Раздел III.

Культурно-историческое своеобразие московского региона и специфичность московского образования.

Специфичность московского образования по своему содержанию и своим организационным формам определяется не только новыми целями и задачами образовательного процесса, но и реальным взаимодействием личности с социокультурной средой. В условиях мегаполиса это взаимодействие выстраивается как многомерные и многочисленные связи личности с различными институтами общества и государства. Иначе говоря, институты права, экономики, политики, науки, религии, искусства становятся реальной образовательной средой, опр еделяющей развитие личности в мегаполисе. В то же время готовность и способность личности к содержательному взаимодействию с такой средой обеспечивается особым образом пространной системой образования, качественно отличной по своим параметрам от систем об разования, которые могут складываться в регионах с менее развитой экономической, социальной, политической и т.д. инфраструктурой. В перспективе речь должна идти о специально организованной системе образовательных центров, уровень развития выпускников которых будет задан специфическими особенностями различных общественных и государственных институтов. Тем самым система московского образования, нацеленная на развивающее взаимодействие личности, а с суперразвитой средой, должна выстраиваться по преимуществу как элитная, где элитность достигается за счет целенаправленного включения этой личности в образовательные среды, содержание которых обладает высокой духовно-практической валентностью.

Для того, чтобы осуществить развитие образования необходимо вычленить соответствующий предмет целенаправленно организуемого на основе программы управленческого воздействия - московского развивающегося образования. Для этого характеристики Московского образования должны быть взяты в нескольких разных проекциях и взаимосвязь которых определяется культурно-исторической функцией Москвыв жизни России.

  1. Москва обладает уникальным интеллектуальным потенциалом, создающим предпосылку для ведения и образования новых для России форм и способов жизни. Первоначально введенные в Москве они затем получают распространение по всей России. Понимая, что в должно быть несколько эпицентров развития в разных регионах, мы констатируем, что к настоящему моменту московская интеллигенция реально является источником создания и введения новых форм жизни и деятельности для всей России, своеобразным органом, задающим ритм этих нововведений. Эта особенность обязательно должна быть учтена при построении развивающегося столичного образования. Московское образование - экспериментальная площадка России.
  2. С другой стороны, Москва материально и органически концентрирует и аккумулирует историю развития России, являясь символом российской государственности. Москва - исторический центр Российской государственности, определяющей закрепление и воспрои о российских государственных традиций и форм жизни. Потеря данных функций, связанных с воспроизводством и сохранением традиций, приводит к уничтожению культуры.
  3. Москва - столица, жизнь в которой по своей интенсивности и культурной наполненности должна быть сопоставлена и соотнесена с жизнью других столиц мира. Человек, который формируется и развивается в столице, получает здесь образование, должен сохранить столичный ритм и стиль жизни. Эта особенность столичного образования как миростоличного проявляется редко. Московское образование, с одной стороны, может восстанавливать и формировать в настоящий момент утерянную столичную форму, столичный стиль жизни, не давая Москве окончательно превратиться в город временщиков и лимитчиков. А с другой стороны, Московское столичное образование должно быть сравнимо с результатами и способами образования без границ, обеспечивающего для московского учащегося, студента возмо жность продолжения образования в любой точке мира.

Миростоличное образование. При всей своей специфичности и оригинальности московское образование не может строиться без учета общемирового цивилизованного контекста. Все большая открытость российского общества, постепенное утверждение рыночных отношений расширение международных контактов, осознание коренных геополитических интересов формирующейся демократической государственности обуславливают необходимость усиления сопряженности московского образования с образовательными системами других стран Европы и мира.

В условиях реформирования московского образования налаживание в этой сфере более тесного международного сотрудничества позволит использовать накопленный опыт проведения реформ в других странах, особенно в области их правового и экономического обеспечения; ускорить работу по обновлению содержания и, прежде всего, в гуманитарной сфере повысить конкурентноспособность наших специалистов на международном рынке труда; выйти на международный рынок с наиболее конкурентноспособными отечественными продуктами научнопедагогической деятельности (средствами обучения, проектными и методическими разработками и т.д.).

Интеграция международного опыта в систему образования Москвы позволит более дипломатично решить и такие сущностные проблемы как разработка цивилизованных механизмов формирования государственной политики в сфере образования и кадрового обеспечения мых социально-экономических реформ.