Вариант 1. БАЗОВЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ

Автор: чл.-корр. РАО, д.п.н. А.А.Кузнецов


Данная программа рассчитана на 68 учебных часов и предназначена для средних школ, оснащенных кабинетами вычислительной техники, в которых на каждом уроке информатики будет организовываться практическая работа учащихся на ЭВМ.

Основная задача курса "Информатика" - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной естественнонаучной картины мира, значение информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

В результате изучения курса учащиеся должны:

ПРОГРАММА КУРСА

1. Введение (2 ч.)

Что изучает информатика? Понятие об информации, ее получении, преобразовании, передаче, хранении и использовании. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике.

Требования к заниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

2. Информация и управление (4 ч.)

Целесообразно действующие системы. Управление. Роль информации и информационных процессов в управлении. Единство информационных основ процессов управления в системах различной природы.

Структура самоуправляемой системы. Замкнутые и разомкнутые системы управления (примеры). Обратная связь.

Требования к заниям и умениям

Учащиеся должны знать:

3. Представление и передача информации (6 ч.)

Язык и информация. Алфавит, буква, слово в языке. Предмет и его имя в языке. Кодирование. Величина, ее имя и значение. Типы величин. Двоичный алфавит. Кодирование информации в двоичном алфавите. Преимущества двоичного кодирования.

Требования к заниям и умениям

Учащиеся должны знать:

4. Первоначальное знакомство с ЭВМ (10 ч.)

Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы компьютера. Понятие о программном управлении работой ЭВМ.

Школьная ЭВМ, локальная сеть в кабинете вычислительной техники. Правила техники безопасности при работе на ЭВМ.

Представление о программном обеспечении ЭВМ и его применении для решения задач. Компьютер как: вычислительное устройство, инструмент моделирования, средство хранения и систематизации информации, управляющее устройство.

Требования к заниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Практические работы

5. Алгоритмы: их запись и исполнение (14 ч.)

Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Способы описания алгоритмов. Представление о свойствах алгоритмов. Возможность автоматизации исполнения алгоритмов. Условия в алгоритмах. Команды ветвления и повторения. Вспомогательные алгоритмы как средство расширения системы команд исполнителя.
Представление о языках программирования.

Требования к заниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Практические работы

6. Информационная технология решения задач (32 ч.)

Представление об информационной технологии решения задач. Постановка задачи. Анализ условий и возможностей применения вычислительной техники для ее решения. Формализованное описание задачи, ориентированное на программные и аппаратные средства конкретной ЭВМ. Решение задачи на ЭВМ, анализ и интерпретация результатов.

Основные типы задач и программное обеспечение, ориентированное на их решение. Назначение и особенности инструментальных программных средств.

Обработка текстовой информации. Структура текста. Операции над текстами. Инструментальные текстовый и бланковый редакторы и их настройка на решение конкретных задач.

Построение и преобразование изображений. Графические примитивы. Построение изображений с помощью графических примитивов. Инструментальные графические редакторы, их настройка. Применение машинной графики для решения простейших задач проектирования.

Классификация, хранение, поиск, обработка и представление информации. Базы данных. Структура информации в базе данных. Основные операции над данными, запросы к базе данных. Электронные таблицы и работа с ними.

Передача и получение информации. Электронная почта. Понятие о пакетах прикладных программ (ППП). Примеры задач, решаемых с помощью ППП. Представление об автоматизации производства.

Построение и исследование моделей с помощью компьютеров.

Требования к заниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Практические работы