3.2. Научно-методическое обеспечение.

Некоторые шаги в плане приведения в соответствие общеметодических приемов курса основ информатики с возможностями разных типов ЭВМ, используемых в школах области уже сделаны. На сегодняшний день уже существует конкретная методическая литература для различных типов КУВТ и соответственно использования программных средств для этих КУВТ. Практически не существует (даже по стране) сколь-нибудь пригодных учебников и учебных пособий по информатике, ориентированных на учителей, которые используют один из самых распространенных комплектов учебной вычислительной техники "Электроника MC-0511 УК НЦ". Предполагается разработка (СамГПИ) и издание такого учебника в 1994 году.

Необходима также разработка и издание учебно-методической литературы по использованию компьютеров на уроках математики, физики, химии, других предметах. Здесь следует остановиться. Наивны и обречены на неуспех любые попытки "приспособить", "приложить" компьютеры к существующим в своем сегодняшнем виде курсам. В условиях систематического использования средств ВТ не только методика преподавания, но и содержание ряда дисциплин должны будут самым существенным образом изменяться. Методологический принцип, лежащий в основе этого утверждения: "Новые средства - расширение возможностей - новые цели и задачи - новые подходы к их решению". Первоначально потребуются совершенно новые курсы математики и физики, а затем и ряда других дисциплин, после чего, гораздо более значимой станет роль межпредметных связей. Без такой кардинальной перестройки учебного процесса его "компьютерная компонента" окажется в нем бесполезным, если не вредным, чужеродным телом. Следует помнить, что кроме курса информатики, все остальные складывались в те времена, когда существовали гораздо более примитивные технические средства обучения. Таким образом, необходима учебно-методическая литература, в которой говорится не о том "как мне поставили компьютер, и как я придумал что надо с ним делать", а о том, как следует менять содержание (качественно и количественно) самих предметов, какие новые цели и задачи на сегодняшнем этапе уже можно ставить и определять, имея в своем распоряжении новые современные компьютерные средства. Это весьма сложная задача, но еще сложнее было прийти к этой мысли. До сих пор (судя по всевозможным рекламам на компьютерные программы) во многих регионах страны продолжается производство совершенно бесцельного программного обеспечения под различные предметные курсы.

Одну из перспективных экспериментальных разработок по компьютерному физическому эксперименту (или физическому эксперименту с использованием компьютерных и технических средств) Управление образования начало финансировать уже в 1993г, окончание которой планируется в 1994 г. Но этого совершенно недостаточно. Область просто не в состоянии охватить и финансировать множество исследований по различным направления использования компьютера в системе образования.

Выход видится в координации усилий с другими регионами и возможностью использования результатов Федеральной программы информатизации образования.

Для этого необходимо хотя бы знать некоторые направления исследований, ведущиеся в других регионах страны и сроки их завершения. Вот некоторые из них.

Направления работ
Организации-исполнители
Срок завершения
Создание компьютерного курса "Информатика 5-6" Проблемная лаборатория Уральского ГПИ
1995
Создание компьютерного курса "Информатика 7-9" Предприятие ИнфоМир,

Проблемная лаборатория Уральского ГПИ

1995
Создание компьютерного курса "Информатика 10-11" для профильных школ НИИ СИ РАН,

Проблемная лаборатория Уральского ГПИ

1995
Создание полного учебно-методического комплекта компьютеризированного курса "Экология" для 5 и 9 класса средней школы Проблемная лаборатория Уральского ГПИ,

Лаборатория телекоммуникации в образовании НСК РАН

1995
Рекомендации по использованию мультимедиа в системе дополнительного образования СП "ИнтерСофт"
1994
Разработка и утверждение стандартов содержания образования Министерство образования РФ
1994
Разработка учебных программ и программно-методических комплексов по переподготовке педагогических кадров в системе региональных институтов повышения квалификации МИПКРО,

Пермский ГПИ

1994
Разработка концепции и программы "НИТ в обучении детей-инвалидов" Институт коррекционной педагогики РАО
1994

1995
Создание компьютерного курса "Информатика 10-11" для компьютеров типа Макинтош Предприятие ИнфоМир,

Уральский ГПИ

1995
Создание мультимедиа-курсов по различным образовательным дисциплинам А/О Кудиц,

Институт средств обучения РАО,

МИПКРО

1995
Создание программного комплекса для работы на основе иерархической информационной технологии и образных представлений Лаборатория визуальных систем института математики и механики Уральского отделения РАН
Рекомендации по использованию спортивно-игровых компьютерных тренажеров для умственного и физического развития дошкольников с учетом квалифицированного мед. контроля и специфики возраста Ассоциация "Компьютер и детство"
1994

1995

Основная идея этой таблицы состоит в том, что все приведенные разработки финансируются из федерального бюджета (по региональным квотам) и нет смысла транжирить региональный бюджет повторно, поскольку все результаты полученные в ходе выполнения Федеральной Программы будут является общественным достоянием и предоставляться безвозмездно всем образовательным учреждениям страны. Другой вопрос - удовлетворительно ли будет качество научно-методического обеспечения, которое разрабатывают те или иные группы страны? Насколько эти разработки отвечают требованиям и критериям такой продукции? На что нацелены и какие задачи решают на самом деле? Будут ли они завершены? Эти вопросы и должна будет выяснить организационная структура по управлению программой, координирующей усилия региональных учреждений образования, центров и групп, проводящих региональную программу информатизации в жизнь.