3.3. Техническое оснащение.

Как уже отмечалось выше, школы (лицеи, гимназии) области оснащены средствами вычислительной техники всего лишь на 50%, хотя по одному из показателей в оснащении (относительное количество классов IBM) Самарская область оказалась в лидерах.

Необходимо сохранить лидерство хотя бы по этому показателю и не ради гонки, а чтобы добиться 90-100% оснащения школ области и продолжить оснащение компьютерами типа IBM в количестве, допускаемом финансовыми возможностями. Другой альтернативы на сегодня нет. Приобретение дешевой техники (лозунг Пермской области - кончай говорильни о качестве отечественной техники, зато она самая дешевая и всем хватит!) как по цене, а значит по качеству и по возможностям - не выход из сложившейся ситуации, а только бесконечное разматывание бюджета с количественным, но не с качественным выигрышем. Другой вопрос, как разумнее распоряжаться такой современной техникой? Какие приоритеты при оснащении?

Не смотря на то, что общество все более становится информационным и уже сегодня приветствует подготовленных в области информатики специалистов, на самом деле, ни производственная сфера, ни высшее образование не способны (за редким исключением) и не готовы принять их и обеспечить качественными орудиями производства (средствами обучения) - современными средствами вычислительной техники и компьютерной связи. Финансовое положение региона (как и страны в целом) на сегодня оставляет желать лучшего. Пока не пробил час информатики, потому что информационное образование в силу объективных предпосылок и материального состояния не затребовано сегодня на 100 процентов. Время для перспективного оснащения осталось немного, но оно есть. Сколько? Возможно, что к концу первого этапа (конец 1995 г.) Федеральной Программы информатизации образования этого времени уже не будет (сама программа информатизации - инструмент для изменения производственных отношений). И так, ориентировочно, для 100% оснащения начальных, средних полных и неполных школ средствами вычислительной техники имеется 2 года и 500 классов, которые необходимо приобрести в течении этого срока. При нынешнем материальном положении - это нереальная задача для Управления образования. По самым скромным подсчетам для достижения этой цели - 100% оснащения учебных заведений области - сумма составляет 2 млд. рублей в год. Это та сумма, которую Министерство образования РФ выделило под 2-х годовую программу информатизации образования России! (Правда стоить заметить, что в ней не запланирована самая дорогая статья - статья расходов на оснащение техникой). Тратить же средства на технику вчерашнего дня - вдвойне преступно. Остается надеяться на внимание к этой проблеме администрации Самарской области, шефов и спонсоров учебных заведений.

Какие можно выделить приоритеты?

1) Оснащение тех полных средних школ (лицеев, гимназий), в которых до сих пор не существует ни одного КУВТ.

2) Оснащение начальных школ. Для этого, за исключением подготовленных кадров, готова практически вся база. Самое большое количество программно-методической продукции и высокого качества имеется (как это не покажется странным) именно для этого возраста учащихся. Разработаны и апробированы курсы начального обучения информатике. Кроме того, введение регионального курса информационной культуры требует особых эргономических условий и начинается (не нулевая, а базовая точка входа) именно с начальной школы. В качестве эксперимента (введение курса с нулевой точки входа) необходимо приобрести несколько (20-25) компьютеров IBM из расчета 5-6 машин на один детский сад.

3) Оснащение неполных средних школ, в которых до сих пор не существует ни одного КУВТ.

4) Оснащение информационной инфраструктуры (отделы образования области, учреждения образования и т.д.) средствами ВТ и вновь создаваемых центров.

5) Оснащение тех учреждений образования, в которых:

- используются давно устаревшие типы КУВТ;

- преподаватели информатики (информационной культуры) имеют сертифицированный документ о получении дополнительной подготовки (переподготовке) в области информатики и методики ее преподавания;

6) Оснащение наиболее активных областных, городских и районных образовательных центров, где создаются группы детей, интересующихся и увлекающихся информатикой (информационными технологиями) и проводятся различные курсы по информатике, конкурсы, олимпиады и др. формы работ.

После решения проблем, связанных с оснащением учебных заведений средствами вычислительной техники, необходимо провести дооснащение классов сетевыми и multimedia средствами, модемной и факсимильной связью.

Чем оснащать?

В качестве технической базы реализации проектов в рамках настоящей программы предполагается использование современных средств ВТ типа IBM (базовый тип) и Macintosh (дополнительный), современные средства передачи информации, включая электронную почту. Последнее время становится все труднее и труднее найти 286 модель компьютеров IBM, потому спрос на них упал, выпуск прекратился и стандартом на сегодняшний является IBM 386 DX/40/120. После непродолжительного обвального падения цен на компьютеры типа IBM (начало-середина) декабря 1993 г., стоимость их стала увеличиваться. Но тем не менее, указанный стандарт IBM предпочтителен.