С П Р А В К А
к вопросу "О программе информатизации
в Российской Федерации в 1994-95 гг."

Бурное развитие вычислительной техники, начавшееся с 50-х годов текущего столетия, оказало чрезвычайно существенное влияние на все сферы научной, политической и социально- экономической жизни общества. Мощные компьютеры оказались способны не только накапливать и быстро обрабатывать громадные объемы информации, но и позволили создать средства коммуникации, обеспечивающие ее доступность практически в любой точке земного шара. Современное общество, несколько метафорично, стали называть уже не индустриальным, а информационным.

Образование, естественно, не могло остаться в стороне от происходящих в обществе изменений. На повестку дня встало решение трех задач:

1. История вопроса

Первые вычислительные машины появились в США в 1944- 46 гг. По прогнозам специалистов того времени для удовлетворения всех вычислительных потребностей этой страны достаточно было 9 подобных машин. Соответствующей предполагалась и потребность в специалистах в этой области. Но уже с середины 50-х годов, после появления более мощных ЭВМ, создания первых языков программирования (язык Фортран был разработан фирмой IBM в 1954-56 гг.), перспектива компьютеризации (и информатизации) общества стала отчетливо видна. С этого времени и началось проникновение информационной техники и технологий в образование.

В нашей стране впервые освоение школьниками компьютеров началось с 1959/60 учебного года, когда в средней школе N 444 Первомайского района г.Москвы был создан экспериментальный класс для учеников, желающих приобрести квалификацию лаборантов-вычислителей (программистов).

В 60-х и 70-х годах изучение компьютеров и компьютерных технологий осуществлялось в средней общеобразовательной школе на уровне факультативных курсов. Тогда же сформировались и первые центры (коллективы энтузиастов), занимающиеся проблемами информатизации образования в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге (Свердловске), Санкт-Петербурге (Ленинграде), Омске.

Основными направлениями указанных факультативных курсов было ознакомление учащихся с устройством ЭВМ, алгоритмами, элементами математической логики, системами счисления, программированием в машинных кодах и на языках высокого уровня. Как правило, курсы ориентировали учащийся на освоение профессии программиста для больших ЭВМ.

Появление в конце 70-х годов персональных компьютеров создало предпосылки массового проникновения вычислительной техники и других средств информатизации во все сферы общественной жизни и производства. Тогда же в развитых странах Запада началось активное оснащение компьютерами образовательных учреждений всех уровней. В ряде стран этот процесс стимулировался правительственными программами (наиболее крупной такой программой была Microelectronic Educational Program (MEP), реализованная в 1980-85 гг. в Великобритании, в которой помимо оснащения школ предусматривалось создание сети центров переподготовки кадров и отбора учебных программных средств.).

В Российской Федерации информатизация образования началась в широких масштабах в 1985 году, когда в рамках образовательной реформы 1984 года в школьную программу двух последних лет обучения был введен новый учебный предмет "Основы информатики и вычислительной техники" и начались первые поставки компьютеров в образовательные учреждения.

В течение нескольких лет было создано ныне широко распространенное учебно-методическое обеспечение курса информатики в 10-11 классах (авторские коллективы под руководством А.П.Ершова, А.Г.Кушниренко, В.Ф.Шолоховича и др.), экспериментальные курсы информатики для младших школьников (Ю.А.Первин и др.), учащихся средней возрастной группы (Н.А.Юнерман и др.), стали появляться компьютерно- ориентированные курсы по другим предметам (история, иностранные языки, экология и др.).

В педагогических вузах началась подготовка учителей информатики, в большинстве ИПКРО были открыты кабинеты информатики, был создан ряд центров по ремонту школьной вычислительной техники.

Оснащение образовательных учреждений компьютерами долгое время осуществлялось, к сожалению, достаточно бессистемно. Основной формой оборудования стал КУВТ - комплект учебной вычислительной техники, то есть 8-15 персональных ЭВМ, объединенных локальной сетью. Никаких стандартов по типам компьютерной техники ввести не удалось. Создание временных санитарно-гигиенических норм работы учащихся за дисплеем ЭВМ позволило лишь ввести ограничения времени непрерывной работы школьников с компьютером (для отечественных дисплеев - 15-20 минут в неделю).

Первоначально дважды в 1985 и 1986 гг. (в небольших объемах) осуществлялись централизованные закупки компьютеров японского производства "Ямаха". Практически в то же время были разработаны и стали поставляться в образовательные учреждения отечественные КУВТ на базе компьютеров УКНЦ и "Корвет", а также БК-0010. Все указанные компьютеры не были ни аппаратно, ни программно совместимы друг с другом.

В 1990 г. для школ Российской Федерации у фирмы IBM было закуплено 480 КУВТ. Эти компьютеры были более высокого класса, чем перечисленные выше, позволяли создание качественных программных продуктов. Не случайно большинство из разработанных за последнее время педагогических программных средств (ППС) предназначены для компьютеров этого типа.



Несмотря на то, что за первые пять лет информатизации образования в нашей стране была проведена значительная работа, программы развития отрасли в данной области в это время не существовало. Первая целевая комплексная программа "Информатизация образования" была принята бывшим Гособразованием СССР только в конце 1990 г. Программа была рассчитана на 1991-1995 гг., но так и не была реализована, так как ее финансирование было прекращено уже в 1991 г.

В 1991 году началась разработка Государственной научно- технической программы "Развитие образования в России". В качестве одного из направлений этой программы было предусмотрено направление "Информатизация образования". Перечень программных областей этого направления был утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.05.92 N 226 "Об организации работ по реализации Государственной научно-технической программы "Информатизация образования". Данный перечень был включен в направление 3 "Информатизация образования" ГНТП "Развитие образования в России" приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 15.12.92 N 1130 "Об утверждении Государственной научно- технической программы России "Развитие образования в России".

Несмотря на недостаточность финансирования (в 1993 году на соответствующие разделы ГНТП предусмотрено выделение 23 млн. руб.), два года работ по этой программе позволили создать определенный научно-методический задел развития отрасли в области информатизации, а также выявить или сформировать довольно большое количество творческих коллективов.

В 1992 г. Комитетом Российской Федерации по информатизации была начата работа по созданию Федеральной программы "Информатизация России". В данной программе указано, что раздел "Информатизация образования" является составной частью Федеральной программы развития образования в Российской Федерации (сумма финансирования (2 млрд. руб.).

2. Состояние информатизации отрасли на начало 1993/94 учебного года

В настоящее время вычислительной техникой располагают все учреждения подготовки педагогических кадров, большинство учреждений профессионального образования, более трети общеобразовательных школ. К сожалению, существующая в настоящее время система статистической отчетности не позволяет составить полной картины состояния отрасли в области информатизации. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает необходимость внедрения НИТ в организацию управления образованием.

По официальным данным на начало 1991/92 учебного года компьютерами располагали 17098 школ Российской Федерации. Всего же школ в России 66.8 тыс., из них 33.9 полных средних. То есть больше половины полных средних школ имеют компьютерные классы. За прошедшие с того времени два года компьютерный парк образовательных учреждений увеличился, но эти данные будут собраны только к началу 1994 г.

Информация о типе компьютерных классов в масштабе страны не собиралась, поэтому об общей картине можно судить только по данным из ряда регионов, полученных Отделом информатизации Минобразования России.

Наиболее "компьютеризированным" регионом в Российской Федерации является г. Москва, где компьютеры есть в 98% школ (всего школ более 1.2 тысяч). Примерное распределение КУВТ по типам вычислительной техники:

IBM 350
УКНЦ 320
Агат 200
БК 200
Корвет, Ямаха, Правец по 20-30 КУВТ

В других регионах распределение КУВТ по типам ЭВМ несколько иное.

Например, в Ярославской области (596 школ, из них 269 полных средних):
IBM 7
УКНЦ 143
Корвет 14
БК 23
другие ЭВМ 15

Всего: 202 школ с КУВТ.

В Томской области (515 школ, 239 полных средних):
IBM 14
УКНЦ 74
Корвет 15
БК 27
Агат 12
Поиск 13
Пылдин 18
другие ЭВМ (10 различных типов) 29

Всего: 213 школ с КУВТ.

В образовательных учреждениях Российской Федерации имеется КУВТ более 30 типов, которые ни аппаратно, ни программно не совместимы между собой.

Такое положение чрезвычайно затрудняет техническое обслуживание КУВТ, сдерживает темпы развития программного обеспечения и ставит образовательные учреждения в заведомо разные условия по их возможностям применения НИТ. Поэтому оснащение школ качественной современной вычислительной техникой остается актуальной задачей информатизации образования.

В настоящее время школы Российской Федерации полностью обеспечены учебно-методическими материалами для обучения информатике в старших классах. Издательством "Просвещение" были изданы варианты программ курса информатики для 3-4 классов, 8-9 классов, факультативных курсов 9-11 классов. Вместе с тем, одобренный Коллегией Министерства образования Российской Федерации Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации в качестве приложения содержит варианты учебных планов, в которых изучение информатики предусмотрено начиная с 7 класса общеобразовательной школы, что требует немедленного создания и тиражирования необходимых учебно-методических материалов.

Применение НИТ при обучении другим общеобразовательным дисциплинам пока еще не получило массового распространения. Этот процесс сдерживается не только недостаточным оснащением образовательных учреждений качественными компьютерами, но и отсутствием достаточной подготовки у учителей-предметников. Необходима организация переподготовки кадров, введение соответствующих курсов подготовки будущих учителей в педагогических вузах. Координацию работ по этому направлению должно взять на себя учебно-методическое объединение, созданное в 1993 г. на базе Омского ГПИ.

За последние несколько лет определенные сдвиги произошли в области обеспечения образовательных учреждений педагогическими программными средствами. При институте информатизации образования был создан Фонд компьютерных учебных программ, в задачу которого входит сбор и оценка качества ППС, а также обеспечение образовательных учреждений информацией о включенных в Фонд программах. Отделения Фонда, имеющие право самостоятельного осуществления сбора и экспертизы ППС начали свою работу в гг. Екатеринбурге, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Красноярске, Ставрополе.

Началось создание образовательной телекоммуникационной сети. Применение подобных средств НИТ уже нашло распространение в ряде регионов страны. Школы гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Рязани, Барнаула, Тулы и др. принимают участие в различных проектах, в которых для обеспечения совместной работы школьников используется электронная почта. Начинается применение средств телекоммуникации для совершенствования управления образованием. Создаются информационные базы со статистическими данными о состоянии учебно-методического, кадрового, материально-технического и т.п. обеспечения образовательных учреждений региона (гг. Москва, Нижний Новгород, Омск и др.), средства телекоммуникаций используются для передачи управленческой информации.

Практически создан Федеральный компьютерный центр управления начальным профессиональным образованием. В ряде территорий (Владимирская, Астраханская, Орловская, Ленинградская области) начали действовать аналогичные региональные центры, абонентами которых должны стать учреждения начального профессионального образования.

Чрезвычайно важно, чтобы такие региональные сети не работали независимо друг от друга, а обеспечивали свободное прохождение информации между всеми учреждениями системы образования Российской Федерации. Для координации работ в этом направлении в 1993 г. был создан специальный центр при Рязанском ГПУ.

В последнее время во многих регионах Российской Федерации были разработаны или разрабатываются региональные программы информатизации. При подготовке Программы информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг. был использован опыт Ярославской, Омской, Калужской областей, г. Санкт-Петербурга, а также Пермской области, где региональная программа информатизации является наиболее сбалансированной. Необходимо, чтобы аналогичные программы были приняты и всеми остальными регионами. Однако эти программы не должны быть полностью автономными. Учет региональных особенностей не должен помешать созданию единого образовательного информационного пространства России. То есть региональные программы должны иметь общую идеологию и общие ориентиры. Предлагаемая Программа должна помочь регионам в определении важнейших ориентиров, обеспечить координацию проводимых работ.

Начальник Отдела
информатизации образования Д.О.Смекалин