Проблемы наркомании среди молодежи
Вряд ли можно найти еще один раздел медицины, в котором врач чувствовал
себя более бессильным, чем в проблеме наркомании. Ни на один вопрос, связанный с
происхождением наркомании и уж тем более с происхождением этой болезни, врач
ответить более или менее не в силах. Я решила попробовать разобраться в
проблеме наркомании, ведь медики не разработали ни одного метода лечения наркомании,
гарантирующего успех хотя бы на 10%. Мне кажется, что страдающих, хотя бы
20-40% наркоманов - это не достижимая мечта для врача. В тоже время известны случаи,
когда наркоманы сами прекращают прием наркотиков, объясняя свое излечение разными
причинами: друг посоветовал, влюбился, надоело и т. д. Но так говорят в основном
начинающие наркоманы. И поэтому в качестве своих спасителей не называют медиков.
Не от того, что врачи плохи, а от того, что проблема социально-психологическая.
Именно поэтому я решила исследовать проблему наркомании.
При употреблении наркотика человек меняется. Если обратить внимание на особенности
телодвижений, можно заметить телесные проявления: у человека начинается частое
сплевывание, оскал, облизывание губ, "жевание" губ. Данные мимические проявления
носят агрессивно-предупридительный характер: приподнятые брови и ранние горизонтальные
морщинки над ними, сочетание прищуренных глаз с пристальным взглядом. Набухают
веки и становятся зеленистого цвета. Глаза: тусклые, свинцовые, блестящие в опьянении.
Больные часто смотрят по сторонам или на собеседника. При разговоре часто смотрят
вверх. Следует отметить, что продолжительная фиксация взгляда отражает агрессивно-предупредительный
контекст. Обе руки висят вдоль туловища подобно плетям. Сжатие пальцев одной
руки или позиция "рука в кулаке" относятся к агрессивно-предупредительным элементам.
Обычно сидя скрещивают ноги. В положении стоя характерно преобладание поз с фиксацией,
при которых рука одна фиксируется на предмете (стол, стул), центр тела благодаря
этому смещен. Наркоманы чаще всего спят на животе. Говорят тихо. Увеличение продолжительности
пауз в ходе речевого контакта свидетельствуют о близости скрываемой информации,
а уменьшение продолжительности пауз - о близости высказывания откровенной информации.
Когда начинаются "ломки" у больного в это время подавленное настроение, раздражительность
, сильная головная боль и многое другое. Обычно наркоманы не выдерживают таких
болей. Они идут на любые преступления, чтобы добыть денег на наркотик.
Наркоман, как пещерный человек, обычно живет до 30 лет. Если он начинает пользоваться
наркотиками в 18 лет, то к 20 годам становится "хроником", т. е. нуждается в ежедневном
потреблении своего допинга, шансов дожить до 30 лет у него практически нет,
даже если до начала своего пагубного пристрастия, он отличался атлетическим здоровьем.
При употреблении наркотика организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новых
доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как, например, при сильной жажде,
только страшнее. Когда наркоман сделает укол или примет таблетку, он испытывает
облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но за эти мгновения он лишается
всех других радостей жизни и приговаривает себя к ранней, мучительной смерти. Наркотические
вещества при вдыхании их паров, дают типичную картину отравления с соответствующими
нарушениями деятельности нервной системы. При малой дозе припарата такой "эксперимент
на себе" заканчивается после непродолжительного обморока, который вызывается кислородным
голоданием клеток головного мозга. После такого воздействия значительная часть,
интенсивно работающих до этого клеток головного мозга, отмирает. Поэтому каждое
вдыхание или глотание препарата от клопов и мышей, делает наркомана все менее похожего
на человека. В начале эйфорический эффект зависит от типа высшей нервной деятельности
наркотика. Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит
повышение устойчивости организма к яду; исчезают защитные реакции - меняется реактивность
организма. Пока наркотики еще не вписались в органический обмен веществ, формируется
психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая зависимость
. В сформировавшемся наркотическом состоянии происходит нарушение функций всех систем
организма, падает аппетит, развивается авитаминоз. Параллельно возникают изменения
в психической сфере, ведущей к психопатации и дирадагении личности.
Психофизические изменения личности являются проявлениями глубоких физико-химических
нарушений деятельности организма.
Физиологический аспект проблемы заключается в том, что у молодежи, при
употреблении наркотического вещества, происходят изменения в организме:
нарушается деятельность нервной системы; повреждается головной мозг и исчезают защитные
реакции.
Психологический аспект проблемы
Наркомания- это нечисто медицинская болезнь, она вызвана существование наркотика и неразрывна связана с характером, поведением человека, наличием у него ценностных представ.
Неустойчивость интересов, неопределенность занятий, вызов окружающим приводят подчас несовершеннолетию к первому "Баловству" наркотикам. Ему пока невдомёк, что это может кончиться трагическим: к наркотикам человек привыкает гораздо быстрей, чем, например, к сожалению - достаточно для этого несколько месяцев. Было баловство, но вдруг человек чувствует, что ему что- то не хватает, появляется угнетенность, плохое настроение, безразличия. А исчезает всё это после приёма наркотика, появляется лёгкость " кайф". Физическая зависимость более страшна, т. к. наркотики уже влились в обменный процесс организма, без них человек испытывает чудовищные муки. Поэтому отказ от наркотиков и последующие наблюдение врача в стационаре, где в любую минуту больному могут прийти на помощь. Это зловещая болезнь, она толкает человека на преступления, человек не может работать, худеет, теряет аппетит, в дальнейшим - истощение и, как правило, ранняя смерть.
Наркомания - тяжёлое психическое заболевание, возникающая при систематическом злоупотреблении дозами наркотиками не по медицинским показаниям. Из клинической практики известно, что если в подростковой группе хотя бы один человек пробовал наркотические средства, то в наркотизацию вовлекается вся группа. Этому способствует свойственные подростковому возрасту реакции группирования со сверстниками. Подражание и стремление " не отстать" от других членов группы, казаться взрослыми " опытными".
В чисто психологическом плане в основе влечения к наркотикам мотивация явно болезненного характера: стремление к снижению напряжения и чувства тревоги, к бегству от проблем, связанных с действительностью. Во многом случаях плохое настроение, неуверенность в себе, приводят к употреблению алкоголя и курению, т. к. возникает иллюзорное чувство собственной значимости. Повторное употребление наркотика приводит к закреплению привычки его приема. Известно, что эта привычка быстро овладевает человеком, глубоко проникает в его сущность, становится составной частью его характера.
Социальный аспект проблемы
Увлечение наркотиками связано с социальными условиями. Можно услышать, что наркоманы- это все глупые или самоубийцы, ведь умный человек не станет принимать наркотики, т.е. сознательно себя убивать. Что главное в социальных причинах наркомании? Разрушении внутрисемейных связей? Бездуховность молодёжи? Неуважительное отношение к человеческому труду? Одной причиной не объяснишь. У каждого наркомана своя причина. И ни одну из этих причин сбрасывать со счетов нельзя . Я, например, считаю, что не последнюю роль в возникновении наркомании играет самая обыкновенная скука, сочетающаяся с бездельем. И всё же, какими факторами не пытались бы мы объяснить причины наркомании, главным виновником является сам наркоман, хотя сам он валит на судьбу, на неудачи. Социальное явление, выражающееся в случаях наркомании, токсикомании называется наркотуман. В его основе- стремление определенной части граждан к изменению своего психологического состояния путём употребления тех или иных химических веществ. Это несовместимое с нереальным образом жизни явление сравнимо с неким мифическим чудовищем, у которого вместо отрубленной головы, вырастает новая: не случайно в странах с исключением из употребления спиртных напитков распространено употребление таких веществ, как гашиш, опий. Наркомания распространяется во всех социальных группах и слоях, и, что особенно выражено у молодежи. Способствующие распространению наркомании факторы, в первую очередь, воздействуют именно на эту чувствительную и ранимую часть населения, и это может оказаться предвестником наркотизации общества в будущем. Степень опасности, которую представляет наркомания, дает сравнения с чумой и его злокачественными опухолями (рак, саркома): последние производят в организме больного разрушения, аналогичные тем, которые употреблением наркотиков вызывает в психике. Наркоман - социальный труп. Кратковременный период после приема дурмана сменится нарушением сознания, судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе. Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди детей, родившихся у наркоманов, велик процент аномалии в развитии, враждебных уродств, повреждений мозга. Угасаю жизненные устремления и интересы. Наркомания - социальное, опасное психическое заболевание, в основе которого не удерживаемое стремление индивида к искусственной стимуляции особых "зон комфорта" в центральной нервной системе, путем приема тех или иных химических соединений с целью погружения себя в "наркотическое" состояние. При наркомании происходит деформация, а затем и разрушение прежней системы мотивацией, разрыв имевшихся ранее социальных связей.
Формулируется противоправное поведение, характерными чертами, которыми является готовность больного к любым поступкам ради добывания наркотического вещества и стремление вовлечь в наркоманию окружающих.
В настоящее время наблюдается существенное увеличение пристрастия населения России к психоактивным веществам, опасным для здоровья. Речь идет о "генетической трагедии" человечества.
Сегодня в мире насчитывается более 50 млн. человека употребляющих психоактивные вещества в немедицинских целях, из 13 млн. имеют психическую зависимость от наркотиков. 90% всех наркотиков поступают из Афганистана, Ирана, Китая, Индии. Территория России больше используется между наркодельцами для незаконного перевода наркотиков в Европу из Юго-Западной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Чаще всего из-за социальных проблем, люди становятся наркоманами, причиной которого возникновение проблем в семье, в школе, среди друзей.
В своей школе мы провели мини-исследование по данной проблеме. Целью которого является выяснение отношения одноклассников к проблеме применения наркотиков. А так как мы определили круг задач, на которые хотелось бы дать ответ при обработке результатов исследования.
1. Проследить отношение к наркотическим веществам у мальчиков и девочек.
2. Выяснить причины приобщения к наркотикам со слов одноклассников.
План проведения мини-исследования:
1. Нам необходимо определить форму проведения мини-исследования.
2. Определить класс, в котором надо провести работу.
3. Определить вопросы, по которым будет проходить мини-исследование.
4. Изучить методику проведения исследования.
5. Провести мини-исследования.
6. Провести количественную обработку результатов.
7. Сделать вывод о отношении учащихся к проблеме наркомании, а в частности, у девочек и мальчиков.
Для проведения анкетирования мы выбрали параллель десятых классов, так как это уже учащиеся полной школы, и они делают сознательный выбор интересов и жизненного пути.
Нам посоветовали провести мини-исследование в форме анкетирование закрытого типа. А это дает гарантию полной анонимности и свободу в выборе ответов.
Свое мини-исследование мы провели 5 декабря 2000 года на уроке биологии во второй половине урока. На все проведение исследования было затрачено 10 минут.
По данным анкеты можно сделать вывод о основных источниках распространения информации о наркотиках. В результате анализа у нас получилась такая градация:
На первом месте стоит улица, так ответили 13 учащихся, что составило 27%.
На втором месте - телевизор, этот вариант ответа выбрали 10 учащихся, что составило 16%.
От родных о наркотиках узнало только 7 школьников, что составило 14%.
Анализируя ответы учащихся, можно сделать вывод, что самым благополучным классом можно считать 10А, так как телевизионные передачи ведут пропаганду здорового образа жизни и раскрывают проблему наркомании достаточно глубоко и прямолинейно.
Ситуация в 10В классе складывается серьезно, так как 11 человек узнают о наркотических средствах только на улице. Возникают вопросы: Какая информация им поступает? Как они обсуждают проблему наркомании?
Анализируя результаты обработки вопросов, можно сделать следующие выводы: большая часть ребят считают, что причиной употребления наркотических веществ является любопытство. С этим мнением учащиеся составляют 45%. Это говорит о том, что наркотики притягивают к себе, вызывая интерес.
По мнению учащихся, желание отвлечься от домашних и общественных проблем, помогают отвлечься. Мы считаем, что эти причины сформированы у школьников потому, что не хватает правдивой информации о вреде наркотиков. Анализируя ответу 10В класса, можно сделать вывод о том, что надо считать им информации о данной проблеме, ведет к тому, что 10 учащихся выделяют главную причину употребления наркотиков - любопытство.
Все варианты ответов по выяснению отношения учащихся к употреблению наркотиков, мы разбили на 3 группы: положительные, отрицательные и нейтральные. Условно мы договорились понимать, что в группу нейтрального отношения будем относить ответы со словами: осторожность, жалость, снисходительность, сожаление, сочувствие, нейтральное, безразлично. В группу отрицательного отношения мы относим ответы со словами: осуждение, отрицательно, тупость, отвращение, неуважение, плохо. К положительному отношению к данной проблеме относим следующие ответы: хорошо, нормально.
В результате у нас получилось, что у учащихся 10 классов сформировано разное отношение к применению наркотических средств. Положительно относится 8 человек, что составило 16,7% от общего количества опрошенных. Нейтральную группу учащихся составляют 20 учащихся, что составляет 41, 7%. Отрицательно относятся к применению наркотических средств 15 опрошенных - 31,25%.
Анализируя результаты обработки вопросов, можносделать следующие выводы: учащиеся 10 классов понимают и оценивают проблему наркотиков. Это говорит отом, что у всех опрашиваемых есть позиция в отношении данной проблемы, причем только 16,7% относятся положительно к наркотическим веществам. Но самое страшное выделилась группа, у которой возникает равнодушное отношение к этой проблеме. Это говорит о жизненной позиции, которая может проявляться в безразличии к проблемам общества. Ведь именно равнодушие является главной социальной проблемой. Эту группу составляет 47,7%. Опрошенные осуждают людей, которые приобщились к наркотикам (31,25%).
Проблема серьезная. Главное состоит в том, что вся информация о наркотических средствах
поступает через улицу. А всю полную информацию о том, что происходит на улице,
мы получить не можем. 58% школьников находятся в зависимости от улицы.
И очень важно знать, как влияет улица на их воспитание.
Лапаева Ксения