Приложение
к "Программе информатизации образования
в Российской Федерации на 1994-95 гг."
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
1. Введение
Начавшийся в 1985 г. процесс компьютеризации учебных заведений и информатизации образования соответствовал объективным интересам развития общества - экономики, науки и техники, образования и культуры. Политические и социально- экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое условие этого,- информатизации образования еще более актуальной.
Глобальность поставленных задач, необходимость приобщения к современным информационным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на уровне среднего звена образования. Сегодня во многих странах выпускник средней школы либо сразу, либо после относительно небольшого дополнительного профессионального обучения приходит на рабочее место, оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе микропроцессорной техники, и должен для успешной работы представлять себе принципы ее функционирования.
Вместе с тем, даже получение всеми членами общества базовой подготовки в области информатизации в средней школе не может сделать российское общество действительно информационным. Создание и развитие информационной инфраструктуры, без которой невозможно обеспечение доступности информации всем членам общества, необходимость широкого внедрения НИТ во всех отраслях народного хозяйства, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке кадров. Таким образом, информатизация профессионального образования становится одним из важнейших направлений информатизации образования.
Информатизация образования невозможна без соответствующей подготовки и переподготовки педагогических кадров. Освоение НИТ учащимися возможно только при опережающей подготовке преподавателей в этой области. Поэтому информатизация педагогического образования, подготовка учителей по новым специальностям, освоение всеми преподавателями информационных технологий является приоритетным, определяющим направлением для всей информатизации образования.
Наконец, чрезвычайно важной является реализация потенциальной эффективности информатизации в самой сфере образования. Мировой и отечественный опыт указывают на возможность существенно изменить к лучшему содержание и формы учебного процесса, внедрить в образование новые информационные технологии, что способствует решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей учащихся, улучшению организации учебного процесса, распространению передового педагогического опыта, реальному обеспечению права всех граждан на получение полноценного образования.
2. Необходимость региональной программы информатизации
Реализация информатизации образования в период 1985-92 гг. отражала всю политико-экономическую нестабильность общества. С одной стороны, в нее были вложены значительные средства, выпущены сотни тысяч школьных персональных ЭВМ, созданы тысячи специально ориентированных компьютерных программ, изданы учебники и учебные пособия. С другой стороны, уровень и качество этих компьютеров низки, их многотипность и несовместимость между собой ошеломляют, качество подавляющего большинства педагогических программных средств ниже всякой критики.
Общегосударственные программы 1985-90 гг. не только не решили проблемы оснащения образовательных учреждений вычислительной техникой, но и не выработали реальных критериев ее отбора. Так и не был создан централизованный фонд программного обеспечения и учебно-методических материалов.
В таких условиях сложились резко различные региональные варианты реализации компьютеризации среднего образования. Пользуясь неразберихой и отсутствием координации, недобросовестные производители технических и программных средств заваливают народное образование заведомо некачественной продукцией. Так, в ряде школ появились совершенно непригодные к работе, сделанные кустарно компьютерные классы; директора, не разбираясь в этих вопросах, покупают на многие тысячи рублей ненужные, выполненные на низком уровне программы.
Возросшая в последнее время роль регионов в экономической, научно-технической жизни страны не позволяет им не рассматривать вопросы развития образования. Разрабатываются региональные стандарты образования, администрации на местах уделяют ему разные доли бюджета и разную степень внимания. Нет смысла надеяться, что все проблемы информатизации образования могут быть решены за счет принятия федеральных программ. Опыт прошедших лет показывает, что реальные условия и потребности регионов не знает никто лучше их самих.
Финансирование большинства образовательных учреждений осуществляется из регионального бюджета, и эти средства должны расходоваться с максимальной пользой для самого региона. В таких условиях кивать на отсутствие единой всеохватывающей государственной программы в вопросах компьютеризации и информатизации образования образно говоря все равно, что заказывать синоптикам погоду.
3. Цели и задачи региональной программы информатизации
Целью информатизации образования территорий является существенное повышение качества образования за счет наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей населения (в том числе и в овладении информационными технологиями); повышения информированности как внутри самой системы образования, так и населения региона; повышения уровня компетентности управления образованием.
Для достижения этой цели необходимо создание программы, предусматривающей решение следующих задач:
- Осуществление предпроектного обследования системы образования территории для определения:
- сложившейся структуры компьютерного и программного оснащения учебных заведений;
- объективных потребностей региона в целом и сферы образования в частности;
- материальных ресурсов, которые территория может в ближайшие годы предоставить для компьютеризации и информатизации образования.
- Создание системы организационного и научно- методического обеспечения программы информатизации, охватывающей следующие направления:
- координацию всех работ по информатизации образования внутри региона, а также совместное выполнение работ с другими регионами и в рамках Федеральной программы информатизации;
- контроль за соблюдением государственных стандартов образования в области информатизации;
- формирование рынка программных и аппаратных средств информатизации, учебно-методических материалов, других образовательных товаров и услуг;
- подготовку и переподготовку кадров;
- обеспечение всех видов методической работы;
- создание экспериментальных площадок;
- создание регионального банка педагогических программных средств и учебно-методических материалов;
- создание региональной информационной инфраструктуры на основе средств телекоммуникации;
- сбор и обработку педагогической информации, ее доведение до учреждений образования;
- приобретение техники, ее установку, текущее обслуживание, ремонт.
Решение этих задач может быть возложено на один или несколько специальных центров, создаваемых в рамках региональной программы информатизации.
4. Структура региональной программы информатизации образования
Министерство образования Российской Федерации предлагает регионам страны в качестве рекомендации следующую структуру региональной программы информатизации образования.
- Объяснительная записка (мотивация необходимости Программы).
- Анализ существующего в регионе положения в области компьютеризации и информатизации образования.
- Техническое оснащение:
- виды КУВТ;
- техническое состояние, реальная работоспособность;
- организация ремонта и обслуживания.
- Наличие подготовленных кадров и качество подготовки:
- учителей информатики;
- учителей-предметников;
- служащих и руководителей органов управления образованием;
- других категорий работников образования.
- Наличие программного обеспечения по каждому из видов КУВТ, его доступность и качество:
- прикладных программ общего назначения;
- инструментальных программных средств;
- программной поддержки курса информатики;
- программной поддержки других дисциплин.
- Учебно-методическое оснащение, его достаточность:
- учебники, пособия, изданные централизованно;
- региональные разработки.
- Основные направления развития информатизации образования региона на __________ гг.
- Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (учебно-методическая литература, педагогические программные средства и т.п.):
- разработка собственными силами;
- создание на основе кооперации с другими регионами;
- использование результатов Федеральной программы (в области информатизации).
- Техническое оснащение:
- определение технической политики и источников приобретения аппаратных средств информатизации;
- приобретение и установка;
- организация ремонта и обслуживания.
- Подготовка и переподготовка кадров:
- осуществление собственными силами;
- необходимость кооперации с другими регионами;
- участие в семинарах и курсах, организуемых федеральными органами управления образованием.
- Программное обеспечение управления образованием:
- разработка собственными силами;
- создание на основе кооперации с другими регионами;
- использование результатов Федеральной программы (в области информатизации).
- Развитие региональной телекоммуникационной сети образования, подключение к общей сети образования.
- Организационное обеспечение.
- Финансовое обеспечение.
- Совместные проекты в области информатизации образования с другими регионами и международное сотрудничество.
- Ожидаемые результаты и механизмы контроля.