МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

МОСКВА

22.02.95____________________________________________N 4/1
О ходе реализации Программы информатизации
образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг.


Заслушав и обсудив сообщение начальника Отдела информатизации Д.О.Смекалина о ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации на 1994- 1995 гг., коллегия отмечает, что задачи Программы на 1994 г. были, в целом, решены как в области совершенствования содержания образования, так и в области управления образованием.

1995 год - юбилейный в истории информатизации образования в Российской Федерации. С 1985/86 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях страны был введен курс "Основы информатики и вычислительной техники", созданный под руководством академика А.П.Ершова в 1985 г.

Введение нового предмета в программу работы школ, не имевших в то время компьютеров, не позволяло рассчитывать на быстрое и кардинальное улучшение качества обучения,- это был только первый шаг по пути, который предстояло пройти. Однако уже десять лет назад ведущим российским ученым и прогрессивным руководителям образования были очевидны перспективы, открываемые информатизацией для развития образования.

У истоков информатизации образования стояли выдающиеся ученые - академики А.П.Ершов, Е.П.Велихов, Н.Н.Красовский, В.А.Мельников, создавшие концепцию информатизации образования; руководители отрасли - Ф.И.Перегудов, В.Н.Афанасьев, М.Р.Леонтьева, А.Ю.Уваров, усилиями которых удалось не только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития на годы вперед.

За прошедшие десять лет информатизация образования в Российской Федерации получила значительное развитие.

Большинство общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования располагают кабинетами вычислительной техники. Ежегодно компьютерный парк отрасли увеличивается более чем на две тысячи классов современных компьютеров.

Помимо изучения компьютерноориентированного курса информатики во многих общеобразовательных учебных заведениях активно используются новые информационные технологии при изучении других учебных предметов; стали создаваться школьные медиатеки.

В педвузах и институтах повышения квалификации России подготовку в области информатизации получают не только учительские, но и инженерные кадры отрасли.

Все большее распространение получает использование телекоммуникаций. Многие учащиеся работают над совместными проектами в рамках различных межрегиональных и международных программ.

Российские школьники достойно представляют нашу страну на международных олимпиадах по информатике. В 1994 г. они завоевали первое командное место; кроме того, 3 из 4 участников команды получили золотые медали за индивидуальные выступления.

Достижения Российской Федерации в области информатизации образования получили признание мирового сообщества. Генеральная конференция ЮНЕСКО поддержала предложение Председателя Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию В.Г.Кинелева и Министра образования Российской Федерации Е.В.Ткаченко о проведении в Москве в июле 1996 г. II Международного конгресса ЮНЕСКО "Информатика и образование".

Задачи развития информатизации образования на современном этапе должна была решить Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., одобренная решением коллегии Минобразования России от 10.11.93 N 20/1.

Для реализации Программы был создан Координационный комитет (приказ Министерства образования Российской Федерации от 25.05.94 N 156), в состав которого вошли сотрудники Минобразования России, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, научной и педагогической общественности, прессы.

Основными задачами Программы в 1994 г. были:

В ходе своей работы Координационному комитету удалось объединить усилия, направленные на развитие информатизации отрасли, практически всех структурных подразделений Министерства и органов управления образованием многих субъектов Российской Федерации, как это и было предусмотрено Программой.

В 1994 г. в 37 субъектах Российской Федерации были разработаны или скорректированы в соответствии с рекомендациями Программы региональные программы информатизации образования. Особо высокой оценки заслуживает работа Пермской и Ярославской областей, чей опыт во многом лег в основу федеральной Программы, а также достижения Алтайского и Ставропольского краев, Кемеровской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Томской областей, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и др.

Скоординированные действия Минобразования России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации способствовали достижению определенного прогресса в рамках работ по созданию единого информационного образовательного пространства Российской Федерации. К концу 1994 г.:

Важным направлением работы по Программе являлось создание нормативных документов по обеспечению единых требований к содержанию обучения информатике и техническому оснащению кабинетов вычислительной техники образовательных учреждений. Несмотря на отсутствие финансирования Программы из федерального бюджета, в 1994 г. были разработаны "Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях", "Требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики", "Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в общеобразовательных учреждениях", которые должны обеспечить единство подхода к решению рассмотренных в них вопросов в образовательных учреждениях Российской Федерации до принятия соответствующих государственных стандартов. В стадии завершения находится подготовка документа "Рекомендации о порядке списания средств информатизации в образовательных учреждениях".

Вместе с тем, отсутствие финансирования не позволило завершить в 1994 г. работу по созданию такого важного документа как "Санитарно-гигиенические нормы использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений", подготовку которого необходимо завершить в ближайшее время.

Заметный вклад в развитие информатизации отрасли внесен в 1994 г. за счет использования внебюджетных источников финансирования, в частности:

Значительное внимание проблемам информатизации образования в 1994 г. уделяла педагогическая пресса. Помимо основного научно-методического журнала данного направления "Информатика и образование", внесшего существенный вклад в решение задач Программы, редакция газеты "Первое сентября" стала выпускать отдельное приложение, посвященное проблемам информатизации образования, а "Учительская газета" активно включилась в развитие образовательной телекоммуникационной сети.

Коллегия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Принять с сведению отчет о выполнении в 1994 г. Программы информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг. Считать реализацию решения коллегии Минобразования России "О программе информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг." в 1994 г., в целом, удовлетворительной. Продолжить выполнение Программы в 1995 г.
  2. Отметить плодотворную работу по развитию информатизации образования, осуществляемую в Пермской, Тамбовской, Ярославской областях, г. Москве, и рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации использовать их опыт при реализации региональных программ информатизации.
  3. В развитие решения коллегии Минобразования России "О программе информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг." дополнить "Примерное положение о региональном информационно-методическом центре" "Квалификационными характеристиками сотрудников регионального информационно-методического центра" (приложение 1).
  4. Признать целесообразной предложенную в "Основных компонентах содержания информатики в общеобразовательных учреждениях" (приложение 2) структуру обучения информатике в общеобразовательной школе. Рекомендовать использовать указанный документ при преподавании информатики до введения государственных образовательных стандартов по данной дисциплине.
  5. Одобрить и довести до сведения подведомственных организаций "Требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики" (приложение 3) и "Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в общеобразовательных учреждениях" (приложение 4).
  6. Отделу информатизации (Д.О.Смекалин):
    1. Совместно с Московским департаментом образования (Л.П.Кезина) к 1 июня 1995 г. создать рабочую группу по подготовке и проведению в г. Москве в июле 1996 г. II Международного конгресса ЮНЕСКО "Информатика и образование".
    2. Совместно с Институтом средств обучения РАО (Т.С.Назарова), Московским институтом гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана (Е.А.Гельтищева) к 1 июня 1995 г. внести предложения по доработке документа "Санитарно-гигиенические нормы использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений".
    3. Совместно с Главным управлением бухгалтерского учета и контроля (Б.А.Теймуразов) к 1 июля 1995 г. подготовить и довести до сведения подведомственных организаций "Рекомендации о порядке списания средств информатизации в образовательных учреждениях".
    4. Подготовить информационное письмо об обеспеченности учебными и методическими пособиями, программно-методическими комплексами предложенной в "Основных компонентах содержания информатики в общеобразовательных учреждениях" (приложение 2) структуры обучения информатике в общеобразовательной школе. Довести эту информацию до сведения общеобразовательных учреждений к началу 1995/1996 учебного года.
    5. Совместно с Главным управлением педагогического образования (М.Н.Костикова) и УМО педвузов России по информатизации (М.П.Лапчик) к 1 июля 1995 г. подготовить предложения о расширении подготовки в педвузах кадров по специальности "Информатика", а также подготовки в области информатизации учителей всех профилей.
    6. Совместно с Управлением делами (А.И.Сирож) и Институтом информатизации образования (Я.А.Ваграменко) к 1 июля 1995 г. разработать план мероприятий по распространению системы телекоммуникаций в отрасли.
    7. Совместно с Главным управлением национально- региональных программ развития образования (Е.С.Гальсков), Главным планово-экономическим управлением (З.И.Филимонова) и Главным управлением образования Пермской области (И.А.Заинчковский) к 1 июля 1995 г. подготовить предложения по созданию на базе Пермской лаборатории информатизации образования федеральной экспериментальной площадки.
  7. Главному планово-экономическому управлению обеспечить финансирование работ по информатизации образования в пределах средств, выделяемых на реализацию Федеральной программы развития образования в Российской Федерации.
  8. Управлению информации, прессы и связей с общественными организациями (А.П.Кузякин), редакции журнала "Информатика и образование" (А.Ю.Кравцова) дать обзорную информацию о десятилетии информатизации образования в Российской Федерации, обеспечить ознакомление общественности с ходом реализации Программы информатизации образования на 1994- 1995 гг.
  9. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя Министра В.А.Болотова.

Председатель коллегии Е.В.Ткаченко

Проект решения коллегии
подготовлен отделом
информатизации образования
_________________ Д.О.Смекалин

Исполнитель
национально-
региональных программ
_________________ Л.Е.Самовольнова


СОГЛАСОВАНО:


Первый заместитель министра
_____________В.А.Болотов

Главное управление
развития образования
_____________ Е.С.Гальсков

Главное управление
бухгалтерского учета и
контроля
_____________Б.А.Теймуразов

Главное планово-
экономическое
управление
_____________З.И.Филимонова

Главное управление
педагогического образования
_____________ М.Н.Костикова

Управление делами
_____________ А.И.Сирож

Управление информации,
прессы и
связи с общественными
организациями
_____________ А.П.Кузякин

Ответственный секретарь
коллегии
_____________ Л.А.Курбатова