Приложение 1 к решению
коллегии Минобразования
России от 22.02.95 N 4/1

Дополнение к "Примерному положению о региональном информационно-методическом центре", одобреннном решением коллегии Минобразования России "О программе информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг." от 10.11.93 N 20/1

(проект)

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОТРУДНИКОВ
РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА


1. Заведующий (директор) центра

Квалификационные требования, высшая категория

  1. Высшее педагогическое образование.
  2. Стаж работы в педагогических должностях не менее 5-ти лет.
  3. Стаж работы методистом не менее 3-х лет.
  4. Владение методикой преподавания профильного школьного предмета (дисциплина) или знания курируемого направления.
  5. Навыки разработки методических рекомендаций, указаний, анализа и обобщения учебно-методических материалов.

Показатели квалификационной характеристики

  1. Осуществляет руководство деятельностью центра, разрабатывает планы работы центра и представляет их в установленном порядке на утверждение руководству, организует их выполнение, направляет деятельность сотрудников на создание информационного массива педагогического опыта.
  2. Осуществляет оказание методической помощи сотрудникам центра и подразделениям ИПКРО, специалистам ОИУУ и ИЦ, другим работникам образования в организации и содержании работы по технологии обобщения и распространения педагогического опыта, улучшению качества материалов, результативности используемого опыта.
  3. Проводит работу по координации деятельности подразделений ИПКРО, ОИУУ, аналогичных инфраструктур в национально территориальных центрах, разрабатывает научно- методические рекомендации по организации и деятельности информационных педагогических центров или соответствующих структур, подразделений своей отрасли.
  4. Устанавливает связь и обмен информацией с учебными заведениями, аналогичными отечественными и зарубежными центрами и их структурами по проблеме педагогического опыта.
  5. Организует курсы и семинары работников образования по проблеме педагогического опыта; принимает непосредственное участие в учебном процессе.
  6. Совместно с кафедрами изучает эффективность курсовой подготовки в ИПКРО по проблеме педагогического опыта, вносит соответствующие предложения по ее улучшению.
  7. Совместно с кафедрами и другими подразделениями ИПКРО участвует в разработке и обновлении учебно-тематических планов, научно-методических комплектов, рекомендаций и другой учебно-методической литературы по вопросам педагогического опыта.
  8. Изучает и обобщает опыт информационных центров в территориях, лучших методических кабинетов.
  9. Проводит консультационную работу с посетителями центра.
  10. Участвует в работе творческой группы ИПКРО по разработке информационных технологий обобщения и распространения опыта на основе персональных ЭВМ.
  11. Осуществляет контроль за выполнением функциональных обязанностей методистов центра, выполнением индивидуальных планов их работы.
  12. Руководит научно-методическим советом центра.
  13. Вносит предложения о поощрении наиболее отличившихся сотрудников.

Дополнительные требования

Необходимо знать:

Заведующий должен владеть:

Заведующий должен уметь:

2. Методиста-программист центра

Квалификационные требования, высшая категория

  1. Высшее образование по специальности.
  2. Стаж работы по специальности не менее 5 лет.
  3. Владение методикой внедрения программного продукта или знание курируемого направления.
  4. Навыки разработки программного продукта и методических рекомендаций по его внедрению, и адаптации к местным условиям.
  5. Стаж работы программистом не менее 3 лет.

Показатели квалификационной характеристики

  1. Знание не менее 2-х языков программирования.
  2. Умения написания программ но заранее разработанным алгоритмам.
  3. Умение разработки алгоритма по техническому заданию.
  4. Владение языками программирования ПЭВМ.
  5. Разработка архитектоники и постановка задач развития программного обеспечения АИС центра.
  6. Систематизация и классификация информации, поступающей в информационную систему.
  7. Умение работать на ПЭВМ в объеме оператора - осуществлять предсистемную обработку педагогических данных.
  8. Администрирование системы (поддержание программного обеспечения, введение в систему поступающей информации, обеспечение ее хранения и возможности использования).
  9. Разработка программного обеспечения для развития системы.
  10. Обучение операторов АИС.
  11. Руководство набором поступающей информации.
  12. Подготовка рекламной информации на ЭВМ с использованием графического редактора.
  13. Осуществление консультативной помощи территориальным центрам повышения квалификации и отдельным пользователям.
  14. Участие в курсовой подготовке работников образования.
  15. Внесение предложений по перспективному и текущему планированию деятельности кабинета, организация своей работы на основе плана, утвержденного руководителем.
  16. Повышение своего профессионального уровня в установленном порядке.
  17. Осуществление научно-методических исследований на базе ИПЦ по проблемам информатизации системы образования.
  18. Участие в оснащении центра учебным оборудованием, ТСО и ЭВТ.
  19. Целенаправленная работа по выявлению, обобщению и распространению опыта работы. Участие в разработке методических рекомендаций и учебно-методических пособий.
  20. Учет выполненной работы, подготовка итоговых аналитических и статистических справок.
  21. Обучение основам программирования соответствующих специалистов в территории.
  22. Разработка программного обеспечения учебного процесса центра и ИПКРО.
  23. Ведение одного из направлений деятельности центра.
  24. Анализ существующего программного обеспечения республиканской сети банков данных, коррекция и модификация их.
  25. Участие в реализации целевой программы по повышению квалификации работников образования, информатизации системы.

Дополнительные требования

Должен знать:

Должен владеть:

Должен уметь:

3. Методист центра

Квалификационные требования, высшая категория

  1. Высшее, педагогическое образование.
  2. Стаж работы в педагогических должностях не менее 5-ти лет.
  3. Стаж работы методистом не менее 3-х лет.
  4. Владение методикой преподавания профильного школьного предмета (дисциплина) или знание курируемого направления.
  5. Навыки разработки методических рекомендаций, указаний, анализа и обобщения учебно-методических материалов.

Показатели квалификационной характеристики

  1. Собирает, отбирает, систематизирует, обрабатывает материалы о педагогическом опыте, используя информацию учебных заведений системы повышения квалификации, научных учреждений, подразделений МО РФ, информационных и педагогических центров, общественных объединений (педобществ, отделений союза учителей и др.), организаций, учреждений и ведомств, периодическую печать, средства массовой информации, литературные и др. источники, информацию суверенных республик с целью пополнения БПД.
  2. Изучает, обобщает передовой педагогический опыт.
  3. Организует работу по сбору, подготовке, анализу, обработке материалов о педагогическом опыте в территории и на этой основе готовит информационно-педагогические моду ли,обзоры педагогического опыта,и другие виды информации.
  4. Организует и участвует в работе по подготовке необходимых материалов для экспертизы путем создания временных творческих групп (на договорных условиях), привлечения специалистов по проблеме.
  5. Устанавливает и поддерживает деловые контакты с целью взаимного обогащения и обмена информацией о педновациях, педагогическом опыте с научными, информационными центрами, ИУУ (ИПК), методическими кабинетами, кафедрами, кабинетами, лабораториями РИПКРО, подразделениями МО РФ.
  6. Выявляет информационные запросы потребителей.
  7. Оказывает помощь в овладении технологией предмашинной обработки информации методистам рай(гор) методкабинетов, информационных центров, ИУУ (ИПК).
  8. Организует повышение квалификации педагогических работников по проблемам работы с педагогическим опытом.
  9. Распространяет информацию о педагогическом опыте и инновациях через разнообразные формы пропаганды опыта (участие в конференциях, совещаниях, выставках, подготовке материалов в рекламу, информационные бюллетени).
  10. Организует свою работу на основе плана, утвержденного руководителем центра.
  11. Участвует в планировании процесса обучения, в разработке учебно-тематических планов, программ, подборе лекторского состава, составлении расписания занятий.
  12. Ведет картотеку лекторского состава.
  13. Обеспечивает своевременность и качество ведения учебно-методической документации.
  14. Участвует в планировании, наборе и комплектовании учебных групп.
  15. Обеспечивает лекторский состав, слушателей раздаточным материалом, необходимой для проведения занятий учебно-методической литературой.
  16. Участвует в оснащении методического кабинета, предметной аудитории учебным оборудованием ТСО, ЭВТ.
  17. Контролирует качество и посещаемость слушателями проводимых занятий, выполнение учебных, учебно-тематических планов и программ.
  18. Участвует в проведении итоговых занятий, в анализе результативности обучения, эффективности использования раздаточного материала и методических пособий.
  19. Ведет учет выполненной работы, готовит итоговые аналитические и статистические справки.

Дополнительные требования

Необходимо знать:

Должен владеть:

Должен уметь:

4. Техник центра

Квалификационные требования, техник 1 категории

  1. Среднее специальное образование.
  2. Стаж работы в должности техника II категории не менее 2-х лет.

Показатели квалификационной характеристики

  1. Оформление документации для проведения курсов и выпуска групп слушателей (под руководством методиста).
  2. Подготовка справочного материала.
  3. Осуществление предсистемной обработки педагогических данных.
  4. Ведение картотеки на ПЭВМ лекторского состава и слушателей.
  5. Умение работать на ПЭВМ в объеме оператора:
    • вводить информацию в текстовом редакторе;
    • выводить информацию на печать;
    • вводить информацию латинским шрифтом.
  6. Умение работать с основными командами MS DOS.
  7. Ведение баз данных под руководством методиста- программиста.
  8. Подготовка аудиторий и техники для проведения занятий.
  9. Осуществление набора на ПЭВМ педагогической информации (текстовой и графической).

Дополнительные требования

Должен знать:

5. Пресс-аташе

Квалификационные требования: специалист высшей категории

  1. Образование высшее педагогическое
  2. Стаж работы не менее 10 лет
  3. Владение методикой анализа педагогической информации и организации работы с источниками информации
  4. Знание образовательного пространства своего региона

Дополнительные требования

Необходимо знать:

Главная задача:

Обеспечение кругооборота информации по проблемам управления, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров между региональным и федеральным (РИПЦ РИПКРО) информационно-педагогическими центрами в соответствии с договором.

Основные направления работы:

  1. Сбор, классификация, обработка материалов и информации органов образования, структурных подразделений института, рай(гор)методкабинетов, муниципальных органов управления образованием,образовательных учреждений, научных подразделений и т.д. региона;
  2. Подготовка и передача информации в РИПЦ РИПКРО электронной почтой.
    Содержание предоставляемой информации
    1. Аналитическая информация о состоянии повышения квалификации работников образования в регионе (1 раз в год)
    2. Информация об издаваемой печатной продукции (ежеквартально)
    3. Информация о структуре регионального компонента повышения квалификации работников образования (1 раз в год)
    4. Сведения об инновационных учреждениях повышения квалификации и переподготовки специалистов (2 раза в год)
    5. Информация о школах педагогического опыта, педагогических мастерских (ежегодно)
    6. Тематика научных исследований с перечислением полученных результатов (ежегодно)
    7. График проведения региональных и межрегиональных мероприятий (симпозиумы, конференции, семинары, педагогические чтения и пр.) (2 раза в год)
    8. Сведения о тенденциях изменений в деятельности рай(гор) методкабинетов (ежегодно)
    9. Рекламная информация об образовательных услугах учреждений системы повышения квалификации (перечень и содержание) (ежегодно)
  3. Получение информации из РИПЦа:
    • о работе РИПКРО и его структурных подразделений;
    • о проведении всероссийских мероприятий (научно- практических конференций,семинаров-совещаний и др.) по проблемам повышения квалификации в условиях реформируемого образования;
    • о работе Совета руководителей образовательных учреждений дополнительного педагогического образования;
    • материалов Б П И, статистических, справочных и др.
  4. Своевременное представление информации адресату в институте (кафедрам,кабинетам,отделам), органам управления образованием, рай(гор) методическим кабинетам и центрам, образовательным учреждениям, периодическим изданиям института.

Пресс-атташе утверждается приказом, ему предоставляется право привлекать специалистов для подготовки информации и экспертизы материалов, получаемых из различных источников.