1.2. Необходимость региональной программы информатизации.

Реализация информатизации образования в период 1985-1992 гг. отражала всю политико-экономическую нестабильность общества. С одной стороны, в нее были вложены значительные средства, выпущены сотни тысяч персональных ЭВМ, созданы тысячи специально ориентированных компьютерных программ, изданы учебники и учебные пособия. С другой стороны, уровень и качество этих компьютеров низки, их многотипность и несовместимость между собой ошеломляют, качество подавляющего большинства педагогических программных средств ниже всякой критики.

Общегосударственные программы 1985-90 гг. не только не решили проблемы оснащения образовательных учреждений вычислительной техникой, но и не выработали реальных критериев ее отбора. Так и не был создан централизованный фонд программного обеспечения и учебно-методических материалов.

В таких условиях сложились резко различные региональные варианты реализации компьютеризации среднего образования. Пользуясь неразберихой и отсутствием координации, недобросовестные производители технических и программных средств заваливают народное образование заведомо некачественной продукцией. Так, в ряде школ появились совершенно непригодные к работе, сделанные кустарно компьютерные классы; директора и руководители, не разбираясь в этих вопросах, покапают за многие тысячи (десятки, а то и сотни тысяч) рублей ненужные, выполненные на низком уровне программы.

Возросшая в последнее время роль регионов в экономической, научно-технической жизни страны не позволяет им не рассматривать вопросы развития образования. Разрабатываются региональные (известны случаи городских и даже районных) стандарты образования, администрации на местах уделяют ему разные доли бюджета и разную степень внимания. Нет смысла надеяться, что все проблемы информатизации образования могут быть решены за счет принятия федеральных программ. Опыт прошедших лет показывает, что реальные условия и потребности регионов никто не знает лучше их самих.

Финансирование большинства образовательных учреждений осуществляется из регионального бюджета, и эти средства должны расходоваться с максимальной пользой для самого региона.

В этих условиях необходима региональная программа информатизации образования в области, учитывающая:

- сложившуюся структуру компьютерного оснащения учебных заведений;

- объективные потребности общества в целом и образования в частности;

- материальные ресурсы, которые область может в ближайшие 3-5 лет предоставить для компьютеризации и информатизации образования.

Необходим также специальный орган, который мог бы решать проблемы (создавая и привлекая различные подразделения):

- координации всех работ по обсуждаемому процессу;

- создания информационной инфраструктуры на основе компьютерных телекоммуникаций, обеспечивающей доступность к образовательной информации всеми образовательным учреждениям;

- подготовки и переподготовки кадров;

- обеспечения всех видов программной и методической деятельности;

- приобретения техники, ее установки, запуска, текущего обслуживания и ремонта;

- контроля всех видов работ.

Одним из вариантов такого органа видится отдел информатизации при Управлении образования (такие отделы уже существуют в других региональных управлениях образования, и совсем недавно создан отдел информатизации при Министерстве образования РФ).