Вариант 1. БАЗОВЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ
Автор: чл.-корр. РАО, д.п.н. А.А.Кузнецов
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов и предназначена для средних школ, оснащенных кабинетами вычислительной техники, в которых на каждом уроке информатики будет организовываться практическая работа учащихся на ЭВМ.
Основная задача курса "Информатика" - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной естественнонаучной картины мира, значение информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать возможности и основные области применения информационно-вычислительной техники, принципы устройства и работы ЭВМ;
- овладеть основными средствами представления информации, необходимыми для решения типовых учебных задач с помощью ЭВМ, знать и уметь использовать основные структуры данных;
- знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
- знать основные виды и назначение программного обеспечения ЭВМ, определять возможность и эффективность использования программного обеспечения для решения типовых учебных задач;
- уметь применять основные виды программного обеспечения ЭВМ для решения типовых учебных задач.
ПРОГРАММА КУРСА
1. Введение (2 ч.)
Что изучает информатика? Понятие об информации, ее получении, преобразовании, передаче, хранении и использовании. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике.
Требования к заниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике.
2. Информация и управление (4 ч.)
Целесообразно действующие системы. Управление. Роль информации и информационных процессов в управлении. Единство информационных основ процессов управления в системах различной природы.
Структура самоуправляемой системы. Замкнутые и разомкнутые системы управления (примеры). Обратная связь.
Требования к заниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- роль информационных процессов в управлении, понимать единство информационных основ процессов управления в системах различной природы;
- структуру самоуправляемой системы, назначение ее основных элементов, роль обратной связи.
3. Представление и передача информации (6 ч.)
Язык и информация. Алфавит, буква, слово в языке. Предмет и его имя в языке. Кодирование. Величина, ее имя и значение. Типы величин. Двоичный алфавит. Кодирование информации в двоичном алфавите. Преимущества двоичного кодирования.
Требования к заниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- принцип разделения объекта и его имени в языке;
- типы величин;
- принципы и преимущества двоичного кодирования. Практические работы
- кодирование различной информации в двоичном алфавите.
4. Первоначальное знакомство с ЭВМ (10 ч.)
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы компьютера. Понятие о программном управлении работой ЭВМ.
Школьная ЭВМ, локальная сеть в кабинете вычислительной техники. Правила техники безопасности при работе на ЭВМ.
Представление о программном обеспечении ЭВМ и его применении для решения задач. Компьютер как: вычислительное устройство, инструмент моделирования, средство хранения и систематизации информации, управляющее устройство.
Требования к заниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- название и назначение основных устройств ЭВМ;
- правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
- назначение и возможности основных видов программного обеспечения ЭВМ (текстовых и графических редакторов, справочных таблиц и систем, пакетов прикладных программ).
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться клавиатурой ЭВМ;
- исполнить в режиме диалога простую программу на ЭВМ, применяя "меню", запросы о "помощи" и инструкции к пользованию;
- набрать и откорректировать простой текст;
- построить простейшее изображение с помощью графического редактора;
- самостоятельно выполнять простое задание с помощью любого из рассмотренных программных средств.
Практические работы
- диалог с ЭВМ;
- работа на клавиатурном тренажере;
- использование информационно-справочной системы;
- представление информации в виде стандартного бланка;
- ввод и редактирование текста;
- обработка информации с помощью справочной таблицы;
- построение графического изображения;
- решение вычислительной задачи по готовой программе.
5. Алгоритмы: их запись и исполнение (14 ч.)
Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Способы описания алгоритмов. Представление о свойствах алгоритмов. Возможность автоматизации исполнения алгоритмов. Условия в алгоритмах. Команды ветвления и повторения. Вспомогательные алгоритмы как средство расширения системы команд исполнителя.
Представление о языках программирования.Требования к заниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- содержание понятия алгоритма и его основных свойств.
Учащиеся должны уметь:
- определить возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
- построить и исполнить простой алгоритм для учебного исполнителя.
Практические работы
- построение и исполнение алгоритмов для заданного исполнителя.
6. Информационная технология решения задач (32 ч.)
Представление об информационной технологии решения задач. Постановка задачи. Анализ условий и возможностей применения вычислительной техники для ее решения. Формализованное описание задачи, ориентированное на программные и аппаратные средства конкретной ЭВМ. Решение задачи на ЭВМ, анализ и интерпретация результатов.
Основные типы задач и программное обеспечение, ориентированное на их решение. Назначение и особенности инструментальных программных средств.
Обработка текстовой информации. Структура текста. Операции над текстами. Инструментальные текстовый и бланковый редакторы и их настройка на решение конкретных задач.
Построение и преобразование изображений. Графические примитивы. Построение изображений с помощью графических примитивов. Инструментальные графические редакторы, их настройка. Применение машинной графики для решения простейших задач проектирования.
Классификация, хранение, поиск, обработка и представление информации. Базы данных. Структура информации в базе данных. Основные операции над данными, запросы к базе данных. Электронные таблицы и работа с ними.
Передача и получение информации. Электронная почта. Понятие о пакетах прикладных программ (ППП). Примеры задач, решаемых с помощью ППП. Представление об автоматизации производства.
Построение и исследование моделей с помощью компьютеров.
Требования к заниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- основные принципы информационной технологии решения задач;
- назначение основных типов прикладного программного обеспечения.
Учащиеся должны уметь:
- проанализировать условие и возможности применения ЭВМ для решения типовых учебных задач;
- пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
- пользоваться графическим редактором для построения несложных изображений;
- обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
- осуществлять основные операции над электронными таблицами, выполнять простейшие вычисления над таблицей;
- применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач.
Практические работы
- работа с инструментальным текстовым редактором;
- работа с инструментальным графическим редактором;
- работа с базой данных;
- работа с электронными таблицами;
- организация обмена информации между компьютерами;
- работа с учебной моделью САПР;
- создание гипертекста;
- применение гипермедиа;
- решение задач из школьных курсов с использованием ППП;
- работа по исследованию компьютерных моделей различных систем.