ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1994-1995 гг.

1. Общие положения и основные направления информатизации образования

Данный документ разработан в соответствии с Федеральной программой развития образования в Российской Федерации, в которой информатизация образования выделена в качестве целевой программы (проекта) и подчеркнута приоритетность этого направления для развития всей системы образования России.

Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Уровень развития информатизации характеризует в современном мире уровень развития государства, без мощной информационной инфраструктуры невозможно создать цивилизованный рынок товаров и услуг, обеспечить решение задач социальной сферы, войти в мировое сообщество в качестве полноценного партнера.

Успешность осуществляемых в Российской Федерации социальных и экономических реформ связана с достижением прогресса в области информатизации. Но без прочного фундамента, заложенного в сфере образования, никакие даже самые выдающиеся отдельные научные открытия не сделают наше общество действительно информационным.

Для того, чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Невозможно учить тому, чего не знаешь и не умеешь сам. При этом информатизация не должна делаться для образования обязательной повинностью, а войти в него органично, способствовать его совершенствованию, открыть дополнительные возможности развития.

Потенциальные возможности информатизации в совершенствовании образования чрезвычайно высоки. Современные средства информатизации позволяют: накопить и сделать легко доступными преподавателям и учащимся громадные объемы учебно-методических материалов; обеспечить высокую наглядность учебного материала; осуществлять коллективную работу учащимся, находящимся в разных городах, а учащимся, сидящим за одним столом, работать по индивидуальным программам. Тем самым информатизация открывает широкий простор для творчества как преподавателей, так и учащихся, что является одной из важнейших задач образовательной реформы в Российской Федерации.

Для того, чтобы реализовать эти потенциальные возможности информатизации, необходимо:

Несмотря на сложность указанных задач информатизации образования, пути их решения к настоящему времени стали достаточно ясны.

Информационная инфраструктура в сфере образования может быть реализована на основе уже существующих в Российской Федерации телекоммуникационных сетей при условии создания и подключения к ним банков образовательной информации. Ведение указанных банков, помощь образовательным учреждениям в работе с сетью и в использовании телекоммуникаций в качестве средства обучения требует создания специальных центров (узлов сети), но эта деятельность вполне может осуществляться уже существующими учреждениями подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Обеспечение образовательных учреждений вариативными учебно-методическими материалами, ориентированными на применение НИТ, может быть реализовано следующим образом.

Прежде всего, на основе уже имеющихся работ и минимально необходимых новых разработок образовательным учреждениям предоставляется возможность реализации рекомендаций Базисного учебного плана.

В дальнейшем создание новых продуктов должно стимулироваться не столько за счет финансирования из государственных программ, сколько благодаря переходу к рыночным отношениям. Для этого требуется обеспечить охрану авторских прав, а также создать систему информирования образовательных учреждений о новых разработках. Последнее вполне может быть реализовано путем создания соответствующей "электронной биржи" - баз данных, подключенных к образовательной телекоммуникационной сети.

Первым шагом на пути совершенствования управления образованием должно стать создание и введение в действие государственных стандартов в области информатизации образования. Без введения соответствующих нормативов контроль качества работы образовательных учреждений просто невозможен.

Необходимо также введение государственной сертификации аппаратных и программных средств, рекомендуемых к использованию в учебном процессе. Экспертиза указанных продуктов может осуществляться соответствующими экспертными советами на местах.

В дальнейшем совершенствование управления образованием может быть достигнуто за счет большей информированности органов управления о состоянии дел в подведомственных образовательных учреждениях, а самих образовательных учреждений - обо всех нормативных документах, другой организационно-управленческой информации. Использование телекоммуникационной сети должно позволить не только автоматизировать процесс пересылки, получения и обработки информации, но и использовать опыт коллег для повышения качества работы.

Обеспечение системы образования кадрами, готовыми к применению НИТ в своей работе, может осуществляться за счет подготовки молодых специалистов в педвузах (требуется введение новых специальностей и осуществление подготовки в области НИТ всех студентов) и создания на базе уже имеющихся учреждений повышения квалификации центров информатизации, где все работники сферы образования могли бы получить необходимую им подготовку. В условиях единого информационного пространства эта задача упрощается, так как перед учреждениями подготовки и переподготовки кадров открывается возможность большей кооперации с аналогичными учреждениями, а следовательно и возможность специализации.

Наибольших финансовых затрат в области информатизации образования требует оснащение образовательных учреждений средствами информатизации. Учитывая трудное материальное положение отрасли, трудно надеяться, что этот процесс может идти быстрыми темпами. Поэтому чрезвычайно важно избегать лишних затрат, приобретая морально устаревшую технику или же технику разных типов. Программно и аппаратно несовместимые компьютеры требуют существенного увеличения затрат на содержание большего числа ремонтных центров, не позволяют объединения в единую образовательную сеть, требуют создания для каждого типа собственного учебного программного обеспечения, чем увеличивают стоимость программных продуктов и препятствуют насыщению ими образовательного рынка.

Работы в указанных направлениях ведутся в Российской Федерации уже несколько лет. Научно-исследовательские институты, авторские коллективы создали определенный научный и учебно-методический задел. Ряд организаций создает свои образовательные базы данных, фрагментарно действуют образовательные телекоммуникационные сети. В отдельных регионах реализуются региональные программы информатизации образования, создаются учебно-методические центры информатизации, центры по ремонту и обслуживанию вычислительной техники, фонды педагогических программных средств.

Вместе с тем, информатизацию образования, создание единого информационного образовательного пространства Российской Федерации невозможно осуществить усилиями отдельной организации или региона. Даже общими усилиями ее не удастся осуществить за 2 года или 5 лет, на которые обычно рассчитаны программы. Необходимо обеспечить планомерную, совместную, скоординированную работу всех, кто заинтересован в решении данной задачи. Такое объединение возможно только при проведении единой государственной политики в области информатизации образования. Инструментом реализации этой политики на данном этапе образовательной реформы и должна стать данная программа.

2. Цель и задачи программы

Цель Программы - информационно-технологическое обеспечение реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" и принципов государственной политики в области образования путем расширения применений средств и методов новых информационных технологий. Программа призвана координировать усилия органов государственной власти и управления образованием при разработке и реализации региональных и ведомственных программ информатизации.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

3. Управление программой

Реализация Программы проводится поэтапно под руководством Координационного комитета, состоящего из представителей федеральных и региональных органов управления, с оценкой результатов каждого этапа.

Все результаты, полученные в ходе выполнения Программы являются общественным достоянием и предоставляются безвозмездно всем заинтересованным образовательным учреждениям нашей страны.

Финансирование Программы осуществляется по согласованным квотам из федерального, региональных и местных источников.

В качестве технической базы реализации проектов в рамках настоящей Программы используются современные средства ЭВТ и современные средства передачи информации, включая электронную почту.

Работа по информированию общественности о ходе выполнения программы, а также распространение полученных результатов является составной частью самой Программы.

4. Основные разделы программы (направления)

  1. Организационно-управленческое обеспечение Федеральной программы развития образования (в области информатизации).
  2. Информатизация среднего образования.
  3. Информатизация подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров.
  4. Информатизация управления образованием.
  5. Обеспечение развития образования (в области информатизации).

Общая стоимость работ по программе - 2.000 млн. руб. (в ценах на ноябрь 1993 года)

В том числе (в млн. руб.):

. 1994 1995 Итого
Направление 1 235 225 460
Направление 2 320 150 470
Направление 3 230 170 400
Направление 4 160 110 270
Направление 5 220 180 400
Итого 1165 835 2000