Введение.
Сущностный смысл образования.
В настоящий момент в сфере образования наблюдаются тревожные тенденции, связанные с усложнением и нестабильностью социально-экономических и политических процессов, протекающих в нашем обществе. Экономическая политика, направленная на усиление хозяйственнойй самостоятельности и культурной самобытности регионов, передача управленческих решений на региональный и муниципальный уровни может привести к разрушению единого культурно-образовательного пространства России. Жесткая финансовая политика и структурная перестройка хозяйственной жизни страны, способные в сравнительно быстрые сроки оздоровить экономику, в социальной сфере (в частности, в образовании) могут обернуться катастрофой, последствия которой взорвут любые достижения в сфере экономики.
В этом смысле место образования в реализации общегосударственной политики исключительно и уникально. Сегодня лишь образование оказывается тем главным и единственным социальным институтом, через который только и возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и в целом бытия огромных масс людей, именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры общественного развития. В то же время существующая система образования продолжает рассматриваться структурами государственной власти как самостоятельная отрасль в ряду других отраслей народного хозяйства, продолжает строиться по ведомственному принципу с жестким централизованным определением содержания обучения, номенклатуры учебных заведений, их однозначной подконтрольностью административным органам, что приводит на фоне социально-политических изменений к структурным деформациям самой системы, потере качества образования, его обесцениванию.
Очевидно, что в подобной ситуации право граждан на полноценное образование уже не может быть гарантировано призывами к его стабилизации, политическими декларациями и даже соответствующим законом, но должно быть обеспечено ясной и хорошо аргументированой образовательной политикой, гибким управлением культурно-образовательными процессами, фундаментальными научными разработками, специальной экспертно-прогностической службой по фиксации и оценке политических последствий государственных решений в гуманитарной сфере. Происходящая в настоящее время кардинальная смена парадигмы российского образования, уже накопленный опыт реформирования самой системы (проектирование новых образовательных институтов, содержания и технологий образования, отработка и запуск процессов его регионализации) позволяет считать, что расширение масштаба и рационализации подобной работы требуют серьезного многопрофильного обеспечения и концентрации интеллектуальных сил разной профессиональной ориентации в рамках комплексных научно-практических программ обновления и развития образования.
Концепция обновления и развития образования - как модель перехода от ведомственной к сферной (транс-системной) организации - жестко задает два типа организационно-управленческой деятельности. Обновление сегодня - это прежде всего совершенствование образовательных структур, доведение до нормы функционирования образовательного производства, а тем самым - их подготовка и перевод на следующем шаге в режим развития и нормального воспроизводства. Известно однако, что процессы общественного развития являются предметом особых деятельностей, к числу которых можно отнести такие, как проектирование образовательных систем, институтов, процессов; программирование управленческих действий по выбранной системе характеристик; прогнозирование социальных последствий; сценирование складывающихся социо-культурных ситуаций и др. Очевидно, что сама возможность подобных действий связана с выявлением принципиально новых ценностных оснований и целевых ориентиров проектируемых изменений в социальной сфере.
Характерно, что на уровне представительной (законодательной) и исполнительной власти до сих пор не разграничены понятия "системы образования" (как сети учебно-воспитательных заведений и органов руководства) и "сферы образования" (как совокупности ультурных процессов и механизмов их управления). Выстраивание сферы образования предполагает запуск двух взаимодополняющих процессов.
Во-первых, организация образования как инфраструктуры. Ассоциирование и кооперация деятельности образовательных институтов различного ранга позволит обеспечить образовательные потребности многообразных пользователей (предприятий, государственных и венных структур, различных слоев населения) при подключении последних к таким блокам образования, как - "вариативное среднее образование", "профессиональная ориентация и подготовка", "образование взрослых", "экологическая культура", "методологическое образование", "инновационная деятельность" и др.
Инфраструктурная организация образования будет способствовать его мобильности, реальной востребованности образования другими сферами, действительно непрерывному образованию личности.
Во-вторых, утверждение коммуникативно-деятельностной позиции образования в социуме. Активизация роли образования как самостоятельного социо-культурного института позволяет ему вступать в такое взаимодействие с другими элементами "социальной машины" которое делает его тотально необходимым для остальных сфер (экономики, политики, культуры). Через деятельностное определение собственного вклада образования в развитие других отраслей и сфер можно требовать дополнительных инвестиций (финансовых, материальных, интеллектуальных) теперь уже в сфере образования. Заметим, что именно сферное строение образования позволяет эффективно соорганизовывать процессы функционирования, обновления и развития образования; оно же напрямую связано и с проблемой регионализации образования, т.к. такое образование будет исходить из нужд, истории и перспектив конкретных республик, краев, областей, городов, районов, учитывать интересы и цели людей, проживающих на данной территории. По сути, сферное образование впервые открывает путь к реальной, а не декларативной приоритетности образования.