2.3. Наличие программного обеспечения, его доступность и качество.

За последнее время положение с программным обеспечением в области начинается меняться в лучшую сторону. Одна из причин этому - появление в учебных заведениях более современной и мощной техники (на базе IBM), для которой разработки программного обеспечения не ведутся лишь только на северном полюсе. Есть из чего выбирать, хотя все-таки еще ощущается дефицит педагогических программных средств высокого уровня и отвечающим различным требованиям, предъявляемым к учебному программному обеспечению. Другая причина - последние перспективные шаги Управления образования по приобретению лицензий на право распространения на территории всего региона оригинальных программно-педагогических средств (речь идет о программных системах Московского института новых информационных технологий и предприятия "Роботландия"). Во всяком случае видятся пути решения проблемы.

Хуже обстоит дело с программным обеспечением для других видов КУВТ (так и было всегда с того момента, как начали оснащаться учебные заведения средствами ВТ). Далеко не всегда и не во всех учебных заведениях есть даже минимальные необходимые для использования в учебном процессе инструментальное, системное программное обеспечение, не говоря о дидактических программных средствах. Что же касается качества учебных программных продуктов, написанных для отечественной техники (именно "для ... техники", а не для обучения и достойного целевого использования), то можно достаточно долго ссылаться на ограниченные возможности и технические характеристики, на проблемы программирования таких компьютеров, но в конце концов закончить следующим: "Хорошо, что их там нет!" (за исключением единиц, качество которых состоит не столько в реализации, сколько в давно устоявшихся и проверенных дидактических идеях), потому что обучение на отечественной технике даст Вам понять, что такое компьютер (а точнее, какое же это мученье), но как его использовать и для чего он все-таки нужен - никогда! Ученику все равно придется поверить педагогу на слово.

Параллельно с этим, получили значительное распространение псевдообучающие и примитивные игровые программы, тиражируемые и продаваемые недобросовестными поставщиками без какой-либо экспертизы и покупаемые бесконтрольно на местах в силу низкой квалификации пользователей.

Еще хуже обстоит дело с учебным программным обеспечением для машин класса "Atari" (в основном пострадал Ленинский район г. Самары), т.е. его вообще не существует в регионе, и неизвестно, что разумнее - потратить деньги на разработку и приобретение ППС или вовсе избавиться от этих классов. Примерно так же обстоит дело с КУВТ на базе Чешских компьютеров "Tesla" и компьютеров "Альфа" местного производства (в конце 80-х гг. АвтоВАЗом были оснащены многие школы Автозаводского района г. Тольятти), только в этом случае проблема обратная - программное обеспечение есть, а компьютеров нет (тот, кто видел эти "компьютеры", легко поймет о чем идет речь).

Практически все регионы страны пытаются решать перечисленные выше проблемы путем приобретения в розницу и оптом огромного числа программных продуктов, вложения в общей сложности колоссальных средств на разработку новых программных продуктов для морально и технически устаревших типов техники, если не сказать проще: для изначально устаревшей техники, тем самым ввергая себя в бесконечно порочный круг, расходуя средства направо и налево. Следует понять, что это тот случай когда количество не переходит в качество, и проблема все равно будет оставаться, потому что программное обеспечение предназначено в конечном итоге для подготовки специалистов, воспитания в них информационной культуры, обучения новым информационных технологиям и возможностям использования средств ВТ в своей будущей профессиональной деятельности, а не для обедни. Эта проблема возникла давно, буквально на ровном месте и оказалась неразрешима никакими средствами, кроме одного - время. Лучшая программа действий на сегодня по решению этой проблемы - отсутствие всякой программы.

Во всяком случае, решением этой проблемы могут заниматься структуры подготовки и переподготовки педагогических кадров (дифференцированные программы, ориентация на конкретного учителя с конкретным типом КУВТ и т.д.), программы обучения которых должны учитывать сложившуюся ситуацию.