![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|||
Роботландские сетевые курсы 97/98А.А.ДувановРоботландские сетевые Курсы, проходившие в течение 1987/88 учебного года, закончены. Год напряженной работы для организаторов, детей и их наставников, огромная по объему учебная программа, 8 различных конкурсов, радость творчества, азарт, разочарования и очарования все позади. Теперь можно сказать, что Курсы состоялись и состоялись весьма успешно. Об этом свидетельствуют многочисленные благодарственные письма участников, наблюдателей и активное желание учителей продолжать работу с нами дальше в рамках Роботландского сетевого Университета. Что мы изучали в течение годаВероятно, не существует в СНГ практикующих информатику школьных учителей, которые не слышали бы о Роботландии. Для одних этот программно-методический комплекс основной и любимый инструмент воспитания младших школьников, для других пример атавизма, неприемлемый для использования в условиях бурного развития (поистине с космическими скоростями) компьютерного харда и софта. «Чему может научить ребенка Роботландия?» говорят последние, «работе с примитивными редакторами Микрон и Раскрашка, в то время, когда весь мир работает в Word'е и Corel Draw?». «Роботландия не учит даже Нортону!» возмущаются учителя-технократы, «не говоря уже о Виндоус». Мы должны согласиться с последними утверждениями. Действительно, Роботландия совсем не годится для обучения современным компьютерным интерфейсам, но она и не ставит перед собой такую задачу. Такая цель, вообще, не может ставиться в начальной школе. Во-первых, изощренность современных компьютерных интерфейсов не соответствует возрастным психологическим и мыслительным особенностям младшего школьника. Во-вторых, изучать конкретные оболочки или программы практически бессмысленно: когда ребенок закончит школу, о Виндоусе, в его теперешнем виде, будут вспоминать, как о безумстве, которое давным-давно закончилось. И, в-третьих, задача школы (тем более, младшей) закладывать базовое воспитание и образование, формировать мышление, а не кнопочную компьютерную активность. Равно как в основе школьной математики лежат простые и фундаментальные понятия и теоремы, так и в курсе Роботландии рассматриваются простые, но фундаментальные свойства информационной сущности мира, алгоритмический способ формализации, методы разработки, проектирования и анализа информационных систем.
Что касается программной поддержки роботландского курса, то она
вторична по отношению к идейной компоненте, служит иллюстративным и
лабораторным материалом, постоянно меняется и совершенствуется и,
вероятно, в перспективе будет не раз модифицироваться. Однако, эти
модификации, не отрицая современных интерфейсных реалий, не будут идти
у них на поводу, стремясь, например, во что бы то ни стало превратить
Роботландию в подобие маленького В этом смысле показателен учебный материал, вынесенный в учебную программу Роботландских курсов. Он отражает самые последние педагогические расширения традиционных роботландских тем. Первый семестр курсов был посвящен конструированию. На базе новых учебных пособий и открытых программных сред (Монитор, Мудрый Крот, Веселые Картинки, Клеточка, Тропинка, Раскрашка) дети изучали основы проектирования, реализации и отладки динамических диалоговых систем с обратной связью. В итоге в шесть роботландских сборников вошло около 2000 детских работ! Каждый участник Курсов теперь имеет в своем распоряжении эту богатую коллекцию. Здесь есть задания по биологии, химии, физике, математике, литературе, спорту, музыке, истории, трудовому воспитанию, иностранному языку список можно продолжить. Некоторые задания коллекции отличаются оригинальностью и могут натолкнуть педагога на новые методические формы работы с детьми в рамках своего предмета.
Второй семестр курсов ориентировался прежде всего на популяризацию
программистского труда. Новые учебные пособия и обновленные
роботладские среды Для таких детей роботландское программирование стало первым серьезным введением в теорию и практику компьютерной алгоритмизации на адекватном для них уровне. Подобно кружку юных натуралистов, второй семестр открыл детям обширное экспериментальное пространство и предоставил возможность испытать на практике волшебство работы собственной мысли, воплощенной в изящную программу. Кто знает, может быть после такого роботландского практикума ряды талантливых программистов мира пополнятся за счет ребят, сделавших для себя открытие этой профессии в возрасте, когда «деревья были большими». Немного курсовой арифметикиРоботландия получила 64 заявки на работу в Курсах от детских команд, возглавляемых учителями информатики. В совокупности эти заявки объединили в общее информационное пространство более 1000 школьников из разных регионов СНГ. В наиболее активный «роботландский пояс» вошли города: Пермь (7 заявок), Иркутск, Сургут (по 5 заявок), Волгоград, Челябинск (по 4 заявки), Зеленоград, Ижевск, Красноярск (по 3 завки). 15 команд по разным причинам сошли с дистанции, остальные, с разной степенью активности участвовали в курсовом общении и непростых роботландских конкурсах. Но даже те команды, которые отключились от «горячей» курсовой линии, не были вычеркнуты из электронного списка рассылки и получали в течение года все материалы, направляемые по сети и носящие как учебный, так и дискуссионный характер. Вероятно, наши коллеги не считали принимаемые сообщения навязчивым спамом не было ни одной просьбы «заткнуть» информационный фонтан. Мы полагаем, что курсовые материалы были использованы и в этих 15 случаях по назначению, но, правда, в автономном педагогическом режиме. Есть учителя на наших широких просторах!Работа учителей на Курсах не была легкой прогулкой по тропинкам Роботландии. Мы, конечно, вручили курсантам весь необходимый инструментарий: книги для детей, написанные в традициях популярных изданий с действующими лицами и многочисленными «живыми» диалогами персонажей, методические пособия и набор компьютерных программ для организации лабораторного практикума. Мы постоянно находились на «горячей» сетевой линии, отвечали на вопросы, советовали, рекомендовали и сами учились: задавали вопросы, с благодарностью принимали советы, рекомендации, перестраивали свою работу (в том числе, модифицировали компьютерные программы), стараясь максимально облегчить работу учителей и донести наши педагогические идеи до конечного потребителя-школьника в наиболее полной и оптимальной форме. Но наш менторский вклад не может сравниться с огромным практическим трудом учителей на другом конце сетевой паутины: добиться поддержки администрации, научиться грамотно использовать возможности электронной почты, освоить роботландские разработки и программы, вписать курсовую работу в школьный календарный график и график работы компьютерного кабинета, настроить наши методики на собственный педагогический стиль, плюс практическая работа с детьми в сжатые календарного сроки, конкурсная лихорадка, участие в сетевых семинарах и обсуждениях. Преодолеть все это не всякому под силу. Мы предложили на Курсах безумный по объему новый учебный материал. Его жалко было складировать. Мы чувствовали материал хорош, учителям и детям он должен понравиться, и не ошиблись, но «пищи» оказалось слишком много.
Опыт работы Курсов развеял миф о сплошной инфантильности наших
учителей, вызванной экономическими и политическими проблемами в
области школьного образования и государственным отношением к нелегкому
труду педагога как к профессии второго сорта. Курсовая выборка,
конечно, не слишком богата, но и она достаточно показательна:
свойственный нашей интеллигенции корпоративный дух работы не столько
за деньги, сколько за интерес и результат, не утрачен. Это вселяет
оптимизм: страна не ждет, пока правительство дозреет. Страна
Спасибо за поддержкуИдея Роботландских Курсов была оценена и поддержана рядом организаций. В частности, в результате этой поддержки коллекция призов для участников Курсов была существенно пополнена. Прежде всего, хочется отметить деловой рабочий стиль общения заместителя главного редактора издания «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября») Сергея Львовича Островского. Оперативность, обязательность и доброжелательность эти качества созвучны принципам, принятым на Роботландских курсах. Приятно иметь среди друзей такой авторитетный печатный орган и внимательного куратора. Отдел образования Администрации г.Переславля-Залесского нельзя назвать спонсором это один из соучастников сетевых проектов Роботландии. Следующие организации одобрили нашу работу и оказали спонсорский вклад в виде самых различных призов для участников Курсов.
Что мы послали командам по окончанию КурсовПрактически для всех команд, участвовавших в Курсах, были подготовлены посылки. В них вошли:
Дополнительно были направлены письма директорам школ с оценкой работы на Курсах руководителей и детей, а также письма мэрам городов, чьи команды показали особенные успехи, с просьбой о материальной и моральной поддержки школьников и учителей. От Роботландии и перечисленных выше спонсоров был сформирован подарочный фонд, состоящий из 112 различных наименований (программные продукты, книги, подписка на газету, бесплатное обучение в Университете и другое). Призы были распределены в соответствии с успехами команд в работе Курсов.
|
|||
вверх | |||
![]() |
|