Раздел I.
Назначение и функции программы обновления и развития образования.
Классический смысл образования - трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры. Соответственно, программирование образования в реформируемом обществе - это определение и конкретных воздействий на его строение и способы бытования по выбранной системе характеристик.
Иными словами, создаваемая программа есть прежде всего совокупность и иерархия политико-управленческих действий (как внутри образования, так и извне), выверенных в своей последовательности и прогнозируемых последствиях. Это общее назначение программ обновления и развития образования может быть конкретизировано через набор ее основных функций.
- Программа должна ориентировать всех участников образовательного процесса в выбранных целях развития образования и основных механизмах их достижения. Она очерчивает смысловое поле деятельности социальных субъектов, определяет линии развития, обосновывает планируемые изменения.
- Программа целенаправленно выстраивается как баланс двух типов политико-управленческих действий, направленных на стабилизацию, поддержку и совершенствование того в образовании, что нормально функционирует и на развитие того, что способно и подлежит развитию. Так, стимулируя диверсификацию и индивидуализацию образовательных институтов, программа одновременно предполагает способы их кооперации друг с другом и с внесистемными социальными институтами (в науке, культуре, экономике и др.). Тем самым, программа становится инструментом реализации самим образованием собственной политики относительно социума в целом.
- Программа должна иметь собственную систему анализа, оценки и прогностики состояния и осуществляемых изменений в сфере образования результаты которых становятся базой для принятия выверенных управленческих решений.
- Программа может стать одним из мощных рычагов государственной политики (в частности, политики Московского Правительства) в гуманитарной и социально-экономической сферах при специальном отслеживании и планировании следующих оснований развития образования:
- концептуально-мировоззренческое - формирование общественного смысла и ценности образования в переживаемый исторический период;
- Нормативно-правовое - регуляция процессов обновления, совершенствование и развитие образовательных институтов; их органическое "встраивание" в программы российских политических реформ;
- финансово-экономическое - определение инвестиционно-бюджетной государственной политики и границ хозяйственной деятельности в образовании;
- профессионально-деятельное - проектирование содержания образования, норм профессиональной деятельности, педагогизация сознания участников образовательного процесса.
Программа должна показать - как возможна реализация п.п. 1 - 4. В этом ее главный смысл.