Памятник А.С. Пушкину в городе Барнауле
(Заметка в газету)
Идея установки памятника А.С. Пушкину появилась у барнаульцев уже давно -
в году этак 1894. В то время, правда, инициатива его создания принадлежала
властям: царской городской Думе, которая, несмотря на солидное, не в пример
нынешнему состояние экономики, с треском провалила проект. И вот через сто с лишним лет благодарные читатели все-таки поставили
памятник любимому поэту.
Все началось, по словам одного из организаторов фонда "Пушкин и Поэт:"
Сергея Сорокина, с газеты "Поэт", которую он придумал в 1995 году.
Потом появилась идея создания книги "Пушкин и Поэт:", где были бы изданы
произведения поэтов и писателей о нашем великом соотечественнике. Затем
появилась одноименная программа на ТВ "Спектр", которая уже непосредственно
переросла в фонд.
Фонд был организован быстро, но вот "денежных" любителей Пушкина предстояло
найти, потому что хороший памятник, и стоит хорошо. А для привлечения как можно
большего числа оных организовали награду: меценат, внесший в фонд не менее
одной тысячи рублей, автоматически заносился в книгу "Бессребреник",
а внесшему более десяти тысяч, вручалась медаль "Почитатель Пушкина".
Главным "бессребреником" стал Т.Л. Данелия, пожертвовавший в фонд 27 тысяч
и "замолвил словечко" за Пушкина перед главой городского самоуправления
В.Н. Бавариным. Он же предоставил "цвет мет" для отливки памятника.
По правде, говоря, можно было бы обойтись и без таких жертв. Взять да
переплавить пару памятников Ленину (в городе их 22) из числа совершенно бесхозных
и никому не нужных, например на ВДНХ.
Денежки на счет фонда поступали исправно, и в скоре он объявил конкурс на
лучший проект памятника. Всего на суд высокого жюри было, представ ленно 8
проектов. Из них Пушкин в полный рост был только в двух, бюстов было 4, а еще
на двух визуальное наличие великого поэта не предусматривалось вовсе.
В результате последующего закрытого конкурса среди призеров был выбран проект
скульптора М. Кульгачева и архитекторов В. Митрофанова и С. Боженко.
И процесс пошел. ОАО "Барнаултрансмаш" предоставил помещение для
мастерской, которое, правда, еще нужно было отремонтировать. После небольших
инцендентов, связанных неминуемым при таких мероприятиях строительным мусором
и пустыми бутылками, мастерская заработала. Первый, почти готовый, глиняный
макет скульптор разбил, объяснив любопытным, что Пушкин на нем "какой-то
закрытый". После этого работа затормозилась еще на полмесяца, поскольку скульптор
сломал руку на Пасху, на сей раз, пояснив, что сие событие есть наказание Божие
в связи с работой по праздникам. В результате ему пришлось жить в мастерской
несколько недель потому, что график поджимал.
Так же жал график и архитектора Митрофанова. Ему пришлось за ночь создавать
макет ограды, используя подручные средства, в частности чайные блюдца. Следы
творческих мук видны и по сей день. Если зайти к памятнику с обратной стороны,
в некоторых местах блюдца отколоты - следствие ускоренного литья.
Свой вклад в никому не ведомых муках творчества вносил и главный архитектор
Боженко. Именно он переделал фонари, которые должны были освещать каменного Пушкина,
и придумал для памятника строки: "Певцу любви любовь награда".
И все же, несмотря ни на что, памятник получился великолепный!
Ночью 5 июня 1999 года изваяние водрузили на законное место - пересечение
улицы Пушкина и проспекта Ленина. Скульптор навел последние штрихи. Памятник
закрыли простыней. Настало утро следующего дня, и под праздничные речи, песни и
танцы коллективов народного творчества явили каменный лик бессмертного гения глазам
барнаульцев.
Фонд вскоре развалился. Денег авторам не отдали. Но все это уже не важно.
Главное: Пушкин, который никогда ни на Алтае, ни вообще в Сибири не был,
все же поселился у нас на 200 - летие своего рождения.
Осталось сказать о самом памятнике. Рядом с нормальными людьми поэт
выглядит настоящим исполином. Рост 2,6 метра, а с постаментом 3,85.
По старинному русскому обычаю, хорошего человека должно быть много, вот и
расстарались ваятели - бронза - то дармовая. И стоит теперь в Барнауле этакий
памятник, смотрит грустными глазами.
Отчего грустно поэту? Сказать, что получился таким - ничего не сказать.
Наверное, не о развалившемся фонде "Пушкин и Поэт" он печалится. И даже не о
том, создателей с деньгами обманули. А вот жизнь, на которую смотрит умными
бронзовыми глазами. Мимо него проезжают "новые русские" на "мерсах".
"Старые русские" пьют водку на лавочках. Престарелые за ними бутылки собирают.
Рядом базар шумит, коммерсанты сумки больше себя мимо Пушкина таскают.:
И только изредка, а Пушкину приходят друзья - дети. Правда, большинство не по
своей воле, а под конвоем учительниц, но есть и те, кто сам хочет встретиться
с поэтом. В душе это, конечно, радует Пушкина, несмотря на его суровый,
почти сердитый вид. Потому что есть хоть кто-то, у кого в голове не "мерсы",
водка и коммерция, а поэзия.
В отличие от "коллег" в других городах, задумчивых и мечтательных, барнаульский
Пушкин более других приближен к жизни, к нашей с вами матушке-земле. У него
напряженная поза. В руке он сжимает перчатки, а отнюдь не "летает в облаках"
вместе с Музой. Все другие памятники Пушкину стоят на огромных постаментах выше
человеческого роста, а барнаульского Пушкина можно запросто потрогать без лестницы.
За Пушкиным находится звено ограды, очень похожей на типичную ограду барнаульских улиц и парков - будто шел себе простой человек, один из нас, по Барнаулу, да и прислонился подумать. А круглые элементы этой ограды выполнены архитектором Митрофановым в виде блюдец, в точности таких, какие есть у моей подруги дома. Мы из них чай пьем. И еще у барнаульского Пушкина лицо скорее настоящего русского, мужика, чем петербургского франта. Это делает его ближе к народу. Наверное, так и было задумано.
Сизых Алла