3.4. Подготовка и переподготовка кадров.
Одна из острейших проблем - подготовка кадров. Учителей информатики в области сегодня готовят педагогический институт и университет, однако их очень не хватает. Одна из причин - отток наиболее подготовленных преподавателей в коммерческие структуры. Ушли из школ многие учителя, прошедшие переподготовку в 1985-1986 гг., да и уровень их недостаточен. С другой стороны, наблюдаются перемены: в школу приходят специалисты из НИИ, вычислительных центров. Как правило, все они имеют достаточно хорошую программистскую подготовку и знание компьютеров, но не готовы к педагогической деятельности.
Послевузовская переподготовка кадров необходима в следующих направлениях:
- учителей информатики по методике преподавания информатике, новых технологиям обучения, а также по психолого-педагогически вопросам;
- учителей информатики для углубленного изучения отдельных вопросов для проведении спецкурсов;
- учителей-предметников для использования компьютеров на своих занятиях;
- специалистов высшей квалификации - методистов, курирующих учителей информатики;
- работников аппарата управления органов образования;
- бухгалтеров, экономистов учреждений образования;
- лаборантов и техников школьных КВТ.
Кроме того, уже в первой половине и до конца августа 1994 г. необходима подготовка и переподготовка порядка 400 учителей информатики и начальных классов, которым предстоит проводить региональный курс "Информационная культура".
Такое количество и объем задач не под силу кабинету информатики СИПКПРО, состоящему из 2-3 человек (утечка кадров коснулась и его). Вряд ли можно надеяться на то, что в скором времени штат этого кабинета пополниться квалифицированными кадрами. Необходима иная структура, которая была бы более самостоятельна в научном, финансовом и хозяйственном плане. Выход из этого положения видится в срочном (уже с начала 1994 г.) учреждении заинтересованными в информатизации образования юридическими субъектами Центра подготовки и переподготовки кадров (см. приложение ╧2). Это должна быть самостоятельная структура в виде государственного образовательного учреждения (с правом выдачи сертифицированных документов), лицензируемого и финансируемого Управлением образования по результатам его деятельности.
Анализ результатов работы областной лаборатории компьютерного творчества при областном центре технического творчества показывает, что сотрудники лаборатории отдают предпочтение подготовке учащихся по весьма узким специальностям и темам, относящимся скорее к профессионально-техническому образованию, нежели к общему среднему. Лаборатория фактически выполняет роль подготовительных курсов для поступления в Самарский архитектурно-строительный институт.
На этом основании предлагается следующее. С начала 1994 года прекратить финансирование областной лаборатории компьютерного творчества и на базе областного центра технического творчества уже к маю 1994 г. создать компьютерную школу, где учащиеся могли бы изучать такие курсы (можно их назвать дополнительными) как:
- компьютерная математика и программирование;
- дизайн и компьютерная графика;
- работа с базами данных, электронными таблицами, интегрированными системами;
- машинопись и компьютерное делопроизводство;
- компьютерная музыка и музыкальные компьютеры;
- компьютерное моделирование и эксперимент;
- компьютерные коммуникации;
- использование компьютерных средств в других областях человеческой деятельности.
В летнее время компьютерная школа может продолжать свою деятельность в летнем компьютерном лагере. Имеется опыт работы летних компьютерных лагерей (Международный детский компьютерный лагерь-школа под Переславлем-Залесским). Дети не только отдыхают и укрепляют здоровье в таких лагерях, но общаются с ровесниками из других стран, разрабатывают общие проекты по различным научным областям и реализуют их или их модели на компьютере, используя лучшие программные средства и технологии.
Общая картина научно-технического прогресса в мире не может не отразиться и на тенденциях в сфере образования. Все промышленно развитые страны понимают, что благополучие жизни общества зависит от качества образования детей.
Для развития инфраструктуры непрерывного образования, начиная с детей дошкольного возраста, необходимо осознание руководителями высшего и среднего звеньев руководства системы образования того факта, что новые информационные технологии при условии их обоснованного внедрения в дошкольное и школьное образование в значительной степени способствуют интеллектуальной, физической, эмоциональной и мотивационной готовности детей к использованию НИТ в своей дальнейшей деятельности, в том числе в учебной деятельности в школе и профессиональной деятельности в различных сферах жизни общества.
При этом общее направление информатизации образования за последние годы изменилось от "обучения алгоритмизации и программированию" к "формированию с помощью новых информационных технологий активной самостоятельной творческой личности, подготовленной к эффективному использованию этих средств в жизни".
Как показал опыт семи лет научных исследований и практических работ, проведенных сотрудниками Ассоциации КИД (Ассоциация "Компьютер и детство" является членом Всемирной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) при ЮНЕСКО, одним из соучpедителей Всероссийского фонда обpазования, Народного благотворительного фонда "Образование", нескольких предприятий и общественных организаций) компьютер может эффективно применяться как новое средство игровой деятельности, для интеллектуального, речевого, эмоционального, нравственного, физического, социального развития ребенка. Она используется также для проведения диагностики уровня умственного развития детей, их интеллектуальной активности, сформированности отдельных психических качеств, степени их подготовки к школе.
Для развития и совершенствования непрерывной системы дошкольного и начального школьного образования в Самарской области на основе комплексного внедрения новых информационных технологий (НИТ) и элементов современной развивающей предметной среды, предполагается совместная программа по внедрению КИД-систем (развивающих предметных сред, в том числе компьютерных, разработанных Ассоциацией "Компьютер и детство"), этапы которой приводятся ниже.
Возможные этапы внедрения КИД-систем
Виды деятельности Срок Ориентировочная стоимость работ Поставка в одно дошкольное учреждение образования области "КИД-системы" и ее компонентов "под ключ": - 6 персональных компьютеров IBM PC;
- программно-методический комплекс "Малыш" (серия из 65 развивающих, обучающих, диагностических программ);
- компьютерные системы управления административно-хозяйственной деятельностью дошкольного учреждения;
- детская компьютерная мебель;
- игровое оборудование, игры, игрушки, дидактические и другие материалы;
- спортивное оборудование;
- элементов оформления помещений;
- услуги по установке и оборудование дошкольного учреждения в соответствии с требованиями эргономики и дизайна;
- индивидуальное обучение персонала.
Февраль-март
1994
15 млн. рублей Семинар с участием администрации, группы научных сотрудников Ассоциации КИД и руководителей детских дошкольных учреждений и представителями отделов образования области на базе ДУ, оснащенного КИД-системой. Апрель
1994
- Подготовка и переподготовка кадров (представители ДУ-экспериментальных площадок) Май-Июнь
1994 50 тыс. рублей * количество специалистов области Анализ, примерная оценка эффективности и результатов использования КИД-системы. Май-Июль
1994
- Поставка в 3-4 дошкольных учреждения образования области "КИД-системы" и ее компонентов "под ключ". Август
1994 45-60 млн.рублей Информационное обслуживание дошкольных учреждений образования в течении 2-х лет. 1994-1996 г. 800 тыс.рублей Комплексное внедрение НИТ в практику дошкольного и начального школьного образования Самарской области позволит:
1. Обеспечить материально-техническую и методологическую базу для обеспечения непpеpывного педагогического пpоцесса в условиях пpименения в дошкольных учреждениях и начальной школе развивающей предметной среды, одним из элементов которой являются современные информационные технологии.
2. Создать сеть экспеpиментальных комплексов "детский сад -школа" для отработки перспективных педагогических технологий воспитания, обучения и pазвития детей.
3. Повысить общий уровень квалификации специалистов начального уровня образования за счет вовлечения их в инновационные педагогические технологии.
4. Расширить информационную и поднять на иной качественный уровень организационную инфраструктуру за счет участия в ней еще одной ступени образования.
Одним из важных частей программы, направленной на поддержание исследовательской инициативы и интеллектуального уровня информационной научной и педагогической общественности, является систематическое проведение различного рода конкурсов, семинаров и конференций. Предусматривается проведение регулярных ежегодных конференций по проблемам и достижениям в области информатики.
Так, в августе 1994 года перед введением регионального курса "Информационная курса" планируется проведение Всероссийской научно-практической конференции "Информационная культура в современной школе" в г.Самаре. Цели этой конференции можно определить следующим образом:
- собрать концептуальный материал среди авторитетных специалистов России по теоретическим и практическим вопросам построения сквозного курса "Информационная культура";
- определить состояние российских программных и методических разработок в области педагогической информатики;
- ознакомить педагогическую и информатическую общественность с работами, проводимыми в Самаре в области информатизации школьного образования;
- внести коррективы в стратегию реализации программы "Информационная культура" в Самарской области;
- определить перспективные направления информатизации образования;
- выявить актуальные направления выпуска популярной и методической литературы в области информатизации образования*
Для участия в конференции необходимо пригласить учителей информатики Самарской области, методистов и руководителей отделов народного образования, разработчиков учебного программного обеспечения России и стран СНГ, ученых (психологов, дидактов, эргономистов, информатиков и т.д.), занимающиеся проблемами школьной информатики.
Структуру такой конференции лучше всего разделить по возрастным группам учащихся и условия внедрения курса:
- начальная школа и дошкольные учреждения образования,
- центральные классы средней школы,
- старшие классы,
- педвузы и педучилища, подготовка и переподготовка кадров.