2.2. Наличие кадров, их подготовка и качество подготовки.

Не смотря на, что на период с 1985 по 1992 гг. проделана немалая работа сотрудниками СИПКПРО и СамГПИ по подготовке и переподготовке кадров, ситуация все же оставляет желать лучшего.

С 1987 по 1993 гг. кабинетов информатики СИПКПРО совместно с кафедрой информатики СамГПИ было подготовлено более 600 человек (педагогических и руководящих работников образования). Понимая, что подготовка учителей информатики - не есть решение всех проблем подготовки кадров, сотрудниками кафедры информатики СамГПИ были разработаны ряд интересных курсов для подготовки учителей других предметов, а также руководящих работников и специалистов администрации учреждения образования и отделов образования.

Начиная с 1985 г. переподготовка учителей проводилась по программе "Научно-методические основы информатики и вычислительной техники" объемом 72 часа для преподавания курса в 9-10 классах. Подготовка учителей по указанному курсу была фактически направлена на:

- освоение учителями содержания школьного курса;

- подготовку учителей в области алгоритмизации и программирования, необходимую, прежде всего, для решения задач на построение алгоритмов и программ из школьного курса.

Такое содержание подготовки на курсах повышения квалификации в значительной мере оправдано в тех экстремальных условиях, в которых началась эта работа в 1985-1986 гг. Одна в указанной программе имеется ряд принципиальных недостатков, которые проявляются в сегодняшней практике переподготовки учителей: явно недостаточное внимание к психолого-педагогическим вопросам методике преподавания курса информатики, приоритет программистской подготовки учителя, часто в ущерб другим аспектам его профессиональной подготовки, недооценка необходимости освоение учителем средств и методов новой информационной технологии в преподавании информатики и др. Методическая часть содержания переподготовки была направлена в основном на усвоение учебника. Освоение компьютера сводилось к изучению языка программирования, ряде инструментальных программных средств общего назначения и архитектуры компьютера.

С 1990 г. на физико-математическом факультете СамГПИ была введена специальность "учитель математики-информатики", которую решением Ученого Совета того же института ликвидировали в 1993 г., перераспредилив учебную нагрузку в пользу исторических и гуманитарных наук. Решение может показаться странным и стоит только добавить, что никакого сколь-нибудь логичного объяснения этому нет существует.

В качестве учителей информатики в школу приходят выпускники университета, специалисты из различных вычислительных центров, НИИ, но последние, как правило, нуждаются в педагогическом образовании.

В области появился опыт по компьютерной подготовке учащихся. Стали традиционными олимпиады школьников по информатике и ВТ, проводимые университетом; различные конкурсы по информатике, проводимые общественными ассоциациями и городскими центрами. Действует областная лаборатория компьютерного творчества при областном центре технического творчества учащихся, что же касается ее реального направления деятельности, то необходимо отметить, что ничего общего с компьютерным творчеством она не имеет.

Говоря о качестве подготовки кадров, следует признать его удовлетворительным по отношению к учителям информатики. Совершенно невозможно оценить качество подготовки других работников образования, поскольку попытки и тенденции к их образованию в этом плане еще только складываются.

Проблем и недостатков пока больше, чем достижений. Уровень компьютерной грамотности населения области в целом совершенно недостаточен. Во многом это идет от невостребованности со стороны производства, а частично - высшей школы. Одним из парадоксов нынешней экономической ситуации является, однако, резко ускорившийся в последние годы поток сравнительно хороших компьютеров зарубежного изготовления (в основном типа IBM PC) в самые разные сферы - на предприятия, в коммерческие структуры, в органы управления и т.д. Это требует принятия неординарных решений о быстром поднятии компьютерной грамотности выпускников средних учебных заведений и педагогов обучающих их.