П.К. Фролов так описал свой проект создания ансамбля: ": на площади с одной стороны : находится каменный двухэтажный госпиталь заводской, с другой водопровод из заводского пруда, канал, отделенный от площади чугунной решеткой, через которую открыт вид на все заводское устройство, с третьей каменное училище с горно-сиротским отделением, и с четвертой каменная же заводская богадельня с церковью, при оной назначены к постройке". Законченный вид площади должен был придать гранитный обелиск в ее центре в память столетия основания Колывано-Воскресенских заводов. Для осуществления строительства П.К. Фролову был нужен специалист-архитектор. Работавший в заводском ведомстве А.И. Молчанов в 1823 году ушел в отставку от службы "за старостью и слабостью здоровья". Отслужив ан Колывано-Воскресенских заводах 39 лет, П.К. Фролов, предвидя скорый уход А.И. Молчанова, позаботился о его приемнике на должность архитектора. Для этого он откомандировал в 1820 году в Петербург способного юношу Я.Н. Попова, которого Кабинет определил в Академию художеств. Но до приезда в Барнаул П.К. Фролов просил Кабинет прислать на Колывано-Воскресенские заводы другого архитектора Лаврентия Ивановича Иванова, который также был командирован в 1820 году в Петербург из Нерчинских заводов "пенсионером" в Академию художеств. Л.И. Иванов окончил полный курс Академии в 1825 году и еще "сверх занятий в Академии" изучал "практическую архитектуру под смотрением архитектора России Михайлова". Осенью 1827 года Л.И. Иванов приехал в Барнаул, где стал руководить постройкой первой и второй плавильных фабрик. В этом же году Л.И. Иванов приступит к проектированию здания городского училища с горно-сиротским отделением и здания богадельни с церковью, которые должны были составить застройку Демидовской площади по замыслу П.К. Фролова. Сохранились чертежи зданий, подписанные Л.И. Ивановым и утвержденные П.К. Фроловым для строительства. Это, прежде всего фасады, планы и размеры здания горного училища с горно-сиротским отделением, составленные со столичным размахом и отличающиеся высоким профессионализмом. Здание должно было занимать угловое положение в квартале, прилежащем к площади (угол проспекта Красноармейского и улицы Пушкина). План училища имел форму двух соединенных под прямым углом прямоугольных корпусов. Внутренние помещения здания состояли из анфилады частью с двухсторонним освещением. Общая планировка зданий отличалась продуманностью, стройностью и отвечала своему назначению. Главный фасад (изображенный на гравюре К.Ф. Ледебурга) решался в строгих монументальных формах широко и интересно. Он имел три выступа: трехэтажный, центральный, образованный восьмиугольным портиком дорического ордера с невысоким аттиком, и два боковых, несколько выступающих вперед от основного поля стены, прорезанной прямоугольными окнами. В полукружиях аркады были триумфальные лепные венки. Оконные проемы второго этажа имели тонкие обрамления и легкие сандрики, окна выступов были прямоугольными, с полуциркульными завершениями. При относительной простоте и экономичности архитектурных средств фасад училища отличался, тем не менее, достаточным богатством композиции, хорошими пропорциями художественной законченности. В композиции площади зданию горного училища отводилась главенствующая роль. Проект здания инвалидного дома "с церковью при оном" мы можем видеть на гравюре в альбоме того же Ледебурга. Это было двухэтажное прямоугольное в плане здание с находящейся в центре его церковью. Кубический объем церкви с дорическим четырех колонным портиком с фронтоном завершался квадратным в плане световым барабаном с низким куполом. Архитектура инвалидного дома, близкая к архитектуре госпиталя, была богаче по своему объемному построению, и само здание имело большие размеры. Рассказ о Демидовской площади будет не полным, если не коснуться ее композиционного центра - монумента в честь столетия горного производства. По проекту обелиск представлялся сооружением из гранита, на кубическом постаменте высотой в семь с половиной сажен (16,4 метра). По силуэту и деталям, близким к обелиску "Румянцеву победили" в Петербурге архитектора В. Кабренна, поставленного в саду у Академии художеств, но меньше его в размерах, проще по композиции. В августе 1829 года П.К. Фролов отпустил архитектора Л.И. Иванова в Нерчинск (на чем постоянно настаивало начальство Нерчинских заводов) и в августе же 1829 года на Колывано-Воскресенские заводы приехал из Петербурга Я.Н. Попов. Обелиск уже возводился под руководством Я.Н. Попова, который снизил его высоту до 13 метров, отчего существенно изменил его пропорции и внес незначительные изменения в рисунок профилей постамента. Памятник собран из больших гранитных блоков, соединенных железными штырями на свинцовых прокладках. 12 блоков стержня обелиска опираются на 4 чугунных куба по углам основания обелиска. Распилка и обработка гранитных блоков для обелиска проводилась на Колыванской шлифовальной фабрике, откуда блоки (300 верст) доставлялись на лошадях в Барнаул.
Здание госпиталя также строилось в дальнейшем под руководством Я.Н. Попова без какого-либо серьезного изменения или переделки уже выстроенной части сооружения. Здание инвалидного дома Я.Н. Попов спроектировал в виде продолговатого одноэтажного корпуса прямоугольной формы с внутренней продленной стеной и поперечными стенами, делившими его на ряд помещений, соединенных между собой по принципу анфиладности. В центре здания по оси симметрии находится четырех колонный портик высотой в два этажа с колоннами дорического ордера. Оконный проем в портике и окна на слабо выраженных выступах по сторонам фасада декорировались тонкими сандриками. Все здание венчалось простой карнизной тягой. Церковь ставилась за зданием и соединялась с ним крытым ходом. Церковь была значительно выше одноэтажного корпуса инвалидного дома и рисовалась мягкими линиями купола из-за его стены. Здание горного училища с горно-сиротским приютом начали возводить по проекту Л.И. Иванова. Но строительство было прекращено в 1841 году. А в 1846 году на месте этой стройки было решено заложить здание для горного правления "музе ума", проект которого уже составил Я.Н. Попов, придерживаясь общей концепции проекта Л.И. Иванова в расположении здания на участке и в планировочно-объемной композиции. Фасад, выходящий на площадь стал короче. Главный вход в здание Я.Н. Попов спроектировал со стороны площади. Срок строительства определялся в пять лет, смета составила 32814 рублей серебром. Генерал-майор Адам нашел значительные ошибки в устройстве здания.
В 1851 году заболел и ушел в отставку Я.Н. Попов. Тогда Адам в 1853 году поручил академику Шрейбергу составить подробные планы, фасад, разрез "для руководства при строении здания". Здание Горного правления строилось под руководством нового архитектора завода титульного советника И.М. Злобина с 1853 года по проекту Шрейберга. В 1858 году здание вчерне было "готово весьма прочно". Академик Шрейберг почти целиком сохранил основы проекта Я.Н. Попова, изменив только план вестибюля и уменьшив конструктивные проекты здания. С завершением строительства Демидовская площадь (1862 год) обрела законченный архитектурный облик. Выразительность архитектуры зданий подчеркивали зеленые насаждения - сады за госпиталем и инвалидным домом. После закрытия городского госпиталя в этом здании размещалось до 1920 года мужская гимназия, затем военно-артелерийская школа, потом Совпартшкола, и на кануне Великой Отечественной войны сюда была переведена средняя школа © 42. В 1942 году в этом здании некоторое время находился военный госпиталь, а в 1944 году сюда переместили эвакуированный из города Пушкина сельскохозяйственный институт. В настоящее время здесь находится зооветеринарный факультет аграрного университета. Аналогичное для всей площади оформление фасада было и одноэтажного здания богадельни. Однако в 30-е годы внешний вид этого памятника был испорчен непродуманными перестройками. Обелиск тоже сохранился не полностью. От него утерян ряд литых чугунных деталей, доска с посвятительными надписями и овальный барельеф с изображением А.И. Демидова (сейчас хранится в краеведческом музее). В 20-х годах городской Совет Барнаула решил использовать этот обелиск как памятник павшим за советскую власть. На его каменных гранях были насечены имена многих погибших героев Алтая. И лишь в последние годы по инициативе историков-краеведов установили на обелиске мемориальную доску с текстом следующего содержания: "Памятник столетию горного производства на Алтае (1725-1825). Воздвигнут по предложению П.К.Фролова в 1831-1839 годах. Архитектор Я.Н. Попов. Охраняется государством". Специалисты высоко оценивают Демидовскую площадь как единственный в Сибири первой половины XIX века "целый градостроительный ансамбль, достойный памятник мастерству и таланту зодчих и мастеров-строителей". В 1926 году Демидовскую площадь переименовали в площадь Революции, позже - в Пионерскую, а в начале 90-х годов - снова в Демидовскую.
Судьба одной площади напоминает судьбу страны. Много в ней было плохого, много было и хорошего.
Города освещают не фонари, города освещают люди.
Я поняла, что глобальные события складываются из отдельных человеческих дел. Давно и неузнаваемо изменился Барнаул, аромат укропа и огуречной ботвы сменился на запах бензина и неистребимых заводских дымов, Демидовский столб потерял свой мемориальные доски, но площадь и сегодня производит впечатление; остается заповедным уголком барнаульской старины. Изучая историю родного города, замечаешь черты ушедшей эпохи. Уходит время, уходят люди, сменяются поколения, а архитектурные памятники остаются. Иногда полностью сохранившиеся, иногда перестроенные, а иногда и разрушенные.: Нашему городу повезло. Архитектурный ансамбль Демидовской площади сохранился почти полностью, за исключением здания богадельни, которое несколько раз перестраивали. Но надо отдать должное администрации города, которая распорядилась восстановить этот памятник архитектуры в первоначальном виде. История города - это тонкая нить, связывающая прошлое с настоящим. Люди должны помнить об этом и беречь памятники. Навсегда занесенные в летопись города имена А.Д. Захарова, Я.Н. Попова, П.К. Фролова, Л.И. Иванова. Люди никогда не забудут их. Благодаря трудолюбию этих людей, полету их творческой мысли и служению людям возник этот ансамбль - Демидовская площадь (уголок Петербурга). Я с уважением отношусь к людям, создавшим этот ансамбль. Я люблю свой город и его историю. Мне не скучно на его улицах и площадях. И мне хочется, чтобы и вы полюбили наш город так же, как я!
Бавдей Наталья