Развитие вычислительной техники, начавшееся с 50-х годов текущего столетия, оказало чрезвычайно существенное влияние на все сферы научной, политической и социально-экономической жизни общества.
Образование, естественно, не могло остаться в стороне от происходящих в обществе изменений. Его целью стало решение трех задач:
-подготовки специалистов для работы с новой техникой (профессиональное образование),
-подготовки всего населения к жизни и работе в новых условиях (общее образование),
-использование возможностей компьютеров и информационных технологий для повышения эффективности обучения (совершенствование самой системы обучения).
ЭТАПЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
Появление в конце 70-х годов персональных компьютеров создало предпосылки массового проникновения вычислительной техники и других средств информатизации во все сферы общественной жизни и производства. Тогда же в развитых странах Запада началось активное оснащение компьютерами образовательных учреждений всех уровней.
В Российской Федерации информатизация образования началась в широких масштабах в 1985 году, когда в рамках образовательной реформы 1984 года в школьную программу двух последних лет обучения был введен новый учебный предмет "Основы информатики и вычислительной техники" и начались первые поставки компьютеров в образовательные учреждения. За это время несколько раз менялись представления о том, для чего они нужны и как их использовать. В различных школах это делается по-разному, однако, практически во всех случаях можно выделить несколько этапов, через которые проходит процесс "компьютеризации" школы.
На ПЕРВОМ ЭТАПЕ в школе говорят, что они "ввели изучение информатики". И действительно, компьютеры используются исключительно как объект изучения.
На ВТОРОМ ЭТАПЕ обычно заявляют, что "компьютеры начали использовать для изучения других предметов". Учителя математики, физики, географии или начальной школы проводят отдельные занятия в кабинете информатики, где предлагают школьникам работу с обучающими и/или контролирующими программами.
На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ компьютеры "расползаются" по школе. Учителя и учащиеся начинают использовать компьютеры главным образом как универсальный инструмент, приспосабливая их для решения своих обычных задач.
Лишь единицы школ приближаются к следующему ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ, связанному с освоением и использованием средств нового поколения: мультимедиа, глобальных и локальных (на CD ROM) баз данных, портативных компьютеров. С точки зрения педагогики, начинается переход к использованию открытых учебных архитектур.
Большинство школ России, имеющих вычислительную технику, находится на первом или втором этапах ее освоения. С сожалением можно констатировать, что это же относится и к школам Алтая. В настоящее время ни одна школа не достигла не только четвертого, но и третьего этапа компьютеризации. Больше того, как показало выборочное обследование районов края (см. Таблицу 1), происходит сворачивание преподавания курса ОИиВТ в школах края, вызванное выходом из строя учебной вычислительной техники, выработавшей свой ресурс. Этот процесс с неизбежностью приведет к снижению конкурентоспособности выпускников школ Алтайского края на рынке труда.
Поэтому, в качестве главного требования к программе информатизация образования на Алтае необходимо выдвинуть следующее
-создание базовых точек роста использования новых информационных технологий в системе образования в ряде школ Алтая, их обеспечение возможностями выхода на третий/четвертый этап компьютеризации;
-обеспечение массовых школ возможностями выхода на второй этап компьютеризации.
ОСНАЩЕНИЕ ШКОЛ КОМПЬЮТЕРАМИ
Оснащение образовательных учреждений компьютерами долгое время осуществлялось, к сожалению, достаточно бессистемно. Основной формой оборудования стал КУВТ - комплект учебной вычислительной техники, то есть 8-15 персональных ЭВМ, объединенных локальной сетью. Создание временных санитарно-гигиенических норм работы учащихся за дисплеем ЭВМ позволило лишь ввести ограничения времени непрерывной работы школьников с компьютером (для отечественных дисплеев - 15-20 минут в неделю). В 1985 и 1986 гг. были разработаны и стали поставляться в образовательные учреждения отечественные КУВТ на базе компьютеров УКНЦ и "Корвет", а также БК-0010. Все указанные компьютеры не были ни аппаратно, ни программно совместимы друг с другом. Именно эти машины, до сих пор используются в учебном процессе школ Алтайского края. И, к сожалению, даже подобных компьютеров не хватает. Положение осложняется еще и тем, что производство этих компьютеров прекращено, поэтому возникают проблемы и с поддержанием остающихся классов в рабочем состоянии.
В 1990 г. для школ Российской Федерации у фирмы IBM было закуплено 480 КУВТ. В школы Алтайского края было поставлено восемь комплектов. Эти компьютеры были более высокого класса, чем перечисленные выше, позволяли создание качественных программных продуктов. Не случайно большинство из разработанных за последнее время педагогических программных средств (ППС) предназначены для компьютеров этого типа. Однако, в силу ряда ошибочных решений при комплектации подобных классов, более или менее серьезный ремонт или модернизация обходится дороже, чем закупка новых моделей.
Современные мультимедиа-компьютеры, нашедшие широкое применение в наиболее передовых школах страны, практически отсутствуют в школах края.
Как показывает выборочное обследование (см. Таблицу 1), основными школьными компьютерами являются КОРВЕТ и УК-НЦ, морально и физически устаревшие, не выпускающиеся уже не менее 5 лет.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В 1991 году началась разработка Государственной научно-технической программы "Развитие образования в России". В качестве одного из направлений этой программы было предусмотрено направление "Информатизация образования".
Задачи развития информатизации образования на современном этапе должна решать Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., одобренная решением коллегии Минобразования России от 10.11.93 N 20/1.
Основными задачами Программы являются:
-вовлечение в реализацию Программы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, организаций и лиц, заинтересованных в развитии информатизации образования;
-создание условий формирования в Российской Федерации единого информационного образовательного пространства;
-создание нормативных документов, обеспечивающих единство подхода к решению задач развития информатизации образования всех субъектов Российской Федерации.
В 1994-95 г. в 37 субъектах Российской Федерации были разработаны или скорректированы в соответствии с рекомендациями МО РФ Программы региональные программы информатизации образования.
В соответствии с рекомендациями МО РФ органы управления образованием Алтайского края в 1994-95 гг начали реализацию, за счет внутренних ресурсов системы образования, основных направлений федеральной программы информатизации образования - была создана региональная образовательная сеть Алтая РОСА, уже получившая признание в России. К ней началось подключение общеобразовательных школ Барнаула, Бийска, Заринска, Новоалтайска. Из бюджета края на развитие сети было потрачено около 500 млн. рублей. В качестве примера, можно указать, что ближайшие соседи Алтая - Кемеровская, Томская и Новосибирская области приняли программы информатизации, предусматривающие, в ценах начала 1994 года, затраты от 8 (Томская) до 16 (Кемеровская) миллиардов рублей.
Тем не менее, стоит отметить, что даже в условиях значительно меньшего финансирования и не принятой, несмотря на рекомендации Министерства образования, до настоящего времени региональной программы информатизации, качество работ в этой области на Алтае заслужило высокую оценку в решении коллегии МО РФ. Наиболее успешно работает в этом направлении Региональная Образовательная Сеть Алтая (РОСА) - на ее базе начато создание информационного сервера системы образования, создан первый в системе Министерства образования WWW-сервер, подготовленные сотрудниками сети учебные пособия рекомендованы Министерством Образования России в качестве учебников для педагогических вузов и системы повышения квалификации.
СОСТОЯНИЕ С ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА СЕРЕДИНУ 1995/96 УЧЕБНОГО ГОДА
Проведен статистический анализ состояния дел в области информатизации районов Алтая, представители которых наиболее успешно выступают в краевой олимпиаде школьников по информатике. (см. Таблицу 1)
Даже среди этих относительно благополучных районов в 23% школ не ведутся занятия по информатике, компьютерами оснащены около 71% средних школ, из них достаточно современными 9%. Не может не тревожить тот факт, что в заочном туре олимпиады школьников по информатике приняли участие представители только 27 районов края.
Фактически, в крае происходит сворачивание преподавание курса информатики в школах, вызванное естественным выходом из строя учебной вычислительной техники. В этих условиях неизбежно отставание в подготовке школьников края в области информатики от уровня подготовки школьников ближайших соседей, что неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности выпускников школ региона.
Если по России ежегодно в школы за счет региональных бюджетов поставляется около 2,5 тысяч компьютерных классов, оснащенных современными IBM-совместимыми компьютерами, то на Алтае, за весь период с 1990 года, в школах было установлено около 20 подобных классов.
Следующая проблема - отсутствие единого регионального стандарта в области курса школьной информатики, что вызвано разными техническим возможностями и уровнем подготовки педагогов. Вместе с тем, такой стандарт не может быть принят, по нашему мнению, без обсуждения в законодательном собрании края, поскольку его наличие, предполагает его соответствующее материальное обеспечение, прежде всего в области технической базы, что сопряжено со значительными материальными затратами.
Несмотря на все эти трудности, процесс информатизации образования идет. Этот процесс определяется двумя группами объективно действующих факторов:
-внешними по отношению к образовательной системе, задающими условия, в которых функционирует школа;
-внутренними, определяющими готовность и способность общеобразовательных учреждений воспринять достижения научно-технического прогресса и эффективно использовать их для решения своих основных задач.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ характеризуются достигнутым уровнем развития информационной индустрии, широтой применения НИТ во всех сферах жизни общества. Эти факторы, по существу, задают ограничения на темп и характер оснащения учебных заведений средствами вычислительной техники и программным обеспечением, практическую возможность широкого распространения отдельных нововведений.
ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. Можно утверждать, что сегодня IBM-совместимые компьютеры становятся фактическим стандартом в школе. Таким образом, именно эти компьютеры должны быть базовыми для системы образования. Вместе с тем, исходя из мировых тенденций развития информатизации системы образования следовало бы оснастить несколько школ компьютерами типа APPLE, число которых оценивается примерно в 10% от общего числа всех используемых в мире компьютеров и примерно в 40% от общего числа компьютеров используемых в системе образования.
Другой феномен - компьютерная коммуникация, развитие которой должно сразу закладываться в краевую программу информатизации.
УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ. Сейчас многие уже осознают, что "алгоритмический стиль мышления" и "умение пользоваться компьютером для решения своих задач" - лишь верхушка айсберга нового содержания образования, привносимого в школу становящейся информационной культурой. Уровень требований на рынке труда к выпускникам школ неуклонно растет, в результате чего направление действия внешних факторов меняется. В середине 80-х они тормозили "волюнтаристски" начатый процесс информатизации школы, ныне же стимулируют его развитие.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ в значительной степени контролируются самой системой образования. Они определяют способность системы образования воспринять и освоить вновь появляющиеся средства работы с информацией и характеризуются:
-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ЗАДЕЛОМ,
-достигнутым УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ педагогов, их знакомством с потенциальными возможностями НИТ и умением использовать эти возможности в своей практической работе;
-ГИБКОСТЬЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ образовательными учреждениями.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ. Первые представления об использовании ЭВМ в процессе обучения возникли около четверти века назад под флагом "технического перевооружения педагога", механизации его труда. Они развивались в рамках концепции "обучающей машины", имитирующей процесс индивидуальной работы учителя с обучаемым (компьютер предлагает обучаемому порции учебного материала и устанавливает последовательность изложения на основе его ответов на контрольные вопросы). Однако, понимание ограниченности этой концепции неуклонно растет. Все больше педагогов осознает, что основное влияние на методы и организационные формы обучения оказывают не обучающие программы. Решающая роль принадлежит НИТ как средству учебной деятельности, новому взгляду на цели и содержание образования, порождаемому процессом информатизации общества.
Стремление решить задачу развития познавательной самостоятельности школьников привело к возникновению педагогической философии, впервые реализованной в рамках "Лого". ЭВМ, ее программное обеспечение ("компьютерная среда" или "микромир"), дополнительно подключаемое периферийное оборудование (датчики и исполнительные механизмы), помещение, где происходят занятия, образуют специфическую среду, создающую условия для проявления познавательной активности учащихся. Соответственно, меняется и роль учителя. Теперь его основная задача - направлять развитие личности учащихся, поддерживать творческий поиск и организовывать их коллективную работу.
Таким образом, в программе информатизации образования должна быть заложена последовательная реализация деятельностного подхода в образования, которая может быть выдержана только при КОМПЛЕКСНОМ РЕШЕНИИ, предусматривающем использование компьютера на всех этапах - от детского сада до старших классов школы.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ. Новые информационные технологии бесполезны, если педагоги не имеют достаточной технической и методической подготовки, действенных стимулов для использования ЭВМ.
Таким образом, программа информатизации должна предусматривать краткосрочную интенсивную методическую переподготовку педагогов в сочетании с оперативной справочно-консультационной поддержкой и обменом опытом в ходе последующей практической работы через систему электронной почты, что дает возможность каждому педагогу контактировать со своими коллегами, придерживающимися сходной методической позиции. Сочетание средств "обучения на расстоянии" с периодическими личными контактами педагогов-единомышленников облегчит развитие творческой инициативы, проникновение ростков нового в каждое учебное заведение. Вместе с тем, реализация подобной программы требует СПЕЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, которая будет заниматься проблемами информатизации образования.
ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ. Способность системы управления образованием быстро перестраиваться, обеспечивая возникновение и распространение новых прогрессивных организационных форм и методов учебно-воспитательной работы, - необходимая предпосылка развития процесса информатизации образования.
В регионах с более развитой инфраструктурой и гибкими системами управления освоение НИТ происходит опережающими темпами. Идет обновление средств вычислительной техники в школах. Все больше учебных заведений готовы приобретать мощные и достаточно дорогие технические и программные средства, позволяющие перестраивать учебный процесс. Получают развитие центры переподготовки кадров, ведущие активные исследования и разработки в области педагогической технологии. Не снижается относительная доля средств, выделяемых школами на переподготовку учителей, приобретение учебно-методических материалов. Складывается сеть "точек роста", где педагоги-новаторы ищут приемы повышения эффективности учебно-воспитательной работы с использованием НИТ. В настоящее время этот процесс направляется местными органами управления образования. Принимаемые ими программы направлены на повышение уровня работы конкретных учебных заведений: на подготовку и переподготовку педагогических кадров, на оснащение школ методическими разработками, техническими и программными средствами, обеспечение их эксплуатации.
Таким образом, программа должна содержать два уровня реализации - создание базовых точек роста, это могут быть, например, инновационные школы и работа по повышение уровня работы массовых школ.
Вместе с тем и САМИ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ должны переходить к использованию новых информационных технология в своей деятельности, как в таких традиционных областях как бухгалтерия, статистика, так и в таких сравнительно новых, как обеспечению доступа к самой современной педагогической информации через компьютерные сети.
Расслоение регионов по уровням использования НИТ продолжается. Технологическая революция в образовании происходит на наших глазах. Новые информационные технологии в школе уже начали влиять на результаты подготовки учащихся. Сохранение конкурентоспособности на российском рынке труда выпускников школ требует скорейшего принятия и реализация краевой программы информатизации образования.
ОБЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В наиболее продвинутых в области информатизации образования регионах России (Москва, Пермь, С.-Петербург, Екатеринбург, Самара и ряда других) на цели информатизации образования ежегодно выделяется не менее 5% всего бюджета системы образования. При этом необходимо учесть, что уже созданный в этих регионах потенциал значительно превышает потенциал школ Алтая.
Для переоснащения одной школы в самом дешевом варианте (модернизация имеющихся классов ВТ на базе КОРВЕТ/УК-НЦ) требуется в нынешних ценах (см. Таблицу 2) не менее 14 млн. рублей.
Оснащение экспериментальной школы, претендующей на выход на третий этап компьютеризации обойдется не менее чем в 100 млн. рублей (см. Таблицу 3).
Необходимы дополнительные ассигнования на создание информационной инфраструктуры, осуществление переподготовки учителей, организацию работы экспериментальных площадок, создание экспериментальных площадок, поисковые разработки.
Ориентировочные оценки показывают, что для достижения заметного эффекта требуется не менее 6-8 млрд. на три года.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Возможные пути решения проблем:
1.Необходимо определиться с региональным стандартом в области преподавания информатики в школе. Принятый стандарт не должен остаться на бумаге, школы должны получить возможность его реализации. Для этого, региональные стандарты, видимо, по образцу Федеральных должны быть утверждены Законодательным Собранием края.
2. На основе принятого стандарта должна быть разработана краевая программа информатизации образования, обеспечивающая его реализацию.
3.Организационной структурой, обеспечивающей реализацию краевой программы информатизации образования может быть региональная образовательная сеть Алтая, преобразованная в Алтайский филиал Института информатизации образования МО РФ.
4.Создание кадрового потенциала, обеспечивающего выполнение программы информатизации, может быть обеспечено через открытие специальности "Информатика" на базе Барнаульского педуниверситета.