|
|
|

Рудь Алексей Владиславович
О Роботландских Курсах и Роботландском Университете (РУ) его
создателями написано, наверное, всё. Хочу подтвердить академичные
материалы Ю.А.Первина, А.А.Дуванова, Я.Н.Зайдельмана короткими,
рваными строчками, в которых я постарался ярче и доходчивей выразить
то, что врезалось в сознание и оставило «сухой остаток» от
четырехлетнего сотрудничества.
Из великого множества сетевых «образовательных» проектов
немного программистских. Ещё меньше — действительно
образовательных.
Роботландский сетевой Университет — не просто громкое
название. Действительно обучение, отлаженная методика, полезное и,
очень важно — интеллигентное общение детей и взрослых.
Мы, школа 124 Снежинска, 3 учителя и около 30 детей, учились на
четырех из шести курсов: «Азы» и «Буки»
программирования, «Конструирование-1»,
«Интернет-конструирование». Что выгодно отличает все курсы
РУ от других известных нам проектов (выражаю общее мнение всех троих
руководителей и многих коллег-студентов РУ):
- Постоянный и очень доброжелательный контакт с
руководителями-авторитетами школьной информатики (Первин, Дуванов,
Зайдельман).
- Список рассылки — общение с коллегами.
- Полные методические материалы.
- Соревновательный момент (регулярные турниры). Азарт детей и
взрослых.
- Перекрестные проверки. Оценивание работ соперников и возможность
увидеть себя «со стороны», грамотно апеллировать.
- Изготовление полезных продуктов для школы. Общие сборники
работ — достояние всех участников.
- Фундаментальность и «классичность» материалов, идущих
от руководителей. Строгая научность, такт, идеальная грамотность.
- В общем, много положительных эмоций весь год — приятно
работать!
В дополнение к перечисленному, на курсах
«Азы»(А.А.Дуванов) и «Буки»(Я.Н.Зайдельман):
- Программирование не по наитию, а по науке (не просто
«программа работает, а как — сам не знаю»!).
- Критерий эффективности.
- Критерий оптимальности.
- Требования уметь формулировать мысли, в том числе:
- В нотации Бэкуса-Наура.
- В обязательных описаниях алгоритмов на настоящем русском языке.
- Обязательные комментарии.
- «Программа для ЭВМ пишется больше для человека».
- Не производственное, а ближе к научному (интерфейсы вторичны,
после сути).
Азы — для младшего и среднего возраста —
специальные среды Кукарача и Корректор:
- «Голая» алгоритмика, практически без структур данных,
т.к. цель — хорошо прочувствовать алгоритмические
конструкции: циклы двух видов, ветвление, применение процедур,
рекурсию (У Кукарачи вообще нет оперативной памяти, у
Корректора — 1 байт).
- Привычка максимально использовать то, что есть, думать, как
обойтись меньшими ресурсами.
- Не отвлекаться на «машинные» особенности.
- Универсальный язык записи, с которого легко перейти на любой
процедурный. Языка-то практически нет — одни
алгоритмы!
- А вот элементы структурности есть, подобно Паскалю и Си.
- Вкус не к «наворотам», а именно к алгоритмам,
к мышлению.
- В последние годы — большой класс задач, тренирующих
применение рекурсии. Не так уж просто, даже для старшеклассников и
студентов.
- В этом году — целый раздел и серия задач
«Транслятор — это просто!» Становятся понятными
(не только учителю, но и 6-7 классникам!) принципы
построения анализаторов и интерпретаторов.
«Буки программирования» — для старшеклассников.
Основы теории чисел и переменных (записей чисел). Сложность
алгоритмов. Задачи «на результат», требующие оптимизации
времени счета, реальной оценки границ скорости и объёма памяти. То, во
что «упираются» начинающие «программеры». Мои
ученики, как мне кажется, перестали верхоглядно недооценивать роль
математики для программиста.
Наблюдая за работой моих коллег Ольги Викторовны Майоровой
(«Конструирование-1», для 4-6
класса,
ovm@sc124.snz.chel.su)
и Натальи Валентиновны Гармашевой («Интернет-программирование»,
garm@sc124.snz.chel.su),
предвкушаю плодотворную, такую же «вкусную» работу в
2000/2001 учебном году на курсах «Конструирование-2»
с Ю.А.Первиным, «Интернет-программирование» с А.А.Дувановым,
чего и вам, прочитавшим мои заметки, искренне желаю!
|