3.1. Региональный курс "Информационная культура".

Положение о том, что на современном этапе научно-технического прогресса идет компьютеризация почти всех основных сфер жизни, достаточно бесспорно. Очевидно и то, что школа должна готовить учащихся к жизни в информационном мире.

Но вот вопрос о том, как должна быть организована эта подготовка, не имеет очевидного ответа.

Ясно, что реализация узкого "информационно-кибернетического" подхода в рамках школьного курса ОИиВТ, предусматривающего примитивное вычленение одной лишь "чисто алгоритмической компоненты", в таких видах деятельности, где решающую роль играют социальные, психологические, экономические, правовые и организационные аспекты, - все это не только не привело к успеху, но в значительной мере лишь дискредитировало идею.

Хорошее владение клавиатурой, готовность к восприятию новых панельных и сенсорно-моторных средств, к овладению техникой работы с программно-информационными системами высокого уровня (приемами работы с электронными таблицами, базами данных и базами знаний и т.д.) не является альтернативой вышеназванному подходу, поскольку конкретных знаний и навыков, привязанных к определенным типам ЭВМ и программным средствам, впрок дать выпускникам средних школ невозможно.

Остается только одно - дать школьникам необходимую методологическую подготовку, а попросту говоря, научить школьников "хорошо думать, когда речь идет о практических применениях вычислительной техники" (А.Матюшкин-Герке).

Последнее в рамках объема часов, отводимых в настоящее время на школьный курс ОИиВТ, принципиально невозможно. Как предполагает большинство исследователей, следующий этап становления школьного курса ОИиВТ связан с переносом курса в неполную среднюю школу и даже в начальную с предварительной подготовкой в дошкольных учреждениях.

Предполагая, что этот этап в рамках всей страны начнется не сразу и не скоро (хотя бы потому что необходима серьезная предварительная подготовка, а также предварительный этап утверждения и реализации идеи), предполагается следующий выход из создавшегося положения: введение в программу среднего полного образования регионального учебного курса "Информационная культура" в рамках часов (а точнее 1 час в неделю), отведенных в соответствии с базисным учебным планом под региональный компонент образования, который не следует считать конкурентом стандартного курса ОИиВТ, а лишь его расширением с целью, с одной стороны, устранить тот дефицит учебного времени, который существует для стандартного курса ОИиВТ; с другой стороны, подготовки эволюционной базы и создания условий для перехода на сквозной (10-ти летний) курс информатики. Учебные же цели данного курса могут совпадать с целями стандартного курса ОИиВТ и дополняться целями начального обучения информатике:

а) формирование в сознании школьника информационной картины мира (эта задача ставит информатику в ряд естественных наук);

б) формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на практике только в тех случаях, когда это эффективно;

в) формирование операционного стиля мышления:

- умение формализовать задачу;

- выделять в ней логически самостоятельные части;

- определять взаимосвязь этих частей;

- проектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий;

- верифицировать результат (операционный стиль характерен для самых различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается);

- формировать конструкторские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

Этот проект (Региональный курс "Информационная культура") является совместным (Самара, Москва, Переславль-Залесский) и реализация его была начата в 1993 г. под общим руководством Управления образования и научным руководством в лице д.п.н. Ю.А.Первина, известного как одного из основоположников начального обучения информатике. В настоящее время подготовлена программа, общая и организационная структура курса, учебно-тематический план курса; определены цели и задачи курса, классифицированы требования к проведению курса; проведено планирование методического, программного и финансового обеспечения.

Введение курса в учебный процесс предполагается с сентября 1994 г.

Курс состоит из 10 (11) частей, каждая из которых соответствует одному учебному году. Для того, чтобы добиться скорейшего эффекта курса и не растягивать его внедрение на десятилетие, в курсе предусматривается несколько так называемых точек входа - тех модулей (учебных лет), с которого может начинаться курс "Информационная культура".

Объем каждого готового модуля определяется понятием регионального часа. Один региональный час в неделю формирует годовой курс в 32 часа. Таким образом, общий объем 10-(11-) летнего курса "Информационная культура" равен 320 (352) часам.

Ответственным, сложным и трудоемким этапом внедрения курса несомненно станет переподготовка учителей, которые не знакомились ранее с подобными курсами (не только учителей информатики, но и учителей начальных классов). Более того, учителя, которым придется первым начинать уроки по курсу информационной культуры, по-видимому, не смогут иметь готовые учебники и пособия в период курсов переподготовки. Поэтому одним из первых методических документов, создаваемых по проекту "Информационная культура", должен быть подробный разработанный учебно-методический план курсов повышения квалификации учителей, предусматривающий осуществление этой деятельности в рамках СИПКПРО (его подразделений) или специализированных центров подготовки кадров (при создании таковых) с участием авторов методических систем и программных разработок. Такой план должен выйти в свет перед началом курсов переподготовки, а сами курсы должны быть рассчитаны уже в этом году на достаточно интенсивное обучение из расчета подготовки не менее 400 педагогов (Исходя из темпов оснащения учебных заведений вычислительной техникой за последний год, можно рассчитывать, что к началу 1994 учебного года общее количество классов IBM в области будет не менее 200) к 1 сентября 1994 г., а именно:

- 200 учителей начальных классов по программе 1-го блока курса;

- 200 учителей информатики по программе 2 и 3-го блока курса.

Этап подготовки педагогических кадров предполагает участие не только региональных учреждений и авторов программно-методических систем, но и лучших психологов страны (группа академика Рубцова В.В. - директора Психологического института РАО). Ориентировочная стоимость работ по подготовке педагогических кадров к учебному 1994 году - 5-7 млн.рублей.

Основным рабочим кабинетом, в котором планируются уроки информационной культуры, будет кабинет информатики. Учитывая, что даже при стандартном курсе информатики и небольшом количестве компьютеризированных уроков кабинет оказывается загруженным, при постановке курса информационной культуры возникнут большие проблемы с расписанием школьного кабинета информатики.

Наиболее рациональное решение проблем расписания видится в приобретении школой еще, по крайней мере, одного кабинета, который должен быть отдан курсу информационной культуры (и возможно другим предметам, для которых есть средства проведения компьютеризированных уроков). Два кабинета школе нужны еще и потому, что школьники младших классов и старшеклассники должны работать в различных эргономических условиях: недопустимо, чтобы первоклассники работали за столами, предназначенными для выпускников. Становление курса информационной культуры в начальной школе делает проблему кабинета информатики для младших школьников особо острой. Понимая, что вряд ли удастся решить эту проблему сразу в первый год обучения в тех школах, где уже имеются кабинеты, оснащенные IBM, приоритет в оснащении скорее всего следует отдавать начальным школам области и в качестве эксперимента нескольким дошкольным учреждениям (в программе курса начало обучения предусматривается даже с детского сада) с последующим дооснащением в течении 1995-1996 гг. полных и неполных средних школ, лицеев и гимназий.

Тип компьютеров, используемых в курсе "Информационная культура" задается изначально. Это компьютеры PC и совместимые с ними. Минимально допустимая конфигурация машины - оперативная память не менее 640 Кб, мониторы с адаптерами не ниже EGA (для ряда отечественных PC-совместимых машин, в частности, компьютеров с мониторами CGA эти условия не удовлетворяются). Весьма желательна локальная сеть в классе. Кроме того, одновременно с организационно-техническими вопросами внедрения курса информационной культуры надо установить в школах региона модемы для обеспечения компьютерных коммуникаций по глобальным сетям (или во всяком случае, по планируемой региональной сети системы образования).

3.1.1. Методическое обеспечение курса "Информационная культура".

Год обучения (класс)
Авторы
Учебные материалы
Сроки подготовки
Сроки выпуска
Детский садГорвиц Ю.М.

Первин Ю.А.

1) Методические рекомендации к проведению компьютерных занятий в детском саду.
Май

1994
Июль

1994
1-й классПервин Ю.А.

Зарецкий Д.В.

Зарецкая З.А.

1) Книга-раскрашка для ученика "Компьютер-мой друг".

2) Пособие для учителя.

Апрель

1994
Май

1994
2-й классПервин Ю.А. 1) Книга-задачник для ученика "Компьютер помогает думать".

2) Пособие для учителя.

Июль

1994
Август

1994
3-й классПервин Ю.А. 1) Книга для ученика "Правило поведения роботов".

2) Пособие для учителя.

Октябрь

1994
Декабрь

1994
4-й классПервин Ю.А. 1) Книга для ученика "Компьютер и слова".

2) Пособие для учителя.

Май

1994
Июль

1994
5-й классПервин Ю.А. 1) Книга для ученика "Кукарача и Черепашка учатся у компьютера".

2) Пособие для учителя.

Декабрь

1994
Февраль

1995
6-й классПервин Ю.А.

Никитин А.Н.

1) Книга для ученика "Компьютер-художник".

2) Книга для ученика "Компьютер-музыкант".

3) Пособие для учителя "Компьютер - инструмент искусства".

Февраль

1995
Май

1995
7-й классЧуриков П.А. 1) Книга для ученика "Информационные хранилища".

2) Пособие для учителя.

Ноябрь

1994
Декабрь

1994
8-9-й классКушниренко А.Г.

Зайдельман Я.Н.

1) Книга для ученика "Исполнители и программы".

2) Пособие для учителя.

Май

1994
Июль

1994
10-11-й классВласов И.В. 1) Книга для ученика "Современные информационные технологии".

2) Пособие для учителя.

Январь 1995
Апрель

1995

Примерная стоимость разработки и выпуска методической продукции - 15-18 млн. рублей

(в ценах декабря 1993 г.)

3.1.2. Программное обеспечение курса "Информационная культура".

Ниже перечисляется не полный список программного обеспечения, которое предполагается использовать в курсе. Многое ПО (это относится в том числе и к методическому обеспечению) уже приобретено Управлением образования в 1993 г.

Предмет закупки или разработки
Стоимость
Сроки закупки
Пакет "Малыш".3 млн.руб.
январь-май 1994 г.
ПМК "Путешествие в букварию". 1.2 млн.руб.
январь-май 1994 г.
Система "Роботландия+".6.2 млн.руб.
январь-май 1994 г.
ПО курса "Информационные хранилища". 2.2. млн.руб.
январь-май 1994 г.
Система "КуМир".4 млн.руб.
январь-май 1994 г.
Система Гипертекстовых исполнителей "ПланиМир" и "СетьЛандия". 2.4. млн.руб.
январь-май 1994 г.
Программное обеспечение курса "Информационная культура" для 10-11 классов. 3 млн.руб.
январь-май 1994 г.

Стоимость лицензионных закупок и разработок - 22 млн. рублей

(в ценах декабря 1993 г.)

Что же касается школьного курса "Основы информатики и вычислительной техники", то на сегодняшний день и, видимо, в последующие 3-5 лет он будет оставаться стержнем в процессе школьной информатизации, играя большую роль в ликвидации элементарной компьютерной безграмотности и способствуя развития алгоритмического мышления - одной из важных форм процесса умственной деятельности. Следует сохранить этот курс во всех школах, гимназиях и лицеях именно как самостоятельный, так как попытки его объединения с курсом математики или любым другим дают, во-первых, чисто формальное слияние разнородных предметов, а во-вторых, делает в глазах многих администраторов необязательными заботы об оснащении вычислительной техникой. Следует поднять этот курс на более высокий уровень, добавив к его нынешнему содержанию в большинстве школ - развитию навыков алгоритмизации и программирования (весьма важные, но ни единственные навыки) - приобщение к новым информационным технологиям. Условия для этого есть. Необходимо создание соответствующей учебной литературы, повышение квалификации учителей, проведение научно-методических исследований по разработке методов преподавания математики, физики, химии, языков, других предметов с использованием средств ВТ, средств сопряжения технических и компьютерных устройств и средств Multimedia,

Последнее время учебные заведения Самарской области начинают довольно быстрыми темпами оснащаться однообразной техникой, в основном, на базе IBM PC. Унификация школьной техники - одно из непременных условий (правда еще непременнее - наличие какой-то техники вообще), которое делает возможным разработку стандарта образования по курсу "Основы информатики и вычислительной техники", обязательного для всех школ области. Массовое внедрение такого курса поможет сделать информатику действительно школьным предметом, поддающимся методическому осмыслению и контролю; сегодня нет в школе другого предмета, где царил бы такой произвол - нельзя себе представить учителя математики, считающего излишним курс геометрии и на этом основании отказывающегося его вести, а в информатике нечто подобное происходит систематически. Уже с 1994/1995 учебного года можно в экспериментальном порядке вводить временный проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники, с тем, чтобы с 1995 учебного года определить этот стандарт. Его разработку следует поручить творческому коллективу, в состав которого должны войти представители Управления образования, СИПКПРО, СамГПИ, СГУ и др. заинтересованных в такой разработке учреждений области.

Стоит уделить внимание последним тенденциям по снижению курса основ информатики с 10-11 класса до 7 класса (а в Зеленоградском проекте информатизации образования до 5 класса). Основными средствами для проведения занятий по информатике в этих классах могут стать программные системы: "Роботландия", "LogoWriter". Кроме того, происходят изменения и в курсе информатики 8-9 и 10-11 классов. Для них появляются новые оригинальные программно-методические разработки, которые нацелены на изучение таких тем, как "Элементы компьютерной графики", "Деловые применения ЭВМ", "Элементы компьютерного моделирования", "Компьютер в системах передачи информации" и т.д.