Роботландский Университет © А.А.Дуванов

Посвящается Александру Домнину,
моему верному другу со школьных
лет (Шурику от Апачи).

введение

Построение динамических гипертекстовых приложений с развитой интерактивностью прочно и быстро входит в практику интернет-программирования.

Суть построения "живых" гипертекстовых приложений очень проста. Сначала создается "тело" документа. Скелетом являются теги HTML. На них нанизывают информационные элементы. На экране "тело" отображается браузером в виде статичного документа. Но браузер не только выводит документ на экран, он строит для него программную модель, в которой каждому тегу соответствует отдельный объект. Это позволяет вдохнуть в статичное "HTML-тело" подвижную "душу". Стоит только составить программные коды, которые будут воздействовать на модель документа -- и он становится динамичным. Ведь браузер строго следит за программной моделью документа и все изменения в ней сразу отображает на экране. Программные коды, оживляющие гипертекст, записываются на специальных языках программирования (их должен понимать браузер). Самым популярным языком, коды которого можно встраивать в HTML-тексты, является JavaScript. Именно этот язык рассмотрен в книге, и именно он использован в ней как инструмент создания динамических интерактивных приложений.

Эта книга -- учебник Роботландского Университета (первый семестр, курс 43 "Интернет-программирование"). Она для тех, кто имеет склонность к созданию собственных программных кодов и небольшой опыт в этом увлекательном, но не простом деле.

Программирующие на Си получают преимущество на старте -- ведь синтаксис языка JavaScript от Си почти не отличается. Но это преимущество кратковременное (привыкаешь к новому языку быстро) и не существенное (язык как авторучка -- лишь средство для создания шедевров).

Предполагается, что читатель достаточно свободно владеет основами построения гипертекстовых документов средствами HTML. Это означает, что имеется опыт конструирования гипертекста без использования визуальных редакторов, таких, как Word или FrontPage. Идеально, если перед работой с этой книгой был проштудирован курс "HTML-конструирование" на базе одноименного гипертекстового учебника Университета.

содержание книги

Книга состоит из трех тематических частей и достаточно подробного справочника.

  1. Знакомство с языком.
    В этом разделе излагаются основные синтаксические конструкции языка JavaScript, в том числе, понятие объекта.
  2. Объектная модель браузера
    Рассмотрены принципы программного управления содержимым гипертекстовой страницы. Практическая часть ориентирована в основном на HTML-формы.
  3. На кухне у Сидорова
    Иван Сидоров подробно излагает принципы ООП (объектно ориентированного программирования). Теория подкреплена многочисленными примерами, которые имеют практическую ценность и могут быть использованы при создании динамических гипертекстовых приложений. Разговор на "кухне" завершается построением Плюсика -- роботландского исполнителя. Это -- достаточно сложное приложение. Подобные примеры авторы пособий обычно анатомируют, показывая устройство готового продукта. Сидоров нарушает эту традицию. Он выступает не в роли лектора-анатома, а в роли старшего партнера читателя. Проект создается с чистого листа, на который сначала записывается техническое задание. Показаны все этапы работы проектировщика, в том числе, построение специальных отладочных стендов, интерфейсные улучшения продукта на завершающей стадии работы.

Справочник содержит многочисленные испытательные стенды, которые помогают понять смысл определяемой конструкции, наглядно увидеть ее работу.

  1. Синтаксис языка JavaScript
    Краткое описание языка JavaScript.
  2. Встроенные в язык объекты
    Конструкторы, свойства и методы объектов JavaScript.
  3. Объекты браузера
    Описание объектной модели браузера.
  4. События браузера
    Перечень популярных событий.

 

содержание письмо автору об авторах