АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

А.Ю.Уваров

  1. Образование в эпоху перемен: школа и становление информационного общества
  2. О ходе реализации программы в 1993-95гг.
  3. От стабилизации к развитию: основные направления программы информатизации образования Минобразования РФ на 1996-99гг.
    1. О структуризации работ по программе
    2. Поисковые разработоки.
      1. Решение задач 1-го этапа.
      2. Решение задач 2-го этапа.
      3. Решение задач 3-го этапа.
      4. К постановке задач 4-го этапа
    3. Создание учебно-методического обеспечения.
      1. Решение задач 1-го этапа.
      2. Решение задач 2-го этапа.
      3. Решение задач 3-го этапа.
    4. Подготовка и переподготовка кадров.
      1. Решение задач 1-го этапа.
      2. Решение задач 2-го этапа.
      3. Решение задач 3-го этапа.
    5. Развертывание и поддержание информационной среды.
      1. Решение задач 1-го этапа.
      2. Решение задач 2-го этапа.
      3. Решение задач 3-го этапа.
    6. Заглядывая за горизонт.
    7. Кадровое и информационное обсуживание программы "информатизация образование".
      1. Подготовка кадров исследователей и педагогов-экспериментаторов.
      2. Распространение материалов и информационных ресурсов, полученных в результате выполнения программы
      3. Республиканские конференции, совещания, школы специалистов
      4. Международные связи, стажировки, проведение совместных исследований и разработок
  4. Организация работ по программе на новом этапе.
    1. Организационный принцип: поддержка точек роста
    2. Общие принципы финансирования разработок
    3. Информирование педагогической общественности о результатах выполненных работ

Аналитический Отчет'95

3. От стабилизации к развитию: основные направления программы информатизации образования Минобразования РФ на 1996-99гг.

Особенность очередного этапа развития работ по информатизации образования в Росие - переход от решения задач "выживания" компьютера в школе к решению задач развития: пересмотра содержания, методов и организационных форм учебной работы с учетом требований становящегося информационного общества и предоставляемых его развитием средств НИТ.

Пришло время начать переход от использования в учебном процессе отдельных элементов НИТ к созданию и распространения обновленных методических систем и интенсивной подготовке педагогических кадров к из повседневному использованию.

3.1. О структуризации работ по программе

Основная задача программы информатизации образования Минобразования РФ на 1996-99гг. обеспечить развитие процессов модернизации отечественной общеобразовательной школы, изменения содержания, методов и организационных форм обучения, перехода школы к функционированию в условиях "информационно богатого общества", а также начавшегося изменения материальной базы информатизации образования. Научно-методической обеспечение, подготавливаемое в ходе реализации республиканской программы должно обеспечивать достижение трех взаимоувязанных целей:

Освоение НИТ в школах, продолжающееся последнее десятилетие, в значительной степени зависит от условий конкретного учебного заведения и происходит весьма неравномерно. В Россие, как и в других технологически развитых странах, этот процесс развивается в рамках трех последовательных этапов:

Последнее время говорят о приближении следующего, четвертого этапа, связанного с реформой не только содержания и методов, но и всей организации обучения за счет широкого использования средств телекоммуникации и повсеместного использования "открытых учебных архитектур". В условиях отечественной школы какие либо заметные признаки этого процесса в настоящее время отсутствуют.

На практике можно наблюдать регионы, школы и педагогов, которые находятся на различных стадиях одного из трех выделенных этапов (См. Рис.1).


1985г.       1993г.       1999г.      2005г.     2010г.
|------------|------------|-----------|----------|--------------
= ======================== = =  =
Решение задач 1-го этапа
= ======================== = =  =
        =   = =============================== = =  =   =
              Решение задач 2-го этапа
        =   = =============================== = =  =   =
                =  = = =================================== = =  =
                          Решение задач 3-го этапа
                =  = = =================================== = =  =
                           =    =   = ===========================
                           ?     ?    ? Решение задач 4-го этапа ??
                           =    =   = ===========================

1985г.       1993г.       1999г.      2005г.     2010г.
|------------|------------|-----------|----------|--------------
Рис. 1. Иллюстрация последовательно-параллельного поэтапного
      решения задач информатизации образования в регионах и школах

Можно констатировать, что в первый этап вступило большинство общеобразовательных школ страны, а в некоторых продвинутых регионах он близится к завершению. Все предыдущие годы существенные усилия республиканской, региональных и местных программ были направлены на решение проблем связанных с разработкой соответствующих учебных предметов, приобретением и установкой комплексов технических средств, подготовкой и переподготовкой педагогов. Это позволило многим продвинутым регионам страны провозгласить в качестве главного ориентира переход ко второму этапу (см., например, региональную программу образования г. Москвы). Выполнение задач 1-го этапа, постановка и решение новых, значительно более сложных задач 2-го этапа составят основное содержание работы органов управления образованием в ближайшие годы.

Отличительная особенность работы во второй половине 90-х годов - начало реализации третьего этапа информатизации школы: разработка новых учебных предметов, ориентированных на обновленное содержание, цели и методы общеобразовательной подготовки школьников в условиях становления информационного общества, и органически использующих НИТ для достижения этих целей.

Несмотря на различие содержания и объема задач, решаемых на каждом из обозначенных этапов, каждый из них естественным образом структурируются по общему основанию и включает в себя:

На первом этапе эти задачи решаются применительно к информатике - единственному новому учебному предмету (сегодня это группа родственных учебных предметов), разворачиваемому на различных ступенях обучения, в учебных заведениях различного типа.

1985г.       1993г.       1999г.      2005г.     2010г.
|------------|------------|-----------|----------|--------------
= ======================== = =  =
Решение задач 1-го этапа
п1.1**** *:
 п1.2************** *:
 п1.3**************** *:
 п1.4******************* * *:
= ======================== = =  =
        =   = =============================== = =  =   =
              Решение задач 2-го этапа
        п2.1******* *
          п2.2**************** *
          п3.4******************** *
          п2.4******************** *
        =  = ================================ = =  =   =
                =  = = =================================== = =  =
                          Решение задач 3-го этапа
                п3.1****** * *
                  п3.2***************** *
                  п3.3********************* *
                  п3.4********************* *
                =  = = =================================== = =  =
                           =    =   = ===========================
                                 ?? Решение задач 4-го этапа ??
                           =    =   = ===========================

1985г.       1993г.       1999г.      2005г.     2010г.
|------------|------------|-----------|----------|--------------
Рис. 2. Иллюстрация последовательно-паралельного поэтапного
      решения задач информатизации образования по направлениям

На втором этапе речь идет о всей номенклатуре учебных дисциплин, методика изучения которых начинает претерпевать существенные изменения. Значительные усилия направляются на приобретение и установку технических средств НИТ, обеспечение "компьютерной грамотности" педагогов, усилиями которых начинается постепенная диффузия НИТ во все традиционные учебные предметы.

На третьем этапе речь идет о разработке и запуске механизмов создания и распространения качественно новых учебных предметов, содержание, методика преподавания и организация обучения которых отвечают задачам подготовки будущих членов становящегося информационного общества. Фактически, только на этом этапе начинают прорисовываться контуры качественно нового содержания образования, отвечающего стандартам становящегося информационного общества. Реализация этих стандартов в полном объеме представляет собой задачу перманентного (в наших сегодняшних понятиях) преобразования школы.

Характерной особенностью программы информатизации образования Минобразования РФ на период 1996-99гг. является продолжающаяся поддержка работ по трем выделенным этапам. При этом основной объем усилий смещается с решения методических задач первого и поисковых задач второго этапа на решение методических задач второго и поисковых задач третьего этапа.

Школа, как и вся система образования - это многосвязная система, единый непрерывно функционирущий организм. Поэтому приведенная выше декомпозиция, отражающая поэтапное решение задач информатизации образования по направлениям, одностороння. Ее назначение - проявить динамику процесса, последовательную смену приоритетов и ориентиров по мере развертывания информационной революции в образовании. Непрерывность и взаимопереходы эапов и направлений выражаются через единую последовательность задач развития инфроструктуры, которые связаны с фиксированными направлениями и остаются неизменными по мере реализации отдельных этапов. Развертывание инфроструктуры при решение задач каждого предыдущего этапа создает предпосылки (условия) для постановки и решения задач следующего этапа.

Таким образом, структуру программы удобно представить в виде матрицы "этапы:направления". При этом через формулировку этапов задаются целевые установки программы на конкретный временной интервал, а через описание задач по направлениям формулируются "обеспечивающая составляющая", описывающая последовательное развертывание инфроструктуры, которая растет и усложняется одновременно решая "традиционные" задачи, оставшиеся от предыдущего этапа, преобразуясь для решения сложнейших "новых" задач текущего этапа, антисипируя и подготавливаясь к решению каждый раз существенно более масштабных и незнакомых задач "приближающегося этапа".

Программы информатизации образования Минобразования РФ на 1996-99гг. - это федеральная программа, замыкающая (или инициирующая собой) совокупность региональных и подотраслевых программ. По своему статусу, федеральная программа направлена на решение задач создания инфроструктуры, поддерживающей процесс информатизации образования в стране. Ее основные объекты - продвинутые разработки, программные и методические продукты массового применения, экспериментальные (демонстрационные) площадки. Это замечание относится ко всем без исключения направлениям и этапам, которые рассматриваются ниже.

3.2. Поисковые разработки.

Поисковые научно-исследовательские разработок представляют собой уникальные экспериментальные работы, выполняемые как в лабораторных условиях, так и в рамках традиционных учебных заведений. Как правило они связаны с использованием существенно новых средств НИТ, методов и/или организационных форм обучения. К ним относятся и теоретические работы, связанные с анализом тенденций и результатов отдельных наблюдений и/или экспериментов, выявляющих перспективные направления реформы образования, становления школы "информационного общества". Поисковые разработки, как правило, служат основой для проведения прикладных исследований, связанных с созданием новых составляющих учебно-методического обеспечения или завершенных учебно-методических комплектов.

Рассмотрим основные направления поисковых разработок, разбивая их по выделенным этапам.

3.2.1. Решение задач 1-го этапа.

Поисковые разработки для решения задач "Обеспечения компьютерной грамотности" (задача 1-го этапа) начались более тридцати лет назад с обучения школьников основам вычислительной математики, программирования и алгоритмизации. Сегодня они представлены в виде отдельных экспериментов по обучению школьников работе с недавно появившимися средствами НИТ. К ним относятся:

Хорошим практическим оформлением такой работы могло бы стать создание нового экспериментального курса для старшеклассников "Современная коммуникация", объединяющего в себе освоение работы в Internet и психотехник коллективной работы с занятиями по иностранному языку (подавляющий объем информации в компьютерной сети представлен на английском языке).

3.2.2. Решение задач 2-го этапа.

Поисковые разработки, обеспечивающие "Использование новых информационных технологий при изучении учебных предметов" продолжаются более пяти лет и связаны, главным образом, с использованием стандартных средств НИТ (как массового применения, так и специального назначения), обучающих и контролирующих программ, "компьютерных лабораторий", а также специально разработанных компьютерных сред. Сегодня к этому перечню добавляются средства мультимедия, компьютерные энциклопедии, компьютерная коммуникация.

При проведении поисковых исследований основное внимание в программе сегодня должно уделяться вновь появившимся технологиям (компьютерные энциклопедии, мультимедиа комплексы), а также созданию специальных "предметных" компьютерных сред, поддерживающих качественно новые эффективные методы учебной работы школьников.

3.2.3. Решение задач 3-го этапа.

Опыт прошедшего десятилетия подтверждает справедливость тезиса о том, что информатизация образования - это и есть реформа школы. К сожалению, не все педагоги это действительно понимают. Основные усилия по реформе до сих пор сосредоточены на создании нового поколения учебников и учебно-методических пособий. При этом акцент делается на изменении фактической стороны содержания учебных материалов. Заметно меньше внимания уделяется разворачивающемуся на наших глазах процессу изменения средств и способов деятельности, перестройке методов и организационных форм обучения. Решение задачи информатизации образования требует включение в обязательное содержание общего образования большой группы сравнительно новых для практики обязательных составляющих, отражающих изменение в требованиях к личностным характеристикам выпускника: способность эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе, продуктивно планировать свою работу, уметь работать с информацией, владеть средствами рационального мышления и т.п. "Осваиваемые способы деятельности", а не "конкретное предметное содержание" или "материал" ложится в основу содержания современных учебных предметов. Это положение не нуждается в обоснованиях: оно родилось в недрах отечественной педагогической психологии и общепризнанно. Сегодня оно воплощается в практике коренных преобразований системы образования. Педагогам приходится осваивать новые информационные технологии и одновременно изменять: систему учебной работы школьников, отношения в педагогическом и ученическом коллективах, цели и содержание учебной работы, способы оценки результатов. Использование новых информационных технологий - этого "подарка НТР" системе образования - не как самоцель, а лишь катализатор необходимых изменений. В течение следующего десятилетия нам предстоит выстроить в условиях класса модель среды в рамках которой осуществляется эффективное сотрудничество между участниками учебного процесса, где используется весь спектр новейших информационный технологий, позволяющих эффективно осуществлять индивидуальную и коллективную учебную работу учителей и школьников.

На третьем этапе обучение собственно информатике становится таким же стандартным элементом учебного процесса, как обучение чтению и письму. Освоение соответствующих информационных технологий должно слиться с занятиями по родному и иностранному языку, предметам художественного цикла, естественным и гуманитарным дисциплинам. Собственно освоение средств НИТ войдет составляющей в интегрированный курс "технология" и станет аналогичным современному "автоделу". Должен произойти долгий и мучительный процесс исчезновения доминирующей сегодня элиты "информатиков", занимающихся сегодня задачами преподавания различных дисциплин и сращивания их с предметниками в процессе создание учебных предметов нового поколения.

Основное содержание поисковых работ третьего этапа связано сегодня с созданием новых учебных предметов, где НИТ поддерживает овладение новым содержанием образования, использование новых методов и организационных форм обучения. Составной частью этих разработок является задача подготовки и переподготовки педагогов. Главное ограничение реформы не в трудностях разработки нового содержания, методов или организационных форм учебной работы и поддерживающих их НИТ, а в желании и способности педагогов признать и включать эти нововведения в практику своей работы. Сроки внедрения качественно новых учебных программ сопоставимы и как правило превышают сроки их разработки, а стоимость внедрения и поддержки педагогов существенно выше чем затраты на разработку.

Создание целостных практически приемлимых открытых методических систем, включающих в качестве обязательной составляющей средства обеспечивающие подготовку педагогов и поддержку их поддержку в течение первых лет практической работы с новым курсом - основная задача перспективных разработок, подготавливающих вхождение образования в "третий этап" процесса информатизации.

3.2.4. К постановке задач 4-го этапа

Россия находится на первом этапе реформы образования, обусловленной становлением информационного общества. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие годы темпы соответствующих изменений возрастут. Потребуется ясная долгосрочная программа поэтапной реформы образования, затрагивающая интересы практически всех членов общества, ведущая к изменению их повседневной жизни. Переход от информационного к индустриальному обществу не менее грандиозен по своим последствиям для образования, как переход от аграрного к индустриальному, который собственно и породил современную школу. Ведущиеся сегодня исследования изменений в области организации производства показывают, что они сопоставимы с теми, которые происходили при возникновении массового производства. Аналогичное соотношение, повидимому выполняется и для образования. Если мы хотим решать зреющие сегодня задачи 4-го этапа информатизации школы с ясным пониманием происходящих процессов, уже сегодня необходимо начать соответствующие теоретические исследования. Результаты таких исследований помогут выстроить перспективу для всех ведущихся сегодня разработок.

3.3. Создание учебно-методического обеспечения

Первые образцы учебно-методического обеспечение на компьютере и для компьютера появились в нашей стране десять лет назад. Тогда же была поставлена задача созданию индустрии педагогических программных продуктов. Это направление бурно развивалось до начала 90-х и почти прекратило свое существование в "период стабилизации". Технология быстро уходит вперед.

Сегодня перед нами два пути: начать массовый перевод зарубежных учебных программных продуктов на русский язык или сделать все возможное чтобы, появилась отечественная индустрия педагогических программных продуктов. Культурная традиция и национальные интересы заставляют выбрать второе.

3.3.1. Решение задач 1-го этапа.

Комплексы программных продуктов, поддерживающих обучение школьников информатике сегодня существуют. Главные "информатические" проблемы обучения НИТ связаны с "компьютерной грамотностью" педагогов-предметников. Предлагаемое решение - создание обучающих программ, позволяющих переводить овладение НИТ в режиме самоподготовки. Подготовка и переподготовка педагогов в области НИТ - необходимое условие для решения задач 2-го этапа информатизации образования по более широкому спектру доступных сегодня средств вычислительной техники.

3.3.2. Решение задач 2-го этапа.

Главная задача второго этапа - поддержка развития индустрии педагогических программных средств и "компьютерных учебных материалов". Сегодня речь идет о создании компьютерных сред и лабораторий по всем предметам учебного цикла. Стало реальным создание мультимедия энциклопедий. В ближайшие годы могут начаться работы по созданию учебных программ, использующик потенциальные возможности быстро прогрессирующих технологий, в том числе - виртуальной реальности. Необходимо поддержать проекты, направленные на создание современных учебных компьютерных средств, доступных учебным заведениям по сегодняшним и создаваемым компьютерным сетям.

3.3.3. Решение задач 3-го этапа.

Развивать образование в условиях информационно богатого общества означает переходить к созданию учебных предметов, где работа с НИТ органически поддерживают овладение содержанием учебных предметов и методику учебной работы. Намечается переход, когда традиционные технологии, основанные на живом слове учителя, учебнике и традиционных средствах наглядности, вытесняются средствами учебного видео компьютерными средами и обучающими программами, компьютерными энциклопедиями и лабораториями на базе ЭВМ. Это касается и естественно-научных, и гуманитарных дисциплин, а также дисциплин художественного цикла (музыкальные и графические редакторы, компьютерные студии).

В рамках новых предметов компьютер выполняет роль универсального учебного средства. Массовый характер должно принять использование текстовых процессоров, электронные таблицы, учебных тексты на машинных носителях, компьютерные лаборатории, энциклопедии здесь используются не в качестве отдельных средств, а в рамках единого методического комплекса, в соответствии с требованиями построения новых учебных предметов.

3.4. Подготовка и переподготовка кадров.

Известно, что при переходе к новым средствам обучения, решение задач подготовки кадров занимает одно из ключевых мест и требует не меньше ресурсов, чем выделяется на приобретение соответствующих технических средств. Недостаточный уровень готовности педагогических к использованию НИТ - главная причина низкой эффективности их использования. Пора перейти от обучения учителей "компьютерной грамотности" к ознакомлению их со способами использования НИТ непосредственно в учебном процессе.

3.4.1. Решение задач 1-го этапа.

Задача "обучения компьютерной грамотности" в том виде, как она ставилась на первом этапе, сегодня в основном решена и не является приоритетной в рамках Федеральной программы.

3.4.2. Решение задач 2-го этапа.

Основная задача подготовки педагогов в области НИТ на втором этапе - состоит в ознакомлению их со способами использования НИТ непосредственно в учебном процессе. Это означает не "обучение компьютерам", а обучение новым методикам учебной работы, которые включают в себя использование НИТ. В условиях педагогических вузов пора перенести упор с ознакомления с компьютерами по эгидой кафедр информатики на овладение методикой преподавания всех предметов с использованием ЭВМ. Это означает знакомство будущих учителей с новыми методами и организационными формами учебной работы, где НИТ выступает в качестве одного из средств.

Переподготовка учителей-предметников также должна ориентироваться в первую очередь на освоение "предметного" использования НИТ. Разработки "компьютерного" учебно-методического обеспечения должны включать в себя не только создание соответствующих программных средств, но прежде всего - методики их использования в учебном процессе и средства освоения их педагогами, которые ранее не использовали НИТ.

3.4.3. Решение задач 3-го этапа.

Наибольшего в области переподготовки педагогов можно ожидать при распространении учебных предметов нового поколения, где НИТ органически "встроены" в методику учебной работы. Федеральная программа должна поддерживать в первую очередь разработку новых учебных предметов, где подготовка естественно педагогов встроена в механизм их распространения. Значительную роль здесь может сыграть использование компьютерных коммуникаций, как средства поддержки педагогов, осваивающих работу по новым учебным предметам.

Следует учитывать, что освоение новых методик и программ учителем достаточно длтельный процесс и занимает от трех до пяти лет. Поэтому соответствующие проекты должны планироваться и реализовываться как долгосрочная работа, рассчитанная на несколько лет.

3.5. азвертывание и поддержание информационно-вычислительной среды.

Техническая база информатизации в образовательных учреждениях создается медленно. До сих пор в школах используется главным образом морально устаревшая техника. Сейчас происходит очередная смена парка учебных ЭВМ. Фактическим стандартом для вновь приобретаемых компьютеров становятся стандартные профессиональные ЭВМ способные эффективно работать с Windows. Это естественный процесс, связанный с прекращением производства компьютеров, ориентированных на использование DOS. Новы является движение в сторону создания внутришкольных вычислительных сетей, использования доступных школам средств глобальной компьютерной коммуникации.

3.5.1. Решение задач 1-го этапа.

Задача оснащение учережений образования средствами ВТ для изучения информатики в том виде, как она ставилась на первом этапе, сегодня в основном решена и не является приоритетной в рамках Федеральной программы. Исключением может служить введение новых курсов по освоению работы с глобальными компьютерными сетями. В ближайшие годы это, повидимому, войдет в набор стандартных требований к подготовке выпускников. Это требует приобретения соответствующего коммуникационного оборудования.

3.5.2. Решение задач 2-го этапа.

Использование компьютеров при преподавании отдельных предметов требует использования широкого набора переферийного оборудования, в том числе, для поддержания издательской деятельности, для использования ЭВМ как средства проведения и обработки результатов экспериментов.

Новым является акцент на использование компьютерных сетей. Предстоит уделить особое внимание на методику создания и использования локальных (внутришкольных) компьютерных сетей. Их появление принципиально изменяет внутришкольную информационную среду, облегчает "доставку" новых программных и методических разработок на рабочее место учителей и учащихся.

Важным направлением становится создание "сетевых энциклопедий", способных обеспечить селективную доставку учебного материала в нужное место, в нужное время и в требуемом объеме по запросам потребителя. Даже в условиях возрастающего дефицита современных учебников, методических изданий, справочной и дополнительной литературы, "машинное" представление информации и локальные сети позволяют создать в школе богатую информационную среду. Это решение отвечает самым современным тенденциям движения школы по пути к "информационному обществу".

3.5.3. Решение задач 3-го этапа.

Встраивание НИТ в новые учебные предметы невозможно реализовать на практике без свободного доступа педагогов и учащихся к компьютерам и компьютерным сетям. Методические разработки, отвечающие этим требованиям, невозможно реализовать в школе, где не создана соответствующая информационная среда. Предстоит пересмотреть существующие нормы и рекомендации по оснащению учебных заведений средствами НИТ. Пришло время провозгласить лозунг "компьютер каждому в школе и дома". Ближайшие пять лет покажут, что он станет реальностью для многих общеобразовательных школ. Задача Федеральной программы подготовить школу к эффективному использованию новой информационной среды образования.

3.6. Заглядывая за горизонт.

Мы стоим на пороге широкого распространения идеи построения открытых учебных архитектур (ОУА), включающие в себя как "традиционные" средства и формы "доставки обучения", так и новые, ставшие доступными в связи с распространением новых информационных технологий. Сегодня стихийно складывается целый спектр конструктивных элементов ОУА, включающих в себя "традиционное занятие", учебник, "обычные ТСО", а также "зарождающиеся технологии", в том числе, различные технические средства "доставки обучения на расстоянии", включая интерактивные мультимедиа средства и "телекласс".

В условиях развития глобальной информационной инфроструктуры и становящегося разнообразия ситуаций учения/обучения, ответственность за выбор конкретного варианта учебной архитектуры постепенно перемещается от "высших" уровней управления образовательной системой непосредственно к педагогическому коллективу или отдельному педагогу, организующему и реализующему учебных процесс.

Сегодня это проявляется в широком интересе к проектам "обучения на расстоянии" (дистантного образования). Обучение на расстоянии - первая попытка создания глобальной учебной и информационной среды. В настоящее время эти разработки пытаются вдохнуть новое содержание в старую идею заочного образования. Если они окажутся успешными, школа как учреждение не останется такой, какой мы знали ее раньше. Даже в том случае, если эти разработки не в полной мере оправдают возлагаемых на них ожиданий, информационное и методическое пространство сегодняшних учебных заведений коренным образом изменится.

Необходимы поисковые теоретические разработки, показывающие возможные модели школы будущего, к которым она движется по ступеням реализации программы.