Раздел II.

Образовательная ситуация в столичном регионе.

Главной и определяющей тенденцией столичного образования, как и для России в целом, является усиливающаяся дестабилизация. Однако в Москве эта тенденция и более выражена, и все менее контролируема. Лавинообразное возникновение лицеев, гимназий, колледжей, экзотических образовательных центров, как внутри государственной системы, так и вне ее, свидетельствует о фронтальном сдвиге по всему образовательному пространству, что существенно затрудняет возможности разумного управления происходящими изменениями. Понятно, что без выявления движущих сил этих изменений, без определения социо-культурных механизмов происходящих преобразований невозможно выстроить сколько-нибудь сбалансированную региональную политику в образовании, а соответственно - и программу превращения "болевых точек" сегодняшнего столичного образования в "точки роста" и развития. В первом приближении можно сформулировать три основных вопроса, ответы на которые позволят приблизится к анализу образовательной ситуации в столице. Это - степень соответствия результатов деятельности общеобразовательной школы реальным потребностям и ожиданиям общества; причины кризисных явлений в сфере образования; мировые тенденции в развитии образования, которые будут влиять на его изменения в ближайшие 10-15 лет.

Крайне негативное (и устойчивое в своей негативности) отношение учителей и родителей к массовой школе как социальному институту свидетельствует о том, что пик интенсивных преобразований в столичном образовании еще впереди. Около 70% учителей и родителей продолжают считать, что школа находится в глубоком кризисе. Причем эта цифра сохраняется на протяжении последних 5 лет, лишний раз свидетельствуя, что попытки проведения реформ в образовании на базе политических деклараций и "программы пожеланий" ("Концепция общего среднего образования", "Программа стабилизации и образования России" и др.) не приняты основной массой учительства в качестве действительных шагов реформирования существующей системы образования.

Однако, если результаты общего образования носят в массе своей отсроченный характер, то эффективность педагогического образования, его адекватность происходящим изменениям в педагогической практике, могут быть оценены фактически сразу. По данным внешних социологических опросов 50% молодых учителей школ города полностью не удовлетворены своей психолого-педагогической подготовкой к профессиональной деятельности; 85% молодых специалистов считают, что педагогическое образование, которое они получили, не соответствует ни последним достижениям педагогической науки, ни характеру образовательной ситуации в Москве - нарастающему многообразию школ, изменению требования к уровню и качеству образования в них.

Среди основных причин такого несоответствия отмечается: неизменность и "замшелость" самого содержания педагогического образования; отсутствие фундаментальной подготовки в области человековедения; узко-специализированная подготовка будущих педагогов, сформированность учительских ориентаций на поиск новых способов и средств обучения в соответствии с задачами образования; вообще - неудовлетворительное обеспечение молодых специалистов современными методиками преподавания с использованием информационных технологий и др.

К основным причинам кризиса образования учителя относят остаточный принцип финансирования и материального обеспечения школы (66,1%), самоустранение семьи от воспитания детей (54,3%), снижение ценности образования в обществе (50,5%), ослабление дисциплины и порядка в стране (49,6%), бюрократизм в управлении образованием (40,5%), низкий престиж учительской профессии (40,4%). Не менее существенным для кризиса в образовании являются и такие причины как устаревшее научно-методическое обеспечение учебного процесса (33,3%), слабая социальная защищенность педагогов (31,1%), пассивность, потеря познавательного интереса у учащихся (28,8).

По глубокому убеждению московского учительства, кризис столичного образования может еще более усилиться под влиянием мировых тенденций общественного развития, к которым мы оказались не готовы. Среди наиболее существенных тенденций отмечаются такие, как повышение экономического и социального статуса семьи (50,7%), увеличение масштаба частно-предпринимательской деятельности во всех сферах жизни (43,8%), ускорение движения школьных реформ (13,6%), интенсивное развитие информационных технологий (29,9%), нарастание экологических проблем (27,6%), усложнение социальной дифференциации общества (25%).

Перечисленные выше причины кризисного состояния образования носят общесистемный характер, которые существенно усложняются в условиях сугубой специфичности собственно столичного образования. Очевидно, что образование в мегаполисе не может определяться конкретными рамками конкретного образовательного института; здесь личность вступает в многочисленные и многомерные связи с насыщенной, сверхразвитой и многоликой социо-культурной средой. Собранные в одном месте институт права, экономики, политики, науки, искусства, религии, досуга, и конституирующие мегаполис становятся реальным образовательным полем, определяющим траектории развития личности. Понятно, что такое мега-образовательное пространство кардинальным образом отличается от систем образования, которые складываются в регионах с менее развитой, но более компактной инфраструктурой. Социо-культурная и образовательная среда в мегаполисе не монотонна, полиструктурна и диссоциированна. В перспективе речь должна идти о расширяющемся многообразии образовательных институтов на старшей ступени общего образования и на первой ступени высшего, с одной стороны, а с другой - о создании элитных образовательных центров, где уровень развития и образования выпускников будет соразмерен масштабу задач развития российского общества на пороге третьего тысячелетия.