3.6. Развитие региональной телекоммуникационной сети образования,
подключение к общей сети образования.
Телекоммуникации в нашей стране, применяемые в сфере современного образования, используются в трех направлениях: во-первых, это для управления организациями образования, путем передачи оперативной информации, во-вторых, для построения параллельной дидактики - новой методике обучения, основанной на распределенной деятельности обучаемых, в третьих для формирования банка данных педагогической и др. информации.
Создание информационной системы в сфере управления образованием может позволить решить ряд проблем, которые в краткой форме формулируются следующим образом:
- неоперативность (а порой и полная потеря) информации;
- затруднительность и неточность статистических и диагностических исследований;
- отсутствие полноценной обратной связи;
- неоправданные потери части контрольных и управленческих функций;
- дублирование и искажение информации;
- ограничения на объем информации;
- полная зависимость от средств связи и режима их работы (стабильность и надежность которой оставляет желать лучшего);
- снижение активности научных и практических исследований и др.
Решая данный ряд проблем, информационные системы, на базе глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей имеют и свои дополнительные достоинства и преимущества:
1. Доступность к информации с одной стороны, и возможность вынужденного ограничения доступа ("для общего пользования", "для служебного пользования", "персональная информация" и т.п.) с другой стороны.
2. Оперативность и своевременность.
3. Быстрая корректируемость информации и организация достоверной обратной связи.
4. Стабильность и надежность, обеспеченная работами в области теории информации и постоянным повышением надежности и качества компьютерной техники (качество Software и Hardware).
5. Гибкость и относительно неограниченный объем информации при обмене.
6. Возможность расширения информационной системы за счет увеличения участников компьютерной сети и возможность выхода из локализации информационной системы (ИС) и перехода в глобальные ИС.
7. Классификация, направленность и управляемость информационного потока.
8. Регистрация участников ИС и возможность получать проводить более точные статистические и диагностические исследования.
9. Идентификация информации и возможность осуществлять контрольные функции.
Все это в равной степени относится и к различного рода педагогической информации.
На сегодня уже в нескольких регионах страны информационная система на базе телекоммуникационных компьютерных сетей реализована, функционирует и можно говорить о ее эффективности и реальных результатах.
Как правило, все первые шаги в этом направлении в различных регионах начинались с оснащения организаций управления и отделов образования средствами модемной связи на основе электронной почты. Наверное, это самый простой и разумный первый шаг, но для достижения конечных целей вовсе недостаточный. Необходим обмен не только управленческой и организационной информацией, но и педагогической. Этот класс информации особенный и не только потому, что педагогическую информацию необходимо весьма квалифицированно ранжировать, проводить анализ, обработку, определять методы сбора такой информации и т.д., но и потому, что формы и виды ее представления куда шире, чем строгих деловых бумаг (файлов), баз данных и пр.
Педагогическая информация может представляться на бумажных и магнитных носителях (дисках) в виде текстовых файлов, на магнитных лентах, видеокасетах, цифровых лазерных дисках и другими способами, которые сейчас просто невозможно перечислить и определить. Для того, чтобы работать с такой информацией нужны высококвалифицированные специалисты и разнообразные современные технические средства.
Опыт внедрения информационной системы показывает, что в результате все сводится к организации специализированного информационного (информационно-методического) центра, который в дальнейшем обеспечивает и поддерживает работу такой системы и включает в себя технический и методический персонал, группу обеспечения сбора и передачи информации (с собственными mail-серверами или выделенными самостоятельными узлами связи), медиатеку, издательский отдел (см. приложение ╧1).
Создание такого специализированного центра - также задача организационного органа по управлению программой, хотя саму организацию информационно-методического центра можно считать частью программы информатизации образования.
Для координации работ предложенных центров Министерство образования РФ учрежден Российский центр информатизации образования (РЦИО), связь и работа с которым - одна из задач регионального информационно-методического центра.