Приложение 1 к решению
коллегии Минобразования
России от 22.02.95 N 4/1
Дополнение к "Примерному положению о региональном информационно-методическом центре", одобреннном решением коллегии Минобразования России "О программе информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг." от 10.11.93 N 20/1
(проект)
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОТРУДНИКОВ
РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
1. Заведующий (директор) центра
Квалификационные требования, высшая категория
- Высшее педагогическое образование.
- Стаж работы в педагогических должностях не менее 5-ти лет.
- Стаж работы методистом не менее 3-х лет.
- Владение методикой преподавания профильного школьного предмета (дисциплина) или знания курируемого направления.
- Навыки разработки методических рекомендаций, указаний, анализа и обобщения учебно-методических материалов.
Показатели квалификационной характеристики
- Осуществляет руководство деятельностью центра, разрабатывает планы работы центра и представляет их в установленном порядке на утверждение руководству, организует их выполнение, направляет деятельность сотрудников на создание информационного массива педагогического опыта.
- Осуществляет оказание методической помощи сотрудникам центра и подразделениям ИПКРО, специалистам ОИУУ и ИЦ, другим работникам образования в организации и содержании работы по технологии обобщения и распространения педагогического опыта, улучшению качества материалов, результативности используемого опыта.
- Проводит работу по координации деятельности подразделений ИПКРО, ОИУУ, аналогичных инфраструктур в национально территориальных центрах, разрабатывает научно- методические рекомендации по организации и деятельности информационных педагогических центров или соответствующих структур, подразделений своей отрасли.
- Устанавливает связь и обмен информацией с учебными заведениями, аналогичными отечественными и зарубежными центрами и их структурами по проблеме педагогического опыта.
- Организует курсы и семинары работников образования по проблеме педагогического опыта; принимает непосредственное участие в учебном процессе.
- Совместно с кафедрами изучает эффективность курсовой подготовки в ИПКРО по проблеме педагогического опыта, вносит соответствующие предложения по ее улучшению.
- Совместно с кафедрами и другими подразделениями ИПКРО участвует в разработке и обновлении учебно-тематических планов, научно-методических комплектов, рекомендаций и другой учебно-методической литературы по вопросам педагогического опыта.
- Изучает и обобщает опыт информационных центров в территориях, лучших методических кабинетов.
- Проводит консультационную работу с посетителями центра.
- Участвует в работе творческой группы ИПКРО по разработке информационных технологий обобщения и распространения опыта на основе персональных ЭВМ.
- Осуществляет контроль за выполнением функциональных обязанностей методистов центра, выполнением индивидуальных планов их работы.
- Руководит научно-методическим советом центра.
- Вносит предложения о поощрении наиболее отличившихся сотрудников.
Дополнительные требования
Необходимо знать:
- директивные и нормативные документы по образованию;
- постановления, приказы, нормативные акты по системе повышения квалификации;
- правила, порядок разработки и оформления учебно- методических документов;
- основы законодательства, требования Устава института, правила внутреннего распорядка;
- достижения отечественной и зарубежной педагогической науки;
- вопросы школьной политики, педагогики, методологии, результаты психолого-педагогических исследований;
- проблемы повышения квалификации;
- стандартные структуры педагогической деятельности;
- процесса воспитания, обучения, развития.
Заведующий должен владеть:
- методикой сбора и обработкой информации (первичной, вторичной);
- информационно-научным и методическим инструментарием;
- методами анализа и обобщения педагогической деятельности;
- методами и приемами коммуникативной деятельности, информационно-пропагандистской;
- технологией модульного отражения педагогической информации.
Заведующий должен уметь:
- строить структуры информационных сообщений;
- представлять информацию в устной, письменной и наглядной форме на бумажных и магнитных носителях;
- создавать условия для коммуникаций с потребителями информации, организовывать профессиональное общение;
- вести диалог с ПЭВМ в режиме "пользователь";
- пополнять БПД информацией в виде ИПМ.
2. Методиста-программист центра
Квалификационные требования, высшая категория
- Высшее образование по специальности.
- Стаж работы по специальности не менее 5 лет.
- Владение методикой внедрения программного продукта или знание курируемого направления.
- Навыки разработки программного продукта и методических рекомендаций по его внедрению, и адаптации к местным условиям.
- Стаж работы программистом не менее 3 лет.
Показатели квалификационной характеристики
- Знание не менее 2-х языков программирования.
- Умения написания программ но заранее разработанным алгоритмам.
- Умение разработки алгоритма по техническому заданию.
- Владение языками программирования ПЭВМ.
- Разработка архитектоники и постановка задач развития программного обеспечения АИС центра.
- Систематизация и классификация информации, поступающей в информационную систему.
- Умение работать на ПЭВМ в объеме оператора - осуществлять предсистемную обработку педагогических данных.
- Администрирование системы (поддержание программного обеспечения, введение в систему поступающей информации, обеспечение ее хранения и возможности использования).
- Разработка программного обеспечения для развития системы.
- Обучение операторов АИС.
- Руководство набором поступающей информации.
- Подготовка рекламной информации на ЭВМ с использованием графического редактора.
- Осуществление консультативной помощи территориальным центрам повышения квалификации и отдельным пользователям.
- Участие в курсовой подготовке работников образования.
- Внесение предложений по перспективному и текущему планированию деятельности кабинета, организация своей работы на основе плана, утвержденного руководителем.
- Повышение своего профессионального уровня в установленном порядке.
- Осуществление научно-методических исследований на базе ИПЦ по проблемам информатизации системы образования.
- Участие в оснащении центра учебным оборудованием, ТСО и ЭВТ.
- Целенаправленная работа по выявлению, обобщению и распространению опыта работы. Участие в разработке методических рекомендаций и учебно-методических пособий.
- Учет выполненной работы, подготовка итоговых аналитических и статистических справок.
- Обучение основам программирования соответствующих специалистов в территории.
- Разработка программного обеспечения учебного процесса центра и ИПКРО.
- Ведение одного из направлений деятельности центра.
- Анализ существующего программного обеспечения республиканской сети банков данных, коррекция и модификация их.
- Участие в реализации целевой программы по повышению квалификации работников образования, информатизации системы.
Дополнительные требования
Должен знать:
- достижения отечественных и зарубежных отраслевых центров научно-технической информации в области информатики;
- директивные и нормативные документы по информатизации образования России;
- постановления, приказы, нормативные акты по информатизации системы образования;
- правила, порядок разработки и оформления программных материалов и учебно-методической документации;
- основы законодательства, требования Устава института, правил внутреннего распорядка;
- достижения отечественной и зарубежной педагогической науки в области информатики.
Должен владеть:
- системой команд MS DOS;
- системой команд Norton Comander;
- методами анализа и обобщения коммуникативной деятельности;
- новыми информациями и компьютерными технологиями;
- основными понятиями и категориями ЭВТ;
- основами программирования;
- основами составления алгоритмов программ и существующую терминологию.
Должен уметь:
- создавать условия для коммуникации с потребителями информационного и программного продукта;
- организовывать профессиональное общение с соответствующей категорией слушателей и специалистов образования из территорий;
- изучать информационные потребности педагогических кадров с целью развития системы;
- адаптировать новые информационные и компьютерные технологии к системе образования;
- прогнозировать основные направления совершенствования и развития информатизации системы повышения квалификации.
3. Методист центра
Квалификационные требования, высшая категория
- Высшее, педагогическое образование.
- Стаж работы в педагогических должностях не менее 5-ти лет.
- Стаж работы методистом не менее 3-х лет.
- Владение методикой преподавания профильного школьного предмета (дисциплина) или знание курируемого направления.
- Навыки разработки методических рекомендаций, указаний, анализа и обобщения учебно-методических материалов.
Показатели квалификационной характеристики
- Собирает, отбирает, систематизирует, обрабатывает материалы о педагогическом опыте, используя информацию учебных заведений системы повышения квалификации, научных учреждений, подразделений МО РФ, информационных и педагогических центров, общественных объединений (педобществ, отделений союза учителей и др.), организаций, учреждений и ведомств, периодическую печать, средства массовой информации, литературные и др. источники, информацию суверенных республик с целью пополнения БПД.
- Изучает, обобщает передовой педагогический опыт.
- Организует работу по сбору, подготовке, анализу, обработке материалов о педагогическом опыте в территории и на этой основе готовит информационно-педагогические моду ли,обзоры педагогического опыта,и другие виды информации.
- Организует и участвует в работе по подготовке необходимых материалов для экспертизы путем создания временных творческих групп (на договорных условиях), привлечения специалистов по проблеме.
- Устанавливает и поддерживает деловые контакты с целью взаимного обогащения и обмена информацией о педновациях, педагогическом опыте с научными, информационными центрами, ИУУ (ИПК), методическими кабинетами, кафедрами, кабинетами, лабораториями РИПКРО, подразделениями МО РФ.
- Выявляет информационные запросы потребителей.
- Оказывает помощь в овладении технологией предмашинной обработки информации методистам рай(гор) методкабинетов, информационных центров, ИУУ (ИПК).
- Организует повышение квалификации педагогических работников по проблемам работы с педагогическим опытом.
- Распространяет информацию о педагогическом опыте и инновациях через разнообразные формы пропаганды опыта (участие в конференциях, совещаниях, выставках, подготовке материалов в рекламу, информационные бюллетени).
- Организует свою работу на основе плана, утвержденного руководителем центра.
- Участвует в планировании процесса обучения, в разработке учебно-тематических планов, программ, подборе лекторского состава, составлении расписания занятий.
- Ведет картотеку лекторского состава.
- Обеспечивает своевременность и качество ведения учебно-методической документации.
- Участвует в планировании, наборе и комплектовании учебных групп.
- Обеспечивает лекторский состав, слушателей раздаточным материалом, необходимой для проведения занятий учебно-методической литературой.
- Участвует в оснащении методического кабинета, предметной аудитории учебным оборудованием ТСО, ЭВТ.
- Контролирует качество и посещаемость слушателями проводимых занятий, выполнение учебных, учебно-тематических планов и программ.
- Участвует в проведении итоговых занятий, в анализе результативности обучения, эффективности использования раздаточного материала и методических пособий.
- Ведет учет выполненной работы, готовит итоговые аналитические и статистические справки.
Дополнительные требования
Необходимо знать:
- директивные и нормативные документы по образованию;
- постановления, приказы, нормативные акты по системе образования;
- правила, порядок разработки и оформления учебно- методических документаций;
- основы законодательства, требования Устава института, правил внутреннего распорядка;
- достижения отечественной и зарубежной педагогической науки;
- вопросы школьной политики, педагогики, методологии, результаты психолого-педагогических исследований;
- проблемы повышения квалификации;
- стандартные структуры педагогической деятельности;
- процесса воспитания, обучения, развития.
Должен владеть:
- методикой сбора и обработки информации (первичной, вторичной);
- информационно-научным и методическим инструментарием;
- методами анализа и обобщения педагогической деятельности;
- методами и приемами коммуникативной деятельности, информационной-пропагандистской;
- технологией модульного отражения педагогической информации.
Должен уметь:
- строить структуры информационных сообщений;
- представлять информацию в устной, письменной и наглядной форме на бумажных и магнитных носителях;
- создавать условия для коммуникации с потребителями информации, организовывать профессиональное общение;
- вести диалог с ПЭВМ в режиме "пользователь";
- пополнять БПД информацией в виде ИПМ.
4. Техник центра
Квалификационные требования, техник 1 категории
- Среднее специальное образование.
- Стаж работы в должности техника II категории не менее 2-х лет.
Показатели квалификационной характеристики
- Оформление документации для проведения курсов и выпуска групп слушателей (под руководством методиста).
- Подготовка справочного материала.
- Осуществление предсистемной обработки педагогических данных.
- Ведение картотеки на ПЭВМ лекторского состава и слушателей.
- Умение работать на ПЭВМ в объеме оператора:
- вводить информацию в текстовом редакторе;
- выводить информацию на печать;
- вводить информацию латинским шрифтом.
- Умение работать с основными командами MS DOS.
- Ведение баз данных под руководством методиста- программиста.
- Подготовка аудиторий и техники для проведения занятий.
- Осуществление набора на ПЭВМ педагогической информации (текстовой и графической).
Дополнительные требования
Должен знать:
- проблемы повышения квалификации работников образования;
- директивные и нормативные документы по информатизации образования России;
- постановления, приказы, нормативные акты по информатизации системы образования;
- правила, порядок разработки и оформления программных материалов и учебно-методической документации;
- основы законодательства, требования Устава института, правил внутреннего распорядка;
- достижения отечественной и зарубежной педагогической науки в области информатики.
5. Пресс-аташе
Квалификационные требования: специалист высшей категории
- Образование высшее педагогическое
- Стаж работы не менее 10 лет
- Владение методикой анализа педагогической информации и организации работы с источниками информации
- Знание образовательного пространства своего региона
Дополнительные требования
Необходимо знать:
- Закон Российской Федерации "Об образовании", директивные и нормативные документы по проблемам образования (повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (федеральные и региональные);
- содержание работы органов образования, института,методических служб региона,инновационные процессы;
- достижения отечественной и зарубежной науки,педагогические и методические новинки.
Главная задача:
Обеспечение кругооборота информации по проблемам управления, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров между региональным и федеральным (РИПЦ РИПКРО) информационно-педагогическими центрами в соответствии с договором.
Основные направления работы:
- Сбор, классификация, обработка материалов и информации органов образования, структурных подразделений института, рай(гор)методкабинетов, муниципальных органов управления образованием,образовательных учреждений, научных подразделений и т.д. региона;
- Подготовка и передача информации в РИПЦ РИПКРО электронной почтой.
Содержание предоставляемой информации
- Аналитическая информация о состоянии повышения квалификации работников образования в регионе (1 раз в год)
- Информация об издаваемой печатной продукции (ежеквартально)
- Информация о структуре регионального компонента повышения квалификации работников образования (1 раз в год)
- Сведения об инновационных учреждениях повышения квалификации и переподготовки специалистов (2 раза в год)
- Информация о школах педагогического опыта, педагогических мастерских (ежегодно)
- Тематика научных исследований с перечислением полученных результатов (ежегодно)
- График проведения региональных и межрегиональных мероприятий (симпозиумы, конференции, семинары, педагогические чтения и пр.) (2 раза в год)
- Сведения о тенденциях изменений в деятельности рай(гор) методкабинетов (ежегодно)
- Рекламная информация об образовательных услугах учреждений системы повышения квалификации (перечень и содержание) (ежегодно)
- Получение информации из РИПЦа:
- о работе РИПКРО и его структурных подразделений;
- о проведении всероссийских мероприятий (научно- практических конференций,семинаров-совещаний и др.) по проблемам повышения квалификации в условиях реформируемого образования;
- о работе Совета руководителей образовательных учреждений дополнительного педагогического образования;
- материалов Б П И, статистических, справочных и др.
- Своевременное представление информации адресату в институте (кафедрам,кабинетам,отделам), органам управления образованием, рай(гор) методическим кабинетам и центрам, образовательным учреждениям, периодическим изданиям института.
Пресс-атташе утверждается приказом, ему предоставляется право привлекать специалистов для подготовки информации и экспертизы материалов, получаемых из различных источников.