Приложение 4 к решению
коллегии Минобразования
России от 22.02.95 N 4/1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОРУДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Разработано в лаборатории средств информатизации
образования Института средств обучения Российской Академии
образования (ИСО РАО).

Научный руководитель разработки:
доктор педагогических наук, с.н.с. Роберт И.В.

Авторы:
И.В.Роберт, М.В.Рязанский, В.Л.Львовский, Н.Ю.Апреленко, В.А.Гуревич (ИСО РАО), к.мед.н., с.н.с. Е.А.Гельтищева (МНИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Госкомсанэпиднадзора России).


Методические рекомендации по оборудованию кабинета информатики и вычислительной техники (КИВТ) предназначены учителям информатики, методистам, директорам школ, руководителям учебных заведений среднего уровня образования, в которых организуется КИВТ. В рекомендациях описывается назначение КИВТ, особенности организации учебной деятельности в нем, требования к его оборудованию. В приложениях представлены "Перечни средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов средних учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники" и вариант планировки КИВТ, отвечающий педагогическим и эргономическим требованиям.

Введение

Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоемкость, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

Информатизация общества - это глобальный социально- экономический процесс, характеризующийся интенсивным производством и использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию всех видов человеческой деятельности, интенсификацию процессов обучения и подготовки кадров, развитие творческого потенциала членов общества и, как следствие этого, демократизацию общества, повышение уровня благосостояния народа.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого- педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Реализация идей информатизации образования возможна в условиях использования в сфере образования перспективных моделей ЭВМ, обеспечивающих, во-первых, знакомство учащихся с современными программными средствами, системами искусственного интеллекта, средствами, реализующими технологию мультимедиа, требующими работы с большими объемами информации, в том числе и аудиовизуальной, как постоянно хранимой (накопитель на лазерном или оптическом диске), так и сменной (винчестер большой емкости), и работы в среде ДОС на каждом рабочем месте, во-вторых, обеспечивающих работу со специальным периферийным оборудованием (блоки АЦП и ЦАП для персональной компьютерной лаборатории, учебные роботы и обрабатывающие комплексы и т.д.).

В связи с этим особое значение приобретает роль кабинета, в котором должны проводиться занятия по курсу информатики.

1. Назначение кабинета информатики и вычислительной техники

Кабинет информатики и вычислительной техники (КИВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно- производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно-полезного и производительного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.

КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по ОИВТ и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

В КИВТ должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления учебно- воспитательного процесса.

Занятия в КИВТ должны способствовать:

В КИВТ может проводиться следующая работа:

Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на ПЭВМ рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организована работа одного-двух учащихся.

КИВТ может быть школьным (обслуживать одну школу) или межшкольным (обслуживать учащихся нескольких школ, училищ).

2. Оборудование кабинета информатики и вычислительной техники

Для реализации задач и содержания работ, отмеченных выше, КИВТ оснащается материальными средствами, согласно "Перечням средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники" (см. Приложение 1).

Кроме того, КИВТ оснащается:

Рабочие места учащихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного (или двухместного) стола и одного (или двух) стульев. На столе учащегося устанавливается ПЭВМ со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание (возможна скрытая или наружная проводка на стенах КИВТ) и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Рекомендуется подставка под монитор на ученический стол для соответствующих моделей ПЭВМ.

Общая электрическая схема питания для КИВТ включается в сопроводительную документацию, поставляемую с комплектом электрооборудования для КУВТ.

Рабочее место учителя оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с "Перечнями средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники" (см. Приложение 1) и двумя тумбами для принтера и графопроектора.

В процессе проведения занятия подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель.

Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту. Оптимальным вариантом, с точки зрения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней освещенности при работе, является периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ.

При наличии периметральной расстановки столов с ПЭВМ КИВТ должен быть оборудован дополнительно двухместными столами (ГОСТ 11015-86.) из расчета количества занимающихся. Эти учебные столы необходимы для теоретических занятий, опроса учащихся, выполнения контрольных работ, составления или модификации программ, решения задач в тетрадях. Расставляются эти столы в один или два ряда.

Примерное размещение рабочих мест учащихся и учителя в КИВТ приведено в Приложении 2.

Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным монитором (телевизором). Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2 м от пола на кронштейне слева от классной доски. Под доской устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования КИВТ оснащается шкафом, который может быть установлен в лаборантской. Демонстрационные пособия хранятся в КИВТ следующим образом:

В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения и методическая картотека, oблегчающая учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.

На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими учащихся с правилами по технике безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями, видами алгоритмов и т.д. Пособия, необходимые для изучения отдельных тем и разделов курса, рекомендуется экспонировать на стене кабинета, противоположной классной доске. Для экспозиции пособий, книг и материалов КИВТ оснащается съемными стендами. Экспозиции устраиваются по наиболее важным или трудным темам курса, а также по темам, по которым учащиеся провели большую самостоятельную работу. При переходе к изучению другой темы материалы экспозиции предыдущей темы заменяются новыми.

Следует предупреждать перегрузку кабинета стендами с указанными материалами. Часть материалов может быть вынесена на стенды перед входом в КИВТ.

В КИВТ используется комплект технических средств обучения (ТСО), имеющийся в школе (см. Приложение 1).

3. Организация работы в кабинете информатики и вычислительной техники

Организационную работу КИВТ должен возглавлять заведующий из преподавателей ОИВТ, который является организатором оборудования кабинета, работы учителей и учащихся по применению вычислительной техники в процессе изучения курса информатики и вычислительной техники и отдельных тем других общеобразовательных предметов.

Заведующий кабинетом ответствен за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания.

При знакомстве учащихся с КИВТ преподаватель ОИВТ должен:

Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в "Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности", в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы преподавателей, проводивших инструктаж и принявших зачет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя. Ученики должны нести ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Преподаватели, работающие в КИВТ, должны строго следить за выполнением учащимися требований по технике безопасности и правил работы в КИВТ и отмечать на каждом занятии в журналах использования ПЭВМ время начала и окончания работы, состояние рабочего места, отказы машин.

При организации работы в КИВТ следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования ПЭВМ. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса ОИВТ, следует использовать для проведения профильного обучения и кружковой работы с учащимися. При этом возможно привлечение к подобной работе учащихся младших классов. Можно рекомендовать заведующему КИВТ создание из наиболее творчески активных учащихся некоторой инициативной группы, которая наряду с участием в кружковой работе выполняла бы одновременно и отдельные работы, связанные с оборудованием КИВТ, разработкой и изготовлением различного рода учебных пособий. Необходимо также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.

Одной из важных форм внеклассной работы, осуществляемой заведующим КИВТ или преподавателями, должен стать учебно- методический семинар, к участию в котором необходимо привлечь не только преподавателей информатики, но и преподавателей других общеобразовательных дисциплин. Этот семинар мог бы взять на себя прежде всего решение таких задач, как распространение опыта, знакомство с новыми программными средствами учебного назначения, обучение преподавателей основам работы на ПЭВМ, разработка основных направлений кружковой работы с учащимися и т. п. Очевидно, что организационные формы семинара могут быть весьма разнообразными и, вероятно, будут меняться по мере роста информационной культуры преподавателей.

Деятельность заведующего кабинетом охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна. Помощь в его работе должен оказывать лаборант кабинета информатики и вычислительной техники. Лаборант находится в непосредственном подчинении заведующего КИВТ и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему КИВТ, правила ухода за ним, условия сохранности средств вычислительной техники, программных средств и наглядных пособий. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку, ведет отчетность, инвентаризационные записи. Лаборант помогает обеспечивать соблюдение правил по технике безопасности учащимися, обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи. Лаборант может осуществлять регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий. Под руководством заведующего кабинетом лаборант проводит мелкий ремонт вышедших из строя ТСО.

4. Учебно-материальная база, ориентированная на использование средств новых информационных технологий

Создание учебно-материальной базы (УМБ) инфраструктуры информатизации образования предполагает решение ряда комплексных проблем. Перечислим основные из них:

Остановимся на рассмотрении состава УМБ, ориентированной на использование средств новых информационных технологий, в процессе изучения курса информатики и вычислительной техники.

  1. вариант состава УМБ, ориентированной на использование СНИТ:
    1. КИВТ (с лаборантской неменее 18 кв. м.) для преподавания курса информатики и отдельных общеобразовательных предметов с использованием СНИТ, в состав которого входит:
      • Комплект учебной вычислительной техники, имеющий характеристики, удовлетворяющие психолого-педагогическим, эргономическим и техническим требованиям.
      • Учебно-методический комплекс (УМК), ориентированный на использование СНИТ и предназначенный для преподавания общеобразовательных предметов. УМК целесообразно формировать в виде блочной структуры, допускающей перекомплектацию отдельных видов учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, сообразно целям и задачам изучаемого учебного материала.
      • Специализированная мебель и оргтехника.
      • Устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в КИВТ.
    2. Лаборатория, предназначенная для проведения учебных экспериментально-исследовательских работ с использованием СНИТ.
    3. Средства и устройства, обеспечивающие функционирование телекоммуникационной сети (синтез компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи) регионального и в перспективе глобального масштаба.
  2. вариант состава УМБ, ориентированной на использование СНИТ, предполагает, помимо состава, описанного для I-го варианта, наличие автономных ПЭВМ, распределенных по одной- две по всем школьным предметным кабинетам.

При таком оснащении учебного заведения процесс преподавания каждого учебного предмета может сопровождаться (при необходимости на каждом уроке) использованием вычислительных, демонстрационных, информационных и других возможностей ПЭВМ.

В случае проведения индивидуальной, групповой, коллективной работы с использованием ПЭВМ, а также в случае необходимости применения учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, учащиеся могут заниматься 2-3 раза в неделю в КИВТ по расписанию (по одному или вдвоем за каждой ПЭВМ).

Такой вариант состава УМБ требует больших затрат, но обеспечивает систематическое общение учащихся с ПЭВМ в их повседневной учебной работе.

Для II-го варианта состава УМБ необходимо наличие школьной информационной сети, которая обеспечивает, во- первых, связь между КУВТ, расположенным в кабинете информатики и вычислительной техники, и автономными ПЭВМ, распределенными по другим школьным кабинетам, во-вторых, доступ к информационному банку данных центральной ЭВМ, расположенной в региональном (или районном) центре.

5. Система средств обучения курсу информатики и вычислительной техники

Реализация возможностей современных ПЭВМ в области управления различными устройствами и механизмами создает предпосылки для разработки качественно новых средств обучения для поддержки процесса преподавания курса информатики, объединяющих программные средства с техническими устройствами, имитирующими разнообразные промышленные механизмы и приспособления, управляемые ЭВМ.

Примером этому может служить использование учебных роботов, управляемых ПЭВМ: робот-манипулятор (робот- подъемник), имитирующий промышленные механизмы, управляемые ЭВМ, и осуществляющий погрузочно-разгрузочные работы или робот-тележка, имитирующий управление движущимися объектами с помощью компьютера. Цель использования учебных роботов: демонстрация возможностей современных ЭВМ в сфере управления объектами реальной действительности; обучение практике составления программ для управления оъектами реальной действительности; профориентация подрастающего поколения.

Новым компонентом учебной деятельности становится работа со средствами пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией. Они демонстрируют возможности технических и программных средств по обеспечению комфортности работы пользователя в области передачи и обработки информации. К ним можно, например, отнести манипуляторы типа "мышь" (или "трек-болл"), "джойстик", "графический планшет", "световое перо".

Цель использования средств пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией:

Новое направление использования компьютера в учебном процессе открывает интеграция возможностей сенсорики (техники конструирования и использования датчиков физических параметров) и учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.

Использование датчиков и устройств для регистрации и измерения некоторых физических величин ( например, величины светового потока, температуры, влажности) и устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов, для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, или оборудования на их базе (назовем его дополнительным учебным оборудованием, сопрягаемым с ПЭВМ) позволяет визуализировать на экране ЭВМ различные физические закономерности в виде графиков, динамически изменяющихся в зависимости от изменения входных параметров.

Цель использования дополнительного учебного оборудования:

Таким образом, реализация возможностей СНИТ обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового учебного, демонстрационного оборудования, обеспечивающего:

Изучение отечественного и зарубежного опыта использования СНИТ компьютера в целях обучения, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют заключить, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета (курса), а само применение СНИТ деформирует традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. При этом претерпевают изменения не только организационные формы, методы обучения, но также объем и содержание изучаемого материала. Последнее обусловлено многими факторами, из которых наиболее значимыми можно считать экономию учебного времени за счет исключения рутинных операций вычислительного характера и числового анализа; расширение и углубление изучаемой предметной области за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, а также использования периферийного оборудования ПЭВМ, учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, в целях организации исследовательской деятельности обучаемых; расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых; расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых по обработке информации, в том числе о реально протекающих процессах, явлениях.

Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования компьютера в учебных целях, недооценка вышеперечисленных факторов, а также того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло распространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для "латания прорех" традиционной методики обучения. Такое "усеченное" представление о возможном использовании СНИТ и, в частности, компьютера в учебных целях дискредитирует саму идею информатизации образования. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно.

Учитывая вышеизложенное, компьютер следует рассматривать как компонент системы средств обучения курсу информатики, ориентированной на использование СНИТ. Характерной чертой учебного процесса, осуществляемого с применением системы средств обучения, использующей СНИТ, является, во-первых, то обстоятельство, что процессы передачи информации и управления в этой системе осуществляются с помощью СНИТ и, в частности, с помощью компьютера; во-вторых, непременное условие - включение в систему средств обучения компонентов, обеспечивающих предметность деятельности, ее практическую направленность. Это реализуется использованием возможностей нижеописанных средств.

  1. Программно-методической обеспечение курса информатики и вычислительной техники, которое должно включать как программные средства (ПС) для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.
    Программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники должно быть ориентировано на: поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с ЭВМ), обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности, формирование специфических умений и навыков, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся (умение работать с текстовым редактором, информационно-поисковыми системами, учебными электронными таблицами, различными графическими и музыкальными редакторами).
  2. Объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мирa пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы).
  3. Средства обучения, функционирующие на базе СНИТ, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность. Примером таких средств обучения могут служить учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств.

Помимо средств обучения, ориентированных на использование СНИТ, в систему средств обучения курсу информатики и вычислительной техники следует включать так называемые традиционные средства обучения, обеспечивающие поддержку преподавания того или иного учебного предмета. Необходимость этого обусловлена их специфическими функциями, которые передать компьютеру либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого - педагогической или гигиенической точки зрения.

Например, демонстрацию статической информации, представляемой учащимся для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые ученик должен запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем (учебно-наглядные пособия, демонстрационные средства обучения). Систематически, из урока в урок, наблюдая демонстрируемый таблицей материал, ученик непроизвольно заучивает его, не тратя на это специального времени. Естественно, что компьютер в этом случае неприемлем. Если же справочный материал не подлежит запоминанию и нужен для кратковременного использования, его целесообразно выводить на экран с помощью специальной программы или пользоваться информационно-поисковой системой.

Аналогичные рассуждения можно привести и относительно учебных кинофильмов, диафильмов, транспарантов для графопроектора и т.д., включение которых в методическую канву учебного процесса должно определяться педагогической целесообразностью их использования.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить состав системы средств обучения курсу информатики:

Таким образом, применение системы средств обучения курсу информатики и вычислительной техники, должно, во-первых, осуществлять поддержку процесса преподавания курса, во- вторых, обеспечивать демонстрацию возможностей современных ЭВМ, в-третьих, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся.

Такая система средств обучения совместно с учебно- методической литературой (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия для учителя) составит учебно- методический комплекс (УМК), для изучения курса информатики и вычислительной техники с использованием СНИТ.

Варьируя состав и комплектность УМК, его можно использовать не только в процессе преподавания информатики, но и других предметов, а также интегрированных курсов.

Естественно, что применение УМК возможно только в условиях работы кабинета информатики и вычислительной техники, оснащенного комплектом средств вычислительной техники с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, сопрягаемым с ПЭВМ, учебно-наглядными пособиями, специализированной мебелью.

Для того, чтобы КИВТ отвечал вышеперечисленным требованиям, необходимо обеспечить возможность перекомплектации отдельных блоков оборудования КИВТ, ответственных за использование различных видов СНИТ. В связи с этим оборудование КИВТ целесообразно формировать в виде блочной структуры, обеспечивающей возможность "наращивания" к основному блоку-модулю, к КУВТ, других блоков (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, или определенные устройства и средства новых информационных технологий).

Заключение

Внедрение средств новых информационных технологий в учебный процесс неизбежно влечет за собой введение новой педагогической технологии обучения. Как и в случае любого иного изменения устоявшейся технологии, этот процесс требует определенного "адаптационного" периода для ознакомления с возможностями новых средств обучения и психологической "притирки". Важно, однако, не растягивать на годы этот процесс, а планомерно вводить новую педагогическую технологию обучения, использующую разнообразные возможности средств новых информационных технологий и, прежде всего, в процессе изучения курса информатики.

Возможной тактикой внедрения новой педагогической технологии обучения, основанной на использовании СНИТ, может быть организация информационно-методических центров, объединяющих в единую сеть различные учебные заведения, в том числе, и расположенные на периферии.

Функционирование информационно-методических центров, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет в сравнительно сжатые сроки обеспечить внедрение СНИТ в учебный процесс общеобразовательной школы и перевести процесс преподавания курса информатики на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, а также учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕРЕЧНИ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С БАЗОВЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ



Пояснительная записка

"Перечни средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники" составлены с учетом современных тенденций использования новых информационных технологий в сфере образования, в частности, использования программно-методического обеспечения курса информатики и вычислительной техники и учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ. Основными принципами формирования состава оборудования, представленного перечнем, являются: модульность (возможность наращивания к основному базовому блоку дополнительных), инвариантность относительно учебных программ курса информатики, возможность реализации вариативных методик; организации информационно-предметной среды в условиях функционирования КИВТ.

В "Перечнях средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением курса информатики и вычислительной техники" описан состав оборудования, необходимого для учебных заведений среднего уровня образования, в которых информатика изучается как общеобразовательный предмет.

В перечни включены изделия, которые:

  1. серийно выпускаются предприятиями по заказам Министерства образования;
  2. изготавливаются промышленностью для нужд народного хозяйства, но признаны полезными и необходимыми для использования в учебных заведениях среднего уровня образования;
  3. разработаны и для которых необходимо организовать серийное производство, обеспечить ими учебные заведения (такие средства и пособия обозначены буквой "н");
  4. предстоит модернизировать (такие средства и пособия обозначены буквой "м");
  5. находятся в стадии разработки (такие средства и пособия обозначены буквой "р").

Поставка вычислительной техники учебным заведениям производится в комплектах технических средств и оборудования для кабинетов информатики и вычислительной техники.

Количество ученических ПЭВМ, необходимых для оснащения КИВТ, определяется из расчета одной машины на двух учащихся с учетом деления классов и групп на две подгруппы (в городских школах с количеством учащихся 25 и более человек, а в сельских школах - 20 и более человек).

Независимо от количества создаваемых в кабинете ученических мест в состав КИВТ включается одна машина для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.

В состав КИВТ, помимо средств вычислительной техники, целесообразно включить программно-методическое обеспечение курса информатики и вычислительной техники, учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с КУВТ, учебно- наглядные пособия, документацию на магнитных и бумажных носителях.

Комплект носителей на гибких магнитных дисках (НГМД) предназначен для записи программного обеспечения. Базовое программное обеспечение может поставляться предприятием- изготовителем. Остальные НГМД предназначены для записи прикладных программ, в том числе копий прикладных программ, тиражируемых централизованно, а также разрабатываемых в учебных заведениях.

Включенные в перечни средства вычислительной техники, базовое программное обеспечение, учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с КУВТ, учебно-наглядные пособия представлены в разделах: "Средства вычислительной техники", "Базовое программное обеспечение", "Пособия печатные", "Диапозитивы", "Транспаранты", "Диафильмы", "Кинофильмы".

В разделе "Средства вычислительной техники" представлен состав КУВТ на примере платформы IBM (ПЭВМ типа IBM PC/AT) и состав учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с КУВТ. Комплектация рабочего места ученика и учителя предусматривает наличие современного уровня средств микропроцессорной и вычислительной техники, определяющего возможность реализации целей и задач информатизации образования.

В разделе "Базовое программное обеспечение" представлен перечень программных средств поддержки процесса преподавания информатики и вычислительной техники во всех типах средних учебных заведений с базовым изучением курса.

В разделе "Оргтехника" предусмотрены средства для хранения магнитных носителей, подвешивания учебных таблиц и выполнения графических работ на пленке для графопроектора.

В перечнях приведены коды Классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции, присвоенные средствам вычислительной техники, учебно-наглядным пособиям, учебному оборудованию и базовому программному обеспечению.

Спецификация средств вычислительной техники, представленных в перечнях, и перечень базового программного обеспечения соответствуют "Требованиям к средствам вычислительной техники, применяемой в образовании, и оборудованию учебных помещений кабинетов информатики".

Перечни составлены в лаборатории средств информатизации образования Института средств обучения Российской Академии образования и являются четвертой дополненной и переработанной версией этого документа (первая версия была опубликована в 1985 г.).

------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
  Код  Наименование                        Количество
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
      СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
40 1000Комплекты технических средств и оборудования
       для кабинетов информатики и вычислительной
       техники на базе IBM PC/AT                   1
компл.
       (примерный вариант комплектации) (*)

      Рабочее место (РМ) учителя                   1
" - "
      (ПЭВМ IBM PC/AT)
       -Микропроцессор       Intel 80486
        Тактовая частота, не менее 33 МГц
        Объем ОЗУ, не менее       4 Mб
        Графические возможности  Плата SVGA
                          (VRAM 512 Кб - 1 Мб)
        Звуковые возможности    16-бит плата, совмес-
                          тимая с SoundBlaster
       -Внешнее запоминающее    Жесткий магнитный
         устройство           диск "Винчестер",
                          не менее 250 Мбайт
                          Гибкий магнитный диск
                          3.5" (1,44 Мбайт)
                          5.25"  (1,2 Мбайт)
       -Оптический диск        CD-ROM (300 Кбайт/сек)
1
       -Периферийное        Манипулятор "Мышь"      1
         оборудование          Матричный принтер    1
                          (длина строки
                          не менее 80 знаков)
                          Звуковые колонки 2Вт
2
                          Факс-модем (14400 бод
                          1 V32bis и V42)
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
(*)  Возможны   к  использованию  также  комплекты  на  базе
Macintosh
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
  Код  Наименование                        Количество
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
      Рабочее место (РМ) ученика (*)
9 компл.
       -Микропроцессор       Intel 80386 SX
        Тактовая частота, не менее 33 МГц
        Объем ОЗУ, не менее       2 Mб
        Графические возможности  Плата SVGA
       -Внешнее запоминающее    Жесткий магнитный
         устройство           диск "Винчестер",
                          не менее 120 Мбайт
                          Гибкий магнитный диск
                          5.25" (360 Кбайт
                          или 1,2 Мбайт)
       -Периферийное        Манипулятор (типа       9
         оборудование          "Мышь или"Трэк-болл"

      Наборы  кабелей  и  адаптеров  локальной  сети  (при
условии
       наличия в комплектации КУВТ локальной сети) (**)


403000   Периферийное учебное, демонстрационное
       оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ - н          1
компл.
      Базовый блок, обеспечивающий интерфейс между     10
компл.
       ПЭВМ и комплектом датчиков, а также другим
       оборудованием, подключаемым к ПЭВМ - н
      Отдельные модули-датчики и устройства к ним для
10 " - "
        регистрации   и  измерения   основных   физических
величин:
       -модуль датчиков температуры, света и pH с
10 " - "
         подключаемыми к нему датчиками-пробниками - н
       -модуль измерения механических перемещений - р
       -модуль для подключения исполнительных устройств
         и другого оборудования, подключаемого к ПЭВМ - р
       -набор датчиков, исполнительных устройств,
         электронных схем в комплекте электронного
         конструктора типа "LEGO-LOGO"
         ("ЛЕГО-ЛОГО"), подключаемого к ПЭВМ - р
      Учебные роботы, имитирующие технические устройства
1 компл.
       и исполнительные механизмы, подключаемые и
       управляемые ПЭВМ - р
       -робот-"черепаха"
       -робот-манипулятор
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
(*) Возможны на  РМ ученика  автономные ПЭВМ с диском (от 40
Мбайт)
(**) Наборы кабелей и адаптеров локальной сети комплектуются
по количеству рабочих мест учащихся
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
  Код  Наименование                        Количество
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
      Наборы макетов электронных схем, предназначенные
1 " - "
       для конструирования и построения модулей,
       подключаемых к базовому блоку - р
      Комплекс программных средств, обеспечивающих     1
" - "
       работу с аппаратными средствами - р

403390   Kомплекты ЗИП

409000   БАЗОВОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:      1 " - "
      системное программное обеспечение
      программное обеспечение базовых информационных
       технологий
      - текстовый процессор
      - электронные таблицы
      - системы управления базами данных
      - системы компьютерной графики
        (компьютерных презентаций)
      - системы работы с компьютерными
        телекоммуникациями
      инструментальные средства общего назначения
      инструментальные средства разработки систем
      искусственного интеллекта педагогического назначения
      педагогически ориентированные инструментальные
       средства
      программное обеспечение в составе программно-
       методических комплексов для изучения курса
       информатики и вычислительной техники
      программное обеспечение в составе программных
       средств учебного назначения и программно-
       методических комплексов для изучения
       общеобразовательных курсов (базовых и профильных)
      программное обеспечение для решения задач по
       информационно-методическому обеспечению и
       организационному управлению школой
      программное обеспечение поддержки издательской
       деятельности для нужд школы

408410   Магнитные носители (*)                    50
шт.
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------

(*) Норматив дается на один год

------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
  Код  Наименование                        Количество
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
      ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
4443700000  Кинопроекторы 16 мм (*)                  1
компл.
4443520000  Диапроекторы (*)                       1
" - "
4443514000  Графопроекторы (*)                      1
" - "
9662114510  Экраны (*)                            1
" - "
9662114510  Устройства для зашторивания (*)
1 " - "

      ПОСОБИЯ ПЕЧАТНЫЕ
      Демонстрационные
9661339402  Структура и принципы работы ЭВМ - м
1 комп.
9661339403  Алгоритмы и алгоритмический язык
1 " - "
        Алгоритмы работы с величинами - м
9661339404  Построение алгоритмов для решения задач - м
  1 " - "
9661339405  Языки программирования                1 " -
"
9661339406  Требования безопасности при работе на ЭВМ
1 " - "
9661339408  Состав и назначение базового программного
1 " - "
        обеспечения комплекта учебной вычислительной
        техники - м
      Раздаточные
9661339101  Карточки с индивидуальными заданиями (**)
20 компл.
         для учащихся - м

      ДИАПОЗИТИВЫ
9661425501  Устройство ПЭВМ и ее основных узлов - м
1 серия
9661425502  Устройство ввода и вывода информации
1 " - "
9661425503  Элементная база современных ПЭВМ - м       1
" - "

      ТРАНСПAРАНТЫ
9661423901  Устройство и принцип действия ЭВМ
1 компл.
9661423902  Представление информации в ЭВМ            1
" - "
9661423903  Представление простой команды             1
" - "
9661423904  Представление команды ветвления
1 " - "
9661423905  Представление команды повторения          1
" - "
9661423906  Основные элементы языков программирования
1 " - "
         Бейсик, Паскаль, СИ
9661423907  Схема выполнения программ на ЭВМ - м
1 компл.
9661423908  Работа на ЭВМ с графической информацией - м
  1 " - "
9661423909  Общая схема микропроцессорной системы - м
1 " - "
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------

(*) Заимствуются из общешкольных технических средств
(**) Приобретаются с учетом количества учащихся в группах
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
  Код  Наименование                        Количество
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
      ДИАФИЛЬМЫ
9661421001  Роль ЭВМ в современном обществе  - м
1 шт.
9661421002  Основные сведения об архитектуре
  1 " - "
         и функционировании ЭВМ - м

      КИНОФИЛЬМЫ (*)
9661432003  Что такое информатика (**) - м
  1 " - "
9661432001  Возникновение и развитие электронно-
1 " - "
         вычислительной техники
9661432002  Применение электронно-вычислительной техники
1 " - "
         и новых информационных технологий в
         современном обществе - р

      ОРГТЕХНИКА
9663113601  Держатели для таблиц "ДГ"                  
4 компл.
22 9000  Коробочки для магнитных носителей            10
шт.
42 6140     Фломастеры  для   работы  на  пленке  черные  и
цветные   5 " - "

4321240011  Термометр комнатный                     1
" - "

        Бумага для принтера в перерасчете на лист       
1200
         формата А4 (***)

        Лента или картридж для принтера (***)        5
шт.
------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------

(*) Школами не приобретаются
(**) Фильм методический
(***) Норматив дается на один год