1.1. Введение.

(объяснительная записка)

Начавшийся в 1985 г. процесс компьютеризации учебных заведений и информатизации образования соответствовал объективным интересам развития общества - экономики, науки и техники, образования и культуры. Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое условие этого, - информатизации образования более актуальной.

Глобальность поставленных задач, необходимость приобщения к современным информационным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на уровне среднего звена образования. Сегодня во многих странах выпускник средней школы либо сразу, либо после относительно небольшого дополнительного профессионального обучения приходит на рабочее место, оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе компьютерной техники, и должен для успешной работы представлять себе принципы ее функционирования.

Вместе с тем, даже получение всеми членами общества базовой подготовки в области информатизации в средней школе не может сделать российское общество действительно информационным. Создание и развитие информационной инфраструктуры, без которой невозможно обеспечение доступности информации всеми членами общества, необходимость широкого внедрения НИТ во всех отраслях народного хозяйства, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке кадров. Таким образом, информатизация профессионального образования становится одним из направлений информатизации образования.

Информатизация образования невозможна без соответствующей подготовки и переподготовки педагогических и руководящих кадров. Освоение НИТ учащимися возможно только при опережающей подготовке преподавателей в этой области. Поэтому информатизация педагогического образования, подготовка учителей по новым специальностям, освоение всеми преподавателями информационных технологий является приоритетным, определяющим направлением для всей информатизации образования.

Наконец, принципиально важной является реализация потенциальной эффективности информатизации в самой сфере образования. Мировой и отечественный опыт указывают на возможность существенно изменить к лучшему содержание и формы учебного процесса, внедрить в образование новые информационные технологии, что способствует решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей учащихся, улучшению организации учебного процесса, распространению передового педагогического опыта, реальному обеспечению права всех граждан на получение полноценного образования.

Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Уровень развития информатизации характеризует в современном мире уровень развития государства, без мощной информационной инфраструктуры невозможно создать цивилизованный рынок товаров и услуг, обеспечить решение задач социальной сферы, войти в мировое сообщество в качестве полноценного партнера.

Для того, чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Невозможно учить тому, чего не знаешь и не умеешь сам. При этом информатизация не должна делаться для образования обязательной повиностью, а войти в него органично, способствовать его совершенствованию, открыть дополнительные возможности развития.

Потенциальные возможности информатизации в совершенствовании образования чрезвычайно высоки. Современные средства информатизации позволяют:

- накопить и сделать легко доступными преподавателям и учащимся громадные объемы учебно-методических материалов;

- обеспечить высокую наглядность учебного материала;

- осуществлять коллективную работу учащимся, находящимися в разных городах, а учащимся, сидящим за одним столом, работать по индивидуальным программам.

Тем самым информатизация открывает широкий простор для творчества как преподавателей, так и учащихся, что является одной из важнейших задач образовательной реформы в Российской Федерации.

Для того, чтобы реализовать эти потенциальные возможности информатизации, необходимо:

- обеспечить образовательные учреждения средствами вычислительной и организационной техники, которые бы позволили применение новых информационных технологий (НИТ) в обучении;

- подготовить работников сферы образования к использованию НИТ;

- разработать вариативные учебно-методические материалы (в форме компьютерных программ, печатной, аудио- и видео-продукции), позволяющие обеспечить изучение НИТ, а также применение НИТ в качестве средства обучения во всех дисциплинах для образовательных учреждений всех типов и всех уровней;

- создать инфраструктуру, обеспечивающую доступность образовательной информации всем образовательным учреждениям;

- создать в сфере образования условия, стимулирующие создание и применение инноваций;

- создать действенную систему контроля качества работы образовательных учреждений, их способности удовлетворить образовательные потребности населения.

Несмотря на сложность указанных задач информатизации образования, пути их решения в регионе к настоящему времени стали достаточно ясны.

Информационная инфраструктура в сфере образования может быть реализована на основе телекоммуникационных сетей при условии создания и подключения к ним банков образовательной (педагогической), нормативной (управленческой), организационно-программной информации. Введение указанных банков, помощь образовательным учреждениям в работе с сетью и в использовании телекоммуникаций в качестве средства обучения и организации деятельности требует создания специального центра (отдела центра) и эта деятельность вполне может осуществляться через уже существующее учреждение подготовки и переподготовки кадров.

Обеспечение образовательных учреждений вариативными учебно-методическими и программно-педагогическими средствами, ориентированными на применение НИТ, может быть реализовано следующим образом.

Прежде всего, на основе экспертного отбора, следует остановиться на приобретении лицензий (с правом распространения на территории региона) уже созданных и существующих высоко качественных средств такого рода, преследуя тем самым две цели: снижение общих материальных затрат (за счет оптовых приобретений); защита (при сегодняшнем сплошном нарушении авторских прав) педагогического состава региона (конечных пользователей авторской продукции) от посягательств самих авторов и возможности всякого рода неприятных инцидентов, которые последнее время из отдельных случаев грозят вырасти в систему.

В дальнейшем создание новых продуктов должно стимулироваться не только за счет финансирования из государственного бюджета, но и благодаря переходу к рыночным отношениям. Для этого требуется определить и объявить рынок (т.е. "познакомить" потребителей и производителей различного класса продукции для обеспечения учебного процесса), а также создать систему информирования образовательных учреждений о новых разработках. Последнее вполне может быть реализовано путем создания соответствующей "электронной биржи" баз данных, подключенной к образовательной телекоммуникационной сети.

Необходимо также введение региональной сертификации аппаратных и программных средств, рекомендуемых к использованию в учебном процессе. Экспертиза указанных продуктов может осуществляться органом, отвечающим за реализацию программы информатизации.

Первым шагом на пути совершенствования управления образованием должно стать создание и введение в действие региональных стандартов в области информатизации образованием. Без введения соответствующих нормативов контроль качества работы просто невозможен.

В дальнейшем совершенствование управления образованием может быть достигнуто за счет большей информированности органов управления о состоянии дел в подведомственных образовательных учреждениях, а самих образовательных учреждений - обо всех нормативных документах, другой организационно-управленческой информации. Использование телекоммуникационной сети должно позволить не только автоматизировать процесс пересылки, получения и обработки информации, но и использовать опыт коллег для повышения качества работы и избежания уже имевших место ошибок.

Обеспечение системы образования кадрами, подготовленными к применению НИТ в своей работе, может осуществляться за счет подготовки молодых специалистов в педвузе (других вузах по утвержденным программам) и создания на базе СИПКПРО соответствующего центра (отдела центра), в котором работники сферы образования могли бы получить необходимую им подготовку.

Наибольших финансовых затрат в области информатизации образования требует оснащение образовательных учреждений средствами вычислительной техники. Учитывая трудное материальное положение образования в целом (регионального образования в частности), приходиться сомневаться, что этот процесс может идти быстрыми темпами. Поэтому чрезвычайно важно избегать лишних затрат, приобретая морально устаревшую технику (это касается не только отечественной техники, но уже и некоторых моделей платформы IBM) или технику разных типов. Программно и аппаратно несовместимые компьютеры требуют существенного увеличения затрат на содержание и ремонт, не позволяют объединения в единую образовательную сеть, требуют создания для каждого типа техники собственного программного обеспечения, чем увеличивают стоимость программных продуктов и препятствуют насыщению ими образовательного рынка.