1.2. Необходимость региональной программы информатизации.
Реализация информатизации образования в период 1985-1992 гг. отражала всю политико-экономическую нестабильность общества. С одной стороны, в нее были вложены значительные средства, выпущены сотни тысяч персональных ЭВМ, созданы тысячи специально ориентированных компьютерных программ, изданы учебники и учебные пособия. С другой стороны, уровень и качество этих компьютеров низки, их многотипность и несовместимость между собой ошеломляют, качество подавляющего большинства педагогических программных средств ниже всякой критики.
Общегосударственные программы 1985-90 гг. не только не решили проблемы оснащения образовательных учреждений вычислительной техникой, но и не выработали реальных критериев ее отбора. Так и не был создан централизованный фонд программного обеспечения и учебно-методических материалов.
В таких условиях сложились резко различные региональные варианты реализации компьютеризации среднего образования. Пользуясь неразберихой и отсутствием координации, недобросовестные производители технических и программных средств заваливают народное образование заведомо некачественной продукцией. Так, в ряде школ появились совершенно непригодные к работе, сделанные кустарно компьютерные классы; директора и руководители, не разбираясь в этих вопросах, покапают за многие тысячи (десятки, а то и сотни тысяч) рублей ненужные, выполненные на низком уровне программы.
Возросшая в последнее время роль регионов в экономической, научно-технической жизни страны не позволяет им не рассматривать вопросы развития образования. Разрабатываются региональные (известны случаи городских и даже районных) стандарты образования, администрации на местах уделяют ему разные доли бюджета и разную степень внимания. Нет смысла надеяться, что все проблемы информатизации образования могут быть решены за счет принятия федеральных программ. Опыт прошедших лет показывает, что реальные условия и потребности регионов никто не знает лучше их самих.
Финансирование большинства образовательных учреждений осуществляется из регионального бюджета, и эти средства должны расходоваться с максимальной пользой для самого региона.
В этих условиях необходима региональная программа информатизации образования в области, учитывающая:
- сложившуюся структуру компьютерного оснащения учебных заведений;
- объективные потребности общества в целом и образования в частности;
- материальные ресурсы, которые область может в ближайшие 3-5 лет предоставить для компьютеризации и информатизации образования.
Необходим также специальный орган, который мог бы решать проблемы (создавая и привлекая различные подразделения):
- координации всех работ по обсуждаемому процессу;
- создания информационной инфраструктуры на основе компьютерных телекоммуникаций, обеспечивающей доступность к образовательной информации всеми образовательным учреждениям;
- подготовки и переподготовки кадров;
- обеспечения всех видов программной и методической деятельности;
- приобретения техники, ее установки, запуска, текущего обслуживания и ремонта;
- контроля всех видов работ.
Одним из вариантов такого органа видится отдел информатизации при Управлении образования (такие отделы уже существуют в других региональных управлениях образования, и совсем недавно создан отдел информатизации при Министерстве образования РФ).